$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Отрасль тормозит

27.01.2009

   В то время как во всем мире автоиндустрия переживает серьезные трудности, белорусские профильные предприятия не снижают объемов производства, а их директора продолжают излучать оптимизм. Так, в отличие от иностранных конкурентов не ушел на зимние каникулы МАЗ. Здесь в 2009 г. собираются достичь запланированных темпов роста на уровне 114,6%. В свою очередь, БелАЗ, реализуя инвестиционную программу в размере 100 млн. EUR, надеется к 2012 г. нарастить выпуск продукции к уровню 2007 г. на 88,5%.

   Воплотить в реальность амбициозные мечты жодинское предприятие может в том числе и за счет создания нового торгово-сборочного производства с участием автоконцерна «Катерпиллар» (переговоры с потенциальным партнером должны состояться на днях). Если сторонам удастся достичь согласия по всем спорным вопросам, вскоре начнется совместный выпуск двигателей и других комплектующих для карьерных самосвалов.

   КРОМЕ ТОГО, по словам генерального директора Петра Пархомчика, в 2009 г. планируется сохранить темпы роста производства на уровне 2008 г. (111,1%), организовать за рубежом собственную товаропроводящую сеть с контрольными пакетами акций БелАЗа, провести работу по созданию СП в Индии и Китае. В частности, запланирована организация серийного выпуска карьерных самосвалов грузоподъемностью 320 т, а также автомобилей (90 т) с гидромеханической трансмиссией.

   Никто не объявлял и об отмене глобальных планов ЗАО «Юнисон» по выпуску легковушек «Саманд». В случае реализации бизнес-плана к 2012 г. предприятие соберет 58,8 тыс. авто (в 2007 г. — 300 машин). Для выхода на такие показатели к началу 2010 г. учредители обещали вложить в развитие ЗАО 90 млн. USD (60 млн. USD прямых инвестиций и 30 млн. USD на пополнение оборотных средств).

   Несмотря на 20-процентное падение продаж в России (о чем сообщило руководство ЗАО «МазКонтрактЛизинг»), МАЗ также ставит перед собой серьезные задачи, не ограничивающиеся вышеописанным увеличением выпуска техники в 2009 г. Уже в этом году столичное предприятие планирует начать готовить новые производственные мощности, на которых надеется наладить выпуск 1,2 тыс. автомобильных кранов в год. Срок реализации проекта — 3 года. Предполагаемые размеры финансирования — 30 млрд. Br.

   На повестке дня — задача освоить семейство автомобилей уровня Евро-3 и Евро-4, нарастить действующие производственные мощности до 50 тыс. машин в год, удвоить продажи автобусов (объем предполагаемых инвестиций порядка 1,75 млрд. USD).

   Самостоятельно найти необходимые средства сегодня практически нереально. Поэтому возможен альянс с кем-либо из конкурентов. Напомним, что ранее были получены предложения об объединении с российскими «ГАЗ» и «КамАЗ». Но наиболее реально выглядит союз МАЗа с заводом «Урал».

   Наши производители уверенно смотрят в будущее, хотя существенное падение спроса на товары скрыть невозможно. Как ранее сообщала «ЭГ», отечественный автопром в ноябре произвел 1,6 тыс. шт. грузовиков, что на 900 меньше в сравнении с октябрем. Складские запасы по отношению к 1 декабря 2007 г. выросли по грузовикам в 2,5 раза. То есть положительные по итогам года показатели достигнуты за счет успехов в первом полугодии.

   СУЩЕСТВУЮТ ли предпосылки для улучшения ситуации в 2009 г.? Вряд ли. Данные, поступающие с подавляющего числа рынков, говорят о том, что отрасль впала в глубочайший кризис.

   Совокупный спад продаж автоконцернов в России составил около 20%. В итоге «ГАЗ» объявил о сокращении персонала на 40%, «КамАЗ» с 19 января отправил в вынужденный отпуск практически весь свой коллектив. Разместившиеся в стране иностранные производства — Ford, Renault, Volkswagen, СП «GM-АвтоВАЗ» — временно остановили конвейеры (в среднем на 30 дней).

   Если в прошлом году в США удалось реализовать более 58,5 млн. машин (свыше 17 млн. новых), то в этом году эксперты прогнозируют спад на 40%. «Рекордные» показатели вынуждают компании закрывать заводы в Мексике и Канаде. Chrysler вовсе объявил о планируемом сокращении штата почти на четверть. Совокупные долги большой тройки американских автопроизводителей («Форд», «Крайслер» и «Дженерал Моторс») банкам превышают 100 млрд. USD.

   В Европе также идет спад продаж на 5-10% в месяц. Это вынудило немецкий концерн BMW AG-3 остановить на неделю три завода в Германии. К аналогичной мере прибегли французские концерны Renault и Peugeot. Отправили сотрудников на временный и постоянный отдых чешская Skoda, испанский SEAT (новую работу ищет 1,2 тыс. рабочих). Volkswagen расстался с 750 рабочими и понизил прогноз производства на 50 тыс. авто. Руководство Ferrari закрывало цеха на 20 дней (продажи элитных машин упали чуть ли не на 85% в месяц) и т. д.

   Крайне сложная ситуация и в Азии. Nissan ожидает уменьшения объемов производства на 200 тыс. штук и готовится уволить 3,5 тыс. сотрудников. Toyota Motor Corp. объявила о приостановке конвейера на всех своих 12 заводах в Японии в течение 11 дней в феврале и марте.

   Компании не брошены на произвол судьбы. Активную поддержку «своим» оказывают правительства. В России повышены ввозные таможенные пошлины на машины, а также снижен с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных. В дальнейшем планируется субсидировать производителей процентными ставками по кредитам и упростить процедуру лизинговых продаж.

   Палата представителей конгресса США одобрила законопроект о предоставлении американским компаниям чрезвычайной финансовой помощи в размере 15 млрд. USD. Николя Саркози потребовал у ЕС выделить на поддержку автоконцернов 25 млрд. USD. Аналогичные меры могут принять правительства Японии и Южной Кореи.

   Как видим, кризис не миновал никого. Спады продаж наблюдаются во всем мире, в т.ч. и на основном для нашего автопрома рынке СНГ.

   НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, что белорусское правительство не озабочено стабилизацией ситуации (предусмотрен ряд мер финансового и законодательного характера), но вызывают удивление планы по наращиванию объемов производства на фоне прямо противоположных действий конкурентов. Последние стараются экономить, даже за счет принятия непопулярных мер.

   Многие специалисты утверждают: тот, кто сумеет удержаться на плаву сегодня, позже продемонстрирует завидные темпы роста. Возможно, политика, применяемая в отношении белорусских флагманов, верная и поможет им в будущем добиться значительных результатов. Но в таком случае аналитики всех ведущих корпораций ошибаются.

Антон БОЙКО