$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ОТКУПИМСЯ ОТ РЕФОРМЫ ТРУДОМ ПЕНСИОНЕРОВ

23.03.2012

 

Дискуссия о необходимости пенсионной реформы получила, наконец, ответ властей. Им стало появление Указа Президента от 18.03.2012 № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан». Его авторы нашли способ избежать как повышения возраста выхода на пенсию, так и замены нынешней солидарной пенсионной системы на накопительную — по крайней мере пока.

Адаптировать нынешнюю пенсионную систему к росту нагрузки в складывающихся демографических и социально-экономических условиях было решено введением стимулов для более позднего выхода на пенсию. Для этого Указом предусмотрено установление возрастающих премий за каждый дополнительный год работы без получения пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях. При этом работник сам принимает решение: обратиться за пенсией раньше, согласившись на относительно невысокий ее размер, или позже, заработав значительно более высокую пенсию.

Согласно Указу каждые 2 месяца неполного года работы без получения пенсии позволят увеличить пенсию на 1% заработка, из которого она исчислена, один год работы — на 6%, два — на 14% (6 за первый и 8 за второй), три — еще на 10%, четыре — на 12%, пять — на 14% заработка. Таким образом, за 5 лет работы пенсия увеличится на 50% заработка, или в 1,7–2 раза (в зависимости от стажа и зарплаты). Но и это не предел: каждый последующий год без получения пенсии позволит увеличивать ее еще на 14% заработка, из которого она исчислена.

Под работой, дающей право на увеличение пенсии согласно Указу, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. Пенсии по возрасту, назначенные с 1.09.1998 г. до вступления в силу Указа, будут пересмотрены с учетом его норм при соблюдении установленных условий. При исчислении пенсии за периоды без уплаты обязательных страховых взносов, включаемые в стаж работы для назначения пенсии (учеба, служба в армии, уход за детьми и другие), вместо отсутствующего заработка будет применяться условный доход — 40% средней зарплаты работников в республике за соответствующие месяцы. Это должно повысить значимость в пенсии периодов работы с уплатой обязательных страховых взносов и ориентировать граждан на «зарабатывание» пенсий, в т.ч. и стажа.

Действительно, число занятых в экономике республики неуклонно снижается. Только в январе 2012 г. их осталось 4557 тыс. человек — на 2,2% меньше, чем годом ранее. При этом соотношение принятых и уволенных работников снизилось с 93% в январе 2011 г. до 89,6% в январе т.г.

По мнению авторов Указа, увеличение доплат за отложенное обращение за пенсией и прочие меры будут способствовать снижению притока пенсионеров и повышению эффективности государственных расходов. Правда, это не решает проблемы старения населения и может весьма неоднозначно сказаться на ситуации на рынке труда. Ресурс для применения Указа немалый: на 1.01.2012 г. в республике насчитывалось 2164 тыс. человек старше трудоспособного возраста. В январе т.г. в органах по труду, занятости и социальной защите на учете состояло 2486,9 тыс. пенсионеров, а средний размер пенсий по возрасту равнялся 973,7 тыс. Br. Вероятно, повысить его найдется немало желающих. Но так ли уж нужны сегодня рабочие руки? По данным мониторинга Нацбанка, в феврале–апреле 2012 г. предприятия не горят желанием расширять свои ряды. Так, 75,1% опрошенных ожидает в ближайшие месяцы неизменности количества работников, 17,6% — его сокращения и лишь 7,4% — роста. По статистике, в январе 2012 г. 43,9 тыс. работников организаций (1,3% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости, тогда как год назад — 30,2 тыс. человек, или 0,9%, 16 тыс. человек были переведены на работу с неполной рабочей неделей, а 27,9 тыс. — предоставлены отпуска по инициативе нанимателя — на 14,5% и 27,3% больше, чем в декабре 2011 г., причем отпуска без сохранения зарплаты по инициативе нанимателя в январе 2012 г. были предоставлены 10,4 тыс. человек. Так что впору задуматься о проблеме избыточных трудовых ресурсов и неудовлетворенности условиями работы.

С другой стороны, чтобы работать, достигнув пенсионного возраста, нужно сохранить силы и здоровье, да и просто дожить до него. Между тем в прошлом году почти четверть умерших находилась в трудоспособном возрасте, а ожидаемая продолжительность жизни белорусов составляет сегодня 64–66 лет для мужчин и 73–77 — для женщин. Так что в зарабатывании денег на добавочную пенсию может уйти весь остаток жизни.

Чем хорош Указ № 136?

С таким вопросом «ЭГ» обратилась к председателю Бизнес-союза им. М.Кунявского Георгию БАДЕЮ, возглавляющему экспертную группу по подготовке концепции комплексной пенсионной реформы в Беларуси.

Неожиданное появление Указа № 136 мы расцениваем как очередной повод уклониться от проведения комплексной реформы пенсионного обеспечения. Надо сказать, что бизнес-союзы даже не предполагали, что подобные изменения в законодательство планируются. Требования Директивы № 4 об обязательном обсуждении с представителями бизнеса проектов актов законодательства, влияющих на предпринимательскую деятельность, в очередной раз нарушены.

К сожалению, конструктивное обсуждение проблемы до сих пор не начато. Приглашения к участию в круглых столах, где обсуждаются реальные проблемы современной пенсионной системы, Минтруда и соцзащиты либо вообще отклоняет, либо формально не игнорирует, но и не вступает в обсуждение. Правда, и конкретных предложений в адрес правительства мы пока не внесли, они еще дорабатываются.

Что касается идеи стимулировать более поздний выход на пенсию путем установления премий за отказ получать назначенные выплаты, то на первый взгляд, она многим покажется заманчивой, особенно тем 20% получателей пенсий, которые продолжают работать. При наших-то пособиях любая копеечка дорога. Но давайте проведем простой расчет. Допустим, что пенсионер, размер пенсии которого 1,4 млн. Br, проработает еще год. За это время он сэкономит для государственного бюджета 16,8 млн. Br. При этом пенсия его увеличится на 6%, т.е. на 84 тыс. Br в месяц. Чтобы компенсировать недополученные 16,8 млн. Br, ему надо получать повышенную пенсию еще 200 месяцев, т.е. более 16 лет, чтобы вести речь о каком-то дополнительном доходе. Эта же сумма (16,8 млн. Br) на депозите в 40% принесет пенсионеру за год около 7 млн., а не 1,008 млн. Br, как в первый год получения повышенной пенсии. Поэтому выбранный правительством стимул нельзя считать эффективным.

У нас появились опасения, что с принятием Указа № 136 реформа пенсионной системы притормозит, как, кстати, уже не раз случалось, а то и вообще заглохнет. Формально план правительства по совершенствованию правового регулирования пенсионного обеспечения в I квартале 2012 г. можно считать выполненным. Возможно, что и наше предложение перевести пенсионную систему на принципы страхования, чтобы она могла возмещать потери заработка, сейчас будет встречено достаточно прохладно. Вместе с тем принятие Указа № 136 никак не повлияет на нашу работу по подготовке последовательного плана реформирования пенсионной системы, поскольку затрагивает лишь одну проблему в целом комплексе остальных.