Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отложенные ИННОВАЦИИ

Ожидалось, что накануне конкурса по продаже принадлежащих государству акций предприятий нефтехимического комплекса глава государства подпишет документы, которые закрепят направление части средств, получаемых в ходе приватизации, на финансирование высокотехнологичных и наукоемких производств...
Ожидалось, что накануне конкурса по продаже принадлежащих государству акций предприятий нефтехимического комплекса глава государства подпишет документы, которые закрепят направление части средств, получаемых в ходе приватизации, на финансирование высокотехнологичных и наукоемких производств. И одновременно наделят ОАО "Белинвестбанк" статусом ответственного за технологическую модернизацию экономики.

Оценив стоимость объектов нефтехимического комплекса, подлежащих приватизации, в 1770 млрд.руб. (900 млн.USD), правительство ожидало, что на торгах их стоимость вдвое превысит оценочную и потому заранее обеспокоилось тем, чтобы все средства не были "проедены", а пошли на обновление основных фондов и технологий. Предполагалось, что финансирование эффективных высокотехнологичных и наукоемких производств создаст задел для качественного экономического роста в будущем и воспрепятствует "утечке мозгов" за границу.

В соответствии с постановлением Совмина от 2003-01-15г. N 32 госпредприятия должны направлять средства, вырученные от отчуждения имущества, на приобретение основных фондов для реконструкции, техперевооружения и модернизации производства. Напомним, что еще в прошлом году половина доходов, поступавших от приватизации, направлялась на компенсацию обесценения сбережений населения и до 5% -- на финансирование деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предприятий.

Идея создать целевой фонд поддержки инвестиций в приоритетных высокотехнологичных и наукоемких отраслях за счет средств от продажи доли государства в приватизируемых предприятиях сформулирована главным финансовым учреждением страны еще в прошлом году. Заинтересованные стороны -- Минэкономики, Минфин и концерн "Белнефтехим" -- после обсуждения проект одобрили, но, как часто бывает, не сошлись в деталях.

По мнению руководства Белнефтехима, фонд должен стимулировать инвестиционную деятельность нефтехимического комплекса. Для этого средства фонда надлежит предоставлять предприятиям отрасли на платной и возвратной основе под процент не выше половины ставки рефинансирования. Решение о выделении средств будет принимать Президент страны по представлению правительства. Финансирование проектов и программ предполагает обеспечение в виде банковских гарантий, залога имущества предприятий. Положительными результатами данного проекта, по мнению экспертов, станет весомое увеличение долгосрочных депозитов банков и их целевое использование.

Однако узкоотраслевой подход Белнефтехима встретил возражения: важнее направить в фонд поступления от приватизации предприятий всех отраслей народного хозяйства без исключения. А также закрепить в проекте документа значимые для всего народного хозяйства направления использования государственного инвестиционного фонда. В частности, использовать до половины всех средств на централизованное финансирование наукоемких проектов на базе новых и высоких технологий в приоритетных отраслях. Простой адресный возврат ресурсов на приватизируемые предприятия консервирует сложившуюся отраслевую структуру и не обеспечивает решения задач технологической модернизации экономики. Поэтому в интересах приватизируемых предприятий (при наличии у них конкурентоспособных эффективных инвестиционных проектов) следовало бы направлять до 40% поступающих средств. Около 10% -- предусматривать на подготовку проектов, отвечающих международным требованиям, их экспертизу и информационное сопровождение (создание базы данных о проектах в сети Интернет и др). Кроме того, часть средств направлять на укрепление национальной валюты. Ресурсы, предназначенные для инвестирования, передать в доверительное управление Белинвестбанку, создав на его основе инвестиционный банк развития, ответственный за проведение технологической модернизации в стране.

Минфин разделяет такой подход лишь частично, полагая, что поступающими от приватизации средствами должно распоряжаться правительство или по его поручению казначейство. Заместитель министра финансов И.Заяш так пояснил позицию своего ведомства: "Рыночные технологии управления движением инвестиционных ресурсов во многом связаны с развитием банковского сектора государства. Именно банки должны заменить государственное финансирование реального сектора банковским кредитованием. Однако в нашей республике этого пока не произошло, поскольку банки имеют низкую капитализацию и дефицит долгосрочных пассивов, что сильно ограничивает их возможности в кредитовании реального сектора экономики..".

Первый заместитель министра экономики Н.Зайченко, соглашаясь с намерениями усилить государственную поддержку инвестиций в новые технологии и наукоемкие производства, тем не менее осторожно относится к задаче Минэкономики сообщать уполномоченным банкам о наличии таких инвестиционных проектов: "Такой необходимости нет, поскольку данная информация содержится в перечне, утвержденном постановлением Совмина от 31.08.1999г N 1360 и в Реестре высокотехнологичных производств, формируемом Комитетом по науке и технологиям. Свободное распространение технико-экономических характеристик проектов не представляется возможным ввиду необходимости соблюдения требования инициаторов инвестпроектов о конфиденциальности информации, представляемой в Минэкономики".

Однако министерству стоит принять во внимание результаты опроса сотрудников белорусских банков о возможностях активизации сотрудничества с кредитно-финансовыми организациями иностранных государств. Едва ли не основным фактором, препятствующим установлению партнерства, названо именно отсутствие информации по инвестиционным проектам. Но именно на банки возложена реализация постановления Совета Министров и Национального банка РБ от 2002-05-31г. N 720/14 "О льготном кредитовании энергоэффективных и валютоокупаемых проектов". Этим документом им "рекомендовано" направлять на льготное кредитование организаций, реализующих энергоэффективные и валютоокупаемые проекты, не менее 5% кредитных ресурсов, предоставляемых на инвестиционные цели реальному сектору. Одновременно все органы госуправления с начала года обязаны разрабатывать и представлять в Минэкономики перечень проектов, требующих льготного кредитования. Без соответствующего информационного сопровождения проектов выполнять постановление банкам непросто.

Забота государственных мужей о целевом использовании еще не полученных средств весьма напоминает дележку шкуры зверя, который еще мирно спит где-то в своей берлоге. Недавно эксперты правительства подсчитали, что если в текущем году темп роста инвестиций в основной капитал составит 112--113%, то в целом их прирост, по сравнению с 2000г., составит лишь 11,6--12,55% -- вдвое меньше, чем предусмотрено Программой социально-экономического развития на 2001--2005гг. Достичь прогнозных параметров можно только при существенном увеличении источников финансирования в основной капитал. Поскольку внутренние накопления ограничены, вся надежда -- на продажу принадлежащих государству акций иностранным инвесторам. Однако те пока не согласились...