Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Проблемы и решения
23.04.2002 42 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отложенные реформы — упущенные возможности

Любая, даже самая прогрессивная модель экономического развития отнюдь не жесткая самодостаточная конструкция. Наиболее жизнеспособна та система экономических отношений в обществе, которая способна вбирать в себя лучшее, что накоплено человеческим опытом. Для оценки ее эффективности существуют так называемые индексы экономического развития, разрабатываемые влиятельнейшими международными организациями. О них сегодня и пойдет речь в статье эксперта исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Елены РАКОВОЙ.

Любая, даже самая прогрессивная модель экономического развития отнюдь не жесткая самодостаточная конструкция. Наиболее жизнеспособна та система экономических отношений в обществе, которая способна вбирать в себя лучшее, что накоплено человеческим опытом. Для оценки ее эффективности существуют так называемые индексы экономического развития, разрабатываемые влиятельнейшими международными организациями. О них сегодня и пойдет речь в статье эксперта исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Елены РАКОВОЙ.

О чем говорят индексы

Каждое государство проводит самостоятельную экономическую политику, определяя для себя приемлемый масштаб государственного регулирования. Исходя из проводимой монетарной и финансовой политики, определенного правового поля формируется инвестиционный климат страны, создающий основу для долгосрочного экономического развития.

Оценить экономическую и институциональную политику любого государства помогают индексы, разрабатываемые авторитетными международными организациями. Возможности котироваться в том или ином агентстве, лидирующие позиции в рейтингах иногда означают для инвесторов больше, чем самые горячие заверения политиков.

С 1994г. американская организация Неritаgе Fоundаtiоn рассчитывает индекс экономической свободы, что позволяет сравнивать самые разные страны мира. Для оценки состояния среды функционирования бизнеса авторы исследуют 50 различных показателей, сведя их в 10 широких категорий, или факторов, экономической свободы: торговая политика; налоговое бремя; государственное вмешательство в экономику; права собственности; зарплата и цены; финансы и банковская деятельность; масштаб теневой экономики; монетарная политика; регулирование; потоки капитала и иностранные инвестиции.

Шкала, по которой измеряются эти факторы, варьируется от 1 до 5, где 1 означает институциональную или соответствующую экономическую политику, наиболее подходящую определению экономической свободы, в то время как 5 означает проведение наименее благоприятной политики. В конечном итоге все факторы складываются, выводится среднее и определяется общий ранг страны.

Индекс охватывает четыре категории стран: свободные -- страны со средним значением рейтинга 1,95 и меньше; в основном свободные -- страны со средним значением индекса от 2,00 до 2,95; в основном несвободные -- страны со средним значением индекса от 3,00 до 3,95; подавленные -- страны с индексом от 4,00 и выше.

Беларусь в зеркале индексов, 2001 Индекс экономической свободы (Heritage Foundation)
 
=================================================================================================
Страна/       Значе-  Торго- Нало-  Госуда-  Денеж-  Потоки   Банки  Зарп-  Права  Регули- Черный
место         ние ин- вля    говое  рствен-  ная по- капитала и фи-  латы/  собст- рование рынок 
              декса          бремя  ное вме- литика  и ПИИ    нансы  цены   венно-
                                    шатель-                                 сти  
                                    ство   
==================================================================================================
Гонконг(1)    1,35      1    2         2       1       1        1     2      1       1       1,5
США    (4)    1,80      2    3,5       2       1       2        1     2      1       2       1,5
Эстония(4)    1,8       1    3,5       2       2       1        1     1      2       2       2,5
Литва (29)    2,35      1    3,5       2       1       2        3     2      3       3       3
Чехия (32)    2,40      2    4,5       2       2       2        1     2      2       3       3,5
Польша(45)    2,7       2    4,5       2       3       2        2     3      2       3       3,5
Россия(131)   3,70      4    3,5       2,5     5       3        4     3      4       4       4
Беларусь(148) 4,35      3    4,5       4       5       4        4     5      4       5       5
================================================================================================
 
Индекс экономической свободы
 
============================================================
Самые свободные страны                  Самые несвободные страны     
1. Гонконг          1,35      145. Бирма          4,10
2. Сингапур         1,55      145. Сирия          4,10
3. Новая Зеландия   1,70      147. Зимбабве       4,30
4. Эстония          1,80      148. Беларусь       4,35
4. Ирландия         1,80      148. Узбекистан     4,35
4. Люксембург       1,80      150. Туркменистан   4,40
4. Нидерланды       1,80      151. Иран           4,55
4. США              1,80      151. Лаос           4,55
9. Австралия        1,85      153. Ливия          4,75
9. Чили             1,85      155. Ирак           5,00
9. Великобритания   1,85      155. Северная Корея 5,00
============================================================
 
Индексы, рассчитываемые для переходных экономик

Для трансформационных экономик, обладающих специфическими характеристиками в силу доставшейся в наследство от командно-административной системы структуры экономики и необходимости проведения широкомасштабных реформ, сопровождающихся на начальном этапе высокой инфляцией, мерами протекционистского характера, отсутствием правовой культуры, особый интерес представляют индексы либерализации, рассчитываемые различными международными организациями специально по группе стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В число наиболее заметных входят индексы Европейского банка реконструкции и развития, сводный индекс либерализации МВФ и индексы свободы Frееdоm Ноusе.

Ежегодно ЕБРР представляет разрабатываемый группой авторов Тrаnsitiоn Rероrt -- Отчет о прогрессе в трансформации 25 стран ЦВЕ и бывшего Советского Союза. Авторы этого отчета предлагают собственную оценку прогресса в трансформации для стран ЦВЕ, Балтии и СНГ с 1994г. Оценки сделаны по большому набору ключевых направлений реформ, которые корреспондируют с 4 важнейшими характеристиками рыночной экономики: рынки и торговля; предприятия; инфраструктура; финансовые институты. Шкала индикаторов варьируется от 1 до 4, где 1 означает небольшие изменения по сравнению с командно-административной экономикой или их отсутствие, а 4+ -- стандарт развитой рыночной экономики.

Индексы ЕБРР
 
=============================================================================
Страна  Малая    Либера-  Валют-  Боль-   Управ-    Политика   Банков- Рынки
        привати- лизация  ная     шая     ление и   в области  ская    ценных
        зация    цен      сис-    прива-  реструк-  конкурен-  реформа бумаг
                          тема    тизация туризация ции                и фин.
                          и внеш-                                      инсти-
                          няя                                          туты 
                          торго-
                          вля   
=============================================================================
Литва     4+      3        4+        3+       3-        3        3        3
                                                             
Польша    4+      3+       4+        3+       3+        3        3+       4+
Эстония   4+      3        4+        4        3+        3-       4-       3
Чехия     4+      3        4+        4        3+        3        4-       3
Россия    4       3        3-        3+       2+        2+       2-       2-
Украина   3+      3        3         3        2         2+       2        2
Туркме-
нистан    2       2        1         1        1         1        2        2
Беларусь  2       2        2         1        1         2        1        2
1 -- отсутствие реформ                                                                             
4+ -- стандарты развитой рыночной экономики                                                                            
============================================================

Индексы Frееdоm Ноusе

Начиная с 1998г. Frееdоm Ноusе представляет широкой общественности отчет "Nаtiоns in Тrаnsit", в котором его эксперты оценивают прогресс в осуществлении политических и экономических реформ в 27 странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Балтии. В рамках данного исследования эксперты анализируют четыре принципиальные позиции в трансформации: демократизацию, верховенство закона, экономическую либерализацию и социальные индикаторы. Исходя из полученной информации рассчитываются три индекса: демократизации; верховенства закона; экономической либерализации.

Все рейтинги ранжируются по шкале от 1 до 7, где 1 означает наиболее высокий уровень в процессах рыночной трансформации, а 7 -- наихудший результат.

Согласно индексу экономической либерализации все страны с переходной экономикой разбиты на три группы: страны с продвинутыми рыночными реформами; трансформационные экономики; статичные экономики.

Тенденции в реформах: индексы Freedom House
 
==================================================================================
Страны       1997   1998   1999--  2001  1999--  2001   1997  1998   1999--   2001
                           2000          2000                                 2000
          Индекс экономической          Индекс верховен-
             либерализации              ства закона       Индекс демократизации                        
==================================================================================
СТРАНЫ СО ВСЕОБЪЕМЛЮЩИМИ РЫНОЧНЫМИ  РЕФОРМАМИ
Польша       2.00   1.92   1.67   1.67    1.88   1.88   1.50   1.45   1.44   1.44
Чехия        1.88   2.00   1.92   2.00    2.75   3.13   1.50   1.50   1.75   1.81
Венгрия      1.63   1.67   1.75   1.92    2.13   2.50   1.50   1.50   1.75   1.94
Латвия       2.50   2.50   2.50   2.50    2.75   2.75   2.15   2.15   2.06   1.94
Литва        2.50   2.58   2.83   2.75    2.88   2.75   2.15   1.95   2.00   1.94
Словения     2.38   2.17   2.08   2.08    1.75   1.75   2.00   1.95   1.94   1.94
Эстония      2.13   2.00   1.92   1.92    2.63   2.38   2.10   2.05   2.06   2.00
Словакия     3.38   3.58   3.25   3.25    3.13   3.00   3.80   3.65   2.50   2.25
Болгария     5.38   4.08   3.75   3.50    4.13   4.13   3.90   3.55   3.31   3.06
Хорватия     3.88   3.83   3.67   3.58    5.00   4.13   4.20   4.25   4.19   3.25
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ СТРАНЫ
Румыния      4.63  4.50    4.17   4.00    4.25   4.38   3.95   3.85   3.19   3.31
Македония    4.50  4.67    4.58   4.58    4.63   4.63   3.90   3.95   3.44   3.75
Молдова      4.00  4.17    4.00   4.00    5.00   5.00   3.90   4.00   3.88   3.94
Албания      4.00  4.50    4.50   4.17    5.50   5.00   4.55   4.75   4.38   4.13
Грузия       4.13  4.00    3.67   3.75    4.50   4.63   4.70   4.55   4.00   4.19
Украина      4.25  4.75    4.58   4.33    5.25   5.25   4.00   4.25   4.31   4.44
Армения      4.00  4.08    3.58   3.58    5.38   5.38   4.70   4.80   4.50   4.56
Россия       3.50  3.92    4.33   4.17    5.25   5.38   3.80   4.10   4.25   4.63
Югославия     -    4.83    5.33   5.33    6.00   5.88   -      4.90   5.50   4.63
Босния        -    5.67    5.58   5.50    6.00   5.63   -      5.35   5.13   4.94
Кыргызстан   3.75  3.75    3.83   4.00    5.50   5.63   4.65   4.70   4.88   5.13
Таджикистан  6.13  6.13    6.00   5.50    5.88   5.88   6.20   5.95   5.69   5.44
Азербайджан  5.13  5.00    5.00   4.92    5.75   5.75   5.60   5.55   5.50   5.56
Казахстан    4.38  4.50    4.50   4.50    5.75   6.00   5.30   5.35   5.38   5.56
СТАТИЧНЫЕ СТРАНЫ
Узбекистан   6.25  6.25    6.25   6.17    6.25   6.25   6.35   6.45   6.44   6.50
Беларусь     6.00  6.25    6.25   6.25    5.88   6.00   5.90   6.20   6.44   6.56
Туркменистан 6.38  6.42    6.42   6.50    6.38   6.63   6.90   6.90   6.94   6.94
1 -- наилучший результат трансформации
7 -- отсутствие реформ
============================================================

Рейтинги экономической свободы и ПИИ

Для переходных экономик представляет особый интерес анализ связи между показателями экономической свободы в стране (темпами реформирования) и объемом привлекаемых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на душу населения. Проведенный эконометрический анализ демонстрирует статистически значимую связь: чем экономически свободнее страна, тем больше инвестиций она привлекает в свою экономику.

Результаты оценок международных экспертов прогресса в трансформации стран ЦВЕ и бывшего Советского Союза позволяют сгруппировать все страны в три группы. В первую попадают государства, добившиеся наибольшего успеха в проведении рыночных реформ. Они лидируют сегодня по темпам роста ВВП, привлечения инвестиций и роста уровня жизни.

Во вторую группу попадают страны, еще окончательно не решившие для себя, какой путь реформирования им выбрать. Политика частичных и непоследовательных реформ приводит в них к закономерному результату -- стагнации экономического развития, коррумпированности правительства и парламента, росту бедности и неравенства среди населения.

Третья группа стран -- это страны репрессивные (с точки зрения наличия экономической свободы у их граждан) или статичные (с точки зрения динамики происходящей там рыночной трансформации). Как таковых рыночных реформ здесь еще и не было.

Агрегированные индексы экономической свободы и прогресса реформ и результаты трансформации по трем группам стран
 
===========================================================================
             EBRD     HF      FH      АW      FDI     CРI     GGР
===========================================================================
Страны со
всеобъемлющими
рыночными
реформами   3,25     2,78    2,6     380     1181     46,8      95
Трансформа-
ционные
страны      2,54     3,69    4,7     62       198     133,2     60
Статичные
страны      1,72     4,22    6,35    57       107     206,2     86
EBRD -- кумулятивный индекс
ЕБРР HF -- кумулятивный индекс экономической свободы
FH -- индекс трансформации Freedom House
АW -- средняя заработная плата, декабрь 2000г.,
USD FDI -- кумулятивные ПИИ на душу населения за 1989--2000гг.,
USD CРI -- среднегодовая инфляция за 1989--2000г., % GGР -- ВВП в
2000г.,% (1989г. = 100%)                                                                 
============================================================

Провозгласив курс на построение рыночной экономики и предприняв в 1992--1994гг. некоторые первоначальные реформы (либерализация цен, отмена госзаказа, малая приватизация и пр.), в последующие годы эти страны избрали курс на сворачивание реформ и увеличение роли государства в принятии экономических решений, участии в распределении потоков капитала, ресурсов, рабочей силы. Реформирование банковской системы, приватизация крупных предприятий, создание финансовых рынков -- эти реформы в названных государствах даже и не начинались. Привлечение административного ресурса вкупе с инфляцией и некоторыми другими факторами позволили им добиться беспрецедентных темпов роста ВВП в последние несколько лет.

Однако, несмотря на официально декларируемый рост ВВП, эти страны не демонстрируют аналогичный рост благосостояния своих граждан. Например, в Беларуси в 1996г. заработная плата равнялась примерно 100 USD. За период с 1996 по 2000г. ВВП Беларуси вырос на 35,8%, в то же время средняя заработная плата в 2000г. составляла уже 70 USD. Средняя зарплата в Узбекистане в 2000г. равнялась 44 USD. Для примера, в Польше в 1996г. средняя заработная плата равнялась 270 USD и составила к концу 2000г. 465 USD (рост ВВП в Польше в этот период был гораздо скромнее -- он увеличился на 24%).

Как было отмечено выше, среди факторов роста ВВП можно выделить два: масштабные рыночные реформы, создающие основу для эффективного распределения экономических ресурсов, и привлекаемые в страну иностранные инвестиции. Страны из третьей группы не сделали ни первого ни второго, а значит, сложно говорить о долгосрочной тенденции в их экономическом развитии.

Обратимся к опыту трансформационных экономик, лидирующих в темпах реформирования. Что позволило им привлечь наибольший объем иностранных инвестиций и создать основу для долгосрочного экономического роста?

Анализ, проведенный международными экспертами, позволяет выявить следующие закономерные тенденции. Среди направлений реформ, выделяемых ЕБРР, на темпы экономического роста и объем привлекаемых инвестиций наибольшее влияние оказывают институциональные реформы. Приватизация крупных предприятий, либерализация внешней торговли, политика в области конкуренции, банковская реформа, построение рынков ценных бумаг и работающих финансовых институтов являются главными факторами успешной трансформации. Опыт трансформационных экономик показывает, что мало формально либерализовать цены и провести малую приватизацию. Безусловно, эти реформы важны, однако они работают только в краткосрочном периоде. Для привлечения иностранных инвесторов экономический рост должен дополняться соответствующими мерами микроэкономической политики, направленной на создание рыночных институтов и защиту прав собственности.

Неслучайно, индексы реформ Frееdоm Ноusе не позволяют выявить наиболее значимые показатели трансформации. Экономическая либерализация, верховенство закона, демократизация являются базовыми условиями создания благоприятного инвестиционного климата. Экономическая либерализация невозможна без демократизации общества, поскольку в противном случае консолидация хозяйственных и политических элит приводит к возникновению модели рентной экономики. Верховенство закона, т.е. защита контрактных обязательств собственников и инвесторов также работает только в демократическом обществе. Чем больше "особых правил игры" и национальных приоритетов в экономике, тем меньше обществу нужен беспристрастный закон и либеральные экономические реформы.

Беларусь и соседи

Литва, Беларусь и Польша с самых давних времен являлись одним государством, имея общие географические, климатические и ресурсные условия. Годы социалистического эксперимента негативно отразились на всех показателях развития данных государств, несмотря на некоторые формальные отличия их социально-экономических характеристик.

В начале 90-х годов и Польша, и Литва, страстно желающие независимости, начали всеобъемлющие рыночные реформы, выбрав метод "шоковой терапии". Беларусь выбрала путь постепенных преобразований "по мере возникновения необходимых предпосылок", как сказано в Программе социально-экономического развития государства на 1996--2000гг.

По прошествии 11 лет уже можно делать некоторые выводы, сравнивания издержки и выгоды.

Беларусь, Литва и Польша: основные результаты трансформации
 
=========================================================================
                                            Беларусь    Литва     Польша   
=========================================================================
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ                                                   
-----------------------------------------------------------------------------
ВВП 2000г. (1989 = 100), %                      85            65        127      
Среднегодовой ИПЦ (1989--2000гг.)            240,8          73,0       58,1     
Кумулятивные ПИИ на душу населения, USD        123           646        751      
-------------------------------------------------------------------------
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ                                                        
-------------------------------------------------------------
Средняя ЗП в 2000г., USD                        70           273        465      
МЗП, USD                                         3           108        155      
Средняя пенсия по возрасту, USD                 31            78        210      
Безработица, %                                   2,1          11         14       
Пособие по безработице, USD                      5         34-60        100      
Уровень бедности, %                             33            16        6,9      
-----------------------------------------------------------------------
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ                                                          
-------------------------------------------------------------------------
Продолжительность жизни                  1992  1999   1990  1999   1992  1999
                                         70,0  68,4   70,3  72,1   71,1  73,2
К-т смертности                           10,7  13,4   15,4   8,6   9,91  6,49
=============================================================================

Литва

С обретением независимости Литва выбрала путь максимально быстрого построения рыночной экономики. Это страна экономических и политических свобод.

Международные организации четко отслеживают прогресс в рыночной трансформации Литвы, что выражается в соответствующем росте ее индексов. По индексу экономической свободы Литва в последние два года перегоняет Польшу, уверенно занимая место в числе 20 наиболее экономически свободных стран. Так, если в 1995г. по индексу экономической свободы Литва была на 100-м месте, то по итогам 2001г. -- на 29. Особенно заметен прогресс Литвы в приватизации, реформировании банковской системы, построении институциональной среды и создании финансовых рынков.

За короткое время Литва провела макроэкономическую стабилизацию и приватизацию. Валютный комитет как форма валютной системы страны гарантирует гражданам и предприятиям стабильную валюту и цены, а также кредитоспособность банковской системы. 1 мая 2001г. Литва вступила в ВТО и в ближайшие время намеревается стать членом ЕС.

За годы реформ инфляция в Литве снизилась с 72% в 1994г. до 8,9% в 1997г., 0,8% в 1999г. и 1% в 2000г.

Масштабные всеобъемлющие реформы создали основу для роста национальной экономики и привлечения иностранных инвестиций. По итогам 10 лет трансформации объем привлеченных прямых иностранных инвестиций составил 646 USD на человека. Высокие рейтинги международных организаций и стабильная макроэкономическая и институциональная среда создают основу для дальнейшего притока иностранных инвестиций и поступательного экономического роста.

Последовательное оздоровление экономики выражается в росте доходов граждан. Средняя заработная плата увеличилась с 90 USD в 1995г. до 273 USD в конце 2000г. МЗП -- 107,5 USD, или 39% от среднемесячной ЗП. Пенсия по возрасту составляла 78 USD, что эквивалентно 28,4% средней заработной платы. Безработица -- 11%. Пособие по безработице составляет 34 USD.

Уровень жизни выражается не только в росте реальных доходов населения, но и в ряде социальных показателей. Так, коэффициент смертности снизился с 15,4 чел. на 1000 родившихся до 8,6 чел., коэффициент рождаемости снизился с 12,7 до 9,8 человек. Продолжительность жизни увеличилась у женщин с 75 лет до 77,8 года и сократилась у мужчин с 69,1 до 67,4 года.

16% литовцев, половина из которых имеет только начальное образование, имеет доходы ниже прожиточного минимума. Аналогичные доходы имеют 22% пенсионеров. 28,2% бедных живут в сельской местности (в пяти крупнейших городах Литвы аналогичный показатель составляет только 7,2%).

Польша

С самого начала рыночной трансформации Польша являлась наименее зарегулированной страной на постсоциалистическом пространстве. К концу 1989г. доля свободных цен составила 71%. А в 1991г. твердые государственные цены сохранились лишь на некоторые наиболее важные виды продовольствия, топлива и электроэнергии, часть лекарств и основные виды услуг. Уже в 1990г. 40% ВВП создавалось в частном секторе, который давал работу 49% населения. В 1998г. частный сектор создавал уже 70% ВВП, в котором было занято 71% населения.

План Бальцеровича, согласно которому Польша начала рыночные реформы, предусматривал широкомасштабные и радикальные изменения, выразившиеся в максимальной либерализации цен и условий хозяйствования. Быстрое достижение финансовой стабилизации при высоком первоначальном скачке цен возможно лишь в случае жесткого ограничения роста доходов населения, чтобы не допустить раскручивания инфляционной спирали "заработная плата -- цены". Поэтому правительство Т.Мазовецкого разработало специальный механизм контроля над ростом фонда зарплаты, который мог увеличиваться по мере инфляции, но с определенным отставанием. Любое увеличение ФЗП выше установленных пределов облагалось очень высокими налогами.

Принципиальным изменениям была подвергнута бюджетная политика. В бюджете на 1990г. размер запланированного дефицита был сокращен почти в 10 раз (до 2,5% ВВП) за счет отказа от субсидирования убыточных предприятий, существенного снижения государственных дотаций к ценам, расходов на социальную сферу, науку, оборону. Из бюджета дотировались цены только на узкий круг социально значимых товаров и услуг (молоко, каменный уголь, пассажирский транспорт, жилищно-коммунальные услуги). Кроме того, программой предусматривался неинфляционный способ финансирования дефицита госбюджета с помощью выпуска государственных облигаций, цена которых индексировалась в соответствии с темпом инфляции. Программой предусматривался переход к единой системе налогообложения предприятий вне зависимости от формы собственности, отмена ряда льгот, создание равных условий хозяйствования.

В денежно-кредитной сфере "шок" выразился в резком (более чем в два раза) повышении базовой ставки по кредитам, что привело к снижению спроса на кредит и стремлению предприятий как можно быстрее погасить ранее взятые кредиты. Одновременно наблюдался рост склонности населения к сбережениям. Важным элементом программы перехода к рынку стало введение внутренней обратимости национальной валюты, создание валютного рынка и упрощение регулирования внешнеторговых операций. С 1993г. в Польше наблюдается экономический рост.

Польша является одной из немногих трансформационных стран, где наиболее успешно была проведена приватизация. Несмотря на то, что приватизация началась еще в июле 1990г., ее пик пришелся на период после 1996г., когда был принят Закон о приватизации и коммерциализации. С 1998г. Польша начала приватизацию естественных монополистов -- телекоммуникаций, энергетического сектора, железной дороги.

Польша выполняет все требования по вступлению в Евросоюз, приводя свою налоговую, таможенную, институциональную политику в соответствие с европейскими нормами, реформируя банковскую систему и создавая рынки ценных бумаг.

За годы рыночной трансформации инфляция в Польше последовательно снижалась с 249% в 1990г. до 60,4% в 1992г., 18,5% в 1996г. и 8,5% в 2000г. Польский злотый имеет внутреннюю конвертацию с 1990г.

Средняя заработная плата в Польше в конце 2000г. составляла около 465 USD. МЗП -- 155 USD. Средняя пенсия в 2000г. была около 210 USD при минимальной пенсии 105 долларов. Одной из наиболее острых проблем, стоящих ныне перед польским правительством, является высокий уровень безработицы -- 14--18%, достигающий в некоторых районах 30%. Однако пособие по безработице в Польше для работавших менее 5 лет составляет 78 USD, от 5 до 20 лет -- 100 USD, более 20 лет -- 120 USD.

За годы реформ в Польше значительно снизился коэффициент смертности: с 19,3 в 1990г. до 6,49 человек на 1000 родившихся в 1999г. При этом нет различий в уровне смертности в городской и сельской местности. Увеличилась продолжительность жизни: с 67,4 года до 68,9 у мужчин и с 76 до 77,3 лет у женщин.

Несмотря на относительно невысокие показатели экономической свободы, а они на протяжении последних нескольких лет уступают, например, литовским (45-е место по итогам 2001г.), Польша являлась лидером на протяжении почти всего периода реформ согласно ряду трансформационных показателей (ЕБРР, Frееdоm Ноusе, IМF), привлекла большой объем иностранных инвестиций. Она уже в ближайшие годы может вступить в Евросоюз.

Беларусь

Беларусь, как и большинство стран постсоветского пространства, выбрала путь постепенных реформ. Первоначальная либерализация цен (1992--1993гг.) в условиях проинфляционной денежной политики, проводимой с целью недопущения падения ВВП, создала условия для быстрого роста цен. Среднемесячный темп роста ИПЦ в 1992--1994гг. был более 30%. Относительная стабилизация (1995--1996гг.) и ужесточение денежной политики показали всю слабость нереформируемого реального сектора. В качестве приоритетной цели развития с осени 1996г. выбирается рост ВВП, стимулируемый активной кредитной эмиссией в выбранные "точки роста" -- АПК и жилищное строительство. Президент перед правительством поставил цель -- достигнуть показателей выпуска 1990г. В 1997--2000гг. Беларусь демонстрирует высокие темпы роста ВВП, который увеличился за эти годы на 40%. Белорусское экономическое чудо стало возможным благодаря финансовой помощи России, списавшей 1 млрд.руб. задолженности за энергоносители, эмиссии, проеданию основных и оборотных средств предприятий. Тем не менее неэффективность выбранной модели стал
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений