$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ОТКУДА ПРИДЕТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ©

27.09.2013

Программа развития ООН в РБ и Министерство труда и соцзащиты реализуют совместный проект по содействию социально ответственному реструктурированию предприятий. Итогом работы станет создание условий для сокращения неэффективных рабочих мест и снижения социальных негативных последствий социальной реструктуризации. Цель проекта — смягчить противоречия между экономическими приоритетами и социальными последствиями реформирования организации.

По оценкам Всемирного банка, госпредприятия и организации с долей государства выше 50% в настоящее время обеспечивают занятость порядка 67% работников. При этом избыточная численность персонала на них оценивается в 10%, или примерно 300 тыс. человек. Поэтому бизнес-планы многих госкомпаний включают перспективные цели сокращения штатов или численности работников.

Уровень занятости в стране в последнее время оставался относительно стабильным. В 2012 г. экономически активное население составляло 4,571 млн. человек (98,2% к 2011 г.). Одновременно год охарактеризовался серьезной проблемой: производительность труда по валовой добавленной стоимости на одного занятого в экономике составила 100,6 млн. Br (рост 103,1% к 2011 г.), а рост реальной заработной платы за этот период достиг 121,9%. В результате соотношение темпов роста производительности труда и реальной заработной платы составило в 2012 г. всего 84,6%. С тех пор тенденция только усугубляется.

Начавшееся в июне 2012 г. опережение роста реальной заработной платы по сравнению с ростом производительности труда свидетельствует о концентрации занятости в менее эффективных организациях, считает руководитель совместного проекта, кандидат экономических наук Таисия Елецких. Такая диспропорция искажает структуру распределения доходов. В частности, в I квартале 2013 г. доля оплаты труда работников в ВВП выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 10%, до 54,9% (I квартал 2012 г. — 44,8%), тогда как валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы как основные источники инвестиций снизились с 42,5% до 30,8%. Относительное увеличение ставок заработной платы при прочих равных условиях означает, что большая сумма доходов в экономике достается людям, получающим доходы от продажи своего труда, а не владельцам капитала. В результате снижаются стимулы инвестирования, что приводит к еще большему отставанию во внедрении новых технологий и модернизации рабочих мест, необходимых для роста производительности труда.

Обратим внимание, что согласно последнему глобальному отчету Международной организации труда «Заработная плата в мире в 2012/2013 гг.» по темпам роста производительность труда в Беларуси в 2008–2011 гг. опережала большинство стран Восточной Европы и Центральной Азии, в т.ч. Россию и Казахстан.

Сохранение диспропорции роста производительности труда и уровня зарплат и продолжающийся вследствие этого рост удельных издержек на труд ограничивает конкурентоспособность нашей экономики, отмечает Т.Елецких. В развитых странах картина обратная — растет доля перераспределения создаваемого дохода в пользу капитала, что позволяет еще больше увеличить технологический отрыв от конкурентов.

Обсуждаемая в последнее время учеными проблема снижения эффективности инвестиций, усложняющая задачу модернизации предприятий, по крайней мере частично объясняется негибкостью национального рынка труда. Есть основания полагать, уточняет Т.Елецких, что снижение инвестиционного мультипликатора и низкая эффективность рынка капитала страны являются платой за сохранение избыточной занятости как характеристики внутреннего рынка труда. Отсутствие реформ рынка труда в условиях усиления конкуренции может привести к еще более низким темпам экономического роста.

Сдержать проблемы и качественно провести модернизацию экономики поможет социально ответственная реструктуризация предприятий (СОРП) — признанный в мировой практике инструмент смягчения негативных социальных последствий реформирования промышленного комплекса. Последствиями реструктуризации обычно являются сокращение персонала, рост безработицы и социального напряжения в коллективе и обществе. В свою очередь, СОРП способствует перераспределению излишних трудовых ресурсов в пользу отраслей с высокой производительностью труда и созданию новых производительных рабочих мест, что повышает экономический потенциал страны. В настоящее время разработан и обсуждается проект Концепции СОРП в РБ, готовы (но пока официально не одобрены к применению) методические рекомендации «Организация и проведение социально ответственного реструктурирования предприятия», адресованные основным участникам процесса — нанимателям, профсоюзам, профессиональным консультантам, специалистам по проведению СОРП, работникам органов по труду, занятости и соцзащите.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях