$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ОТХОДЫ ИДУТ В ДЕЛО©

17.07.2012

В Беларуси вводится новая система взимания экологического налога. В соответствии с Указом Президента от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» производители и поставщики пластмассовой, стеклянной, бумажной тары, а также сложной бытовой техники, элементов питания (батареек), смазочных масел, осветительных устройств и прочего будут платить за сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары.

Согласно Указу № 313 будет создана государственная некоммерческая специализированная организация-оператор по обращению с вторичными материальными ресурсами, осуществляющая координацию деятельности по сбору вторичных материальных ресурсов, их обезвреживанию и (или) использованию, аккумулирование финансовых средств, уплачиваемых производителями и поставщиками, и последующее их направление на реализацию государственных программ, организационно-техническую и информационную поддержку системы сбора и переработки и иные мероприятия в области использования вторичных материальных ресурсов.

Производители и поставщики потребительских товаров для сбора, обезвреживания и (или) использования отходов смогут использовать как собственные системы сбора отходов, так и заключать договор на проведение этих действий с оператором. Размер платы за такие услуги и порядок ее перечисления оператору будет установлен решением Совмина.

Если производителями и поставщиками применяется собственная система сбора отходов, но не обеспечивается их сбор, обезвреживание и (или) использование в количестве, определенном в Указе, то данным лицам придется внести на текущий (расчетный) счет оператора плату исходя из объема произведенных и реализованных на территории Беларуси и (или) ввезенных ими товаров, названных в приложении 1 к Указу, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары, за вычетом объемов отходов товаров и тары, собранных, обезвреженных и (или) использованных с применением собственной системы сбора отходов.

При этом производители и поставщики подлежат регистрации оператором путем включения в специальный реестр. Кроме того, им придется один раз в полугодие не позднее 22 января и 22 июля предоставлять оператору информацию по установленной форме о выполнении ими в предшествующем полугодии обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности будут получать от оператора оплату за каждую тонну вторичных материальных ресурсов, собранных от населения и поставленных на переработку на предприятия страны.

Невыполнение производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере суммы, подлежащей уплате. А нецелевое использование и (или) использование с нарушением установленных требований, поступивших оператору от производителей и поставщиков в виде платы, влекут наложение штрафа на руководителя оператора, руководителя иного юридического лица или на индивидуального предпринимателя в размере от 10 до 50 базовых величин. Эти санкции могут быть наложены не позднее 3 лет со дня их совершения и 6 месяцев со дня их обнаружения. Так что теперь Минприроды и Комитет госконтроля получат новое поле деятельности — проверять соблюдение норм Указа № 313.

Напомним, что в 2007–2010 гг. в республике в соответствии с Указом Президента от 7.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» действовал экологический налог за производство и импорт пластмассовой тары.

При этом производитель тары или импортер освобождался от налога, если определенная часть отходов, возникающих после потребления продукции, упакованной в тару из пластмассы, перерабатывалась. Согласно Указу № 215 сбором и переработкой отходов пластмасс тоже могли заниматься сами плательщики налога и (или) организации, осуществляющие деятельность по заготовке и переработке таких отходов на основании договоров, заключенных с плательщиками налога. Право на освобождение от налога подтверждалось отчетом о сборе (заготовке) и переработке отходов пластмасс, содержащим конкретные сведения, установленные законодательством. К отчету необходимо было прилагать товарно-транспортные накладные, путевые листы, договоры, акты выполненных работ, приема-передачи отходов и иные документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете. То есть чтобы получить право на льготу, отходы надо было не только собрать, а переработать. Затем нормы Указа № 215 перешли в Налоговый кодекс, а с 2011 г. эта составляющая экологического налога была отменена. В придачу организации, которые занимались заготовкой и переработкой отходов, отнеслись к своим обязанностям довольно легкомысленно, подставив своих клиентов (см. «ЭГ» № 10 за 3.02.2012, с. 4).

Отметим, что упрощение порядка уплаты экологического налога годами значилось среди первоочередных задач бизнес-сообщества. Отмена сбора на тару была воспринята им с большим облегчением. Но забота об окружающей среде (а заодно о пополнении бюджета) оказалась важнее интересов бизнеса. Вряд ли его представители, стремящиеся быть социально ответственными, станут оспаривать важность решения экологических проблем. Вопрос лишь в том, чтобы при этом предприятия не оказались в очередной раз перегруженными ворохом отчетов, справок и прочих документов, делающих сложность администрирования экологического налога непропорционально громоздким по сравнению с суммами, которые подлежат перечислению в бюджет.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях