Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отходы - в доходы

Перспективы развития рынка переработки пластмасс
Перспективы развития рынка переработки пластмасс

Организованная Министерством природы и охраны окружающей среды РБ в июне 2004г. Международная конференция по проблеме переработки отходов пластмасс показала: Беларусь еще только в начале пути, который проделали страны Европы к здоровой экологии и потребительской культуре. Специально для "НЭГ" перспективы развития рынка переработки пластмасс оценивает начальник отдела госрегулирования обращения с отходами Минприроды Галина МИХАЛАП.

- Изделия из полимерных материалов получают все более широкое применение при выполнении бытовых и технических потребностей общества. Значительная часть этих изделий имеет предельно короткий ресурс применения (упаковочные материалы, тарные изделия, посуда, некоторые медицинские изделия разового применения и т.д.). Завершив назначенное применение, эти изделия переходят в разряд отходов и требуют выделения средств на проведение специальных мероприятий по обращению с ними. В Беларуси таких отходов - порядка 150 тыс. т, из них около 14 тыс. - полиэтилентерефталат (ПЭТ), и образование их имеет тенденцию к устойчивому росту. Необходимо отметить, что из-за недостаточно развитой системы сбора и переработки большая часть таких отходов вывозилась и захоранивалась на полигонах или разбрасывалась на местности, в то время как в естественных условиях, по оценкам специалистов, период распада (разложения) ПЭТ составляет 120-150 лет. Сейчас наметилась тенденция снижения доли традиционных упаковочных материалов (стекло, бумага) и заметное повышение роли полимерной и комбинированной тары, объем которой в общей массе отходов уже в недалеком будущем составит не менее 50%.

Однако практически весь спектр отходов пластмасс может быть подвергнут повторной переработке и использован. И в этом мы должны стремиться соответствовать европейскому уровню. В 2000г. девятнадцатью европейскими странами были разработаны стандарты СЕN, посвященные экологическим аспектам упаковки. Они, в частности, устанавливают критерии и методологию определения жизненного цикла упаковки, способы определения тяжелых металлов и других опасных веществ в упаковочном материале, требования к способам переработки и компостирования отходов упаковки. При этом качественный состав отходов упаковки в отдельных странах различен.

Использование специальной экомаркировки и включение в стоимость упаковки из пластмасс затрат на ее утилизацию - одно из решений этой экологической проблемы. В соответствии с требованиями Директивы 94/62/ЕС упаковка должна маркироваться специальными знаками, которые обозначают степень экологического благополучия товара или его упаковки, идентифицируют тип и вид упаковочного материала для облегчения его сортировки при последующей переработке или повторном использовании, предупреждают об опасности изделия для окружающей среды. Сейчас предпринимаются усилия по унифицированию экологической маркировки упаковки ЕС. Одним из распространенных экознаков, имеющих почти транснациональный характер, является знак "зеленая точка" (Der grune Punkt) немецкого общества DSD ("дуальная система"). Наличие такого знака на упаковке означает, что на нее распространяется гарантия возврата, приема и вторичной переработки, т.к. фирма-производитель оплатила лицензионный сбор и тем самым компенсировала расходы  на заготовку и утилизацию использованной упаковки. Средства, полученные от продажи лицензии на право использования "зеленой точки", направляются на финансирование организаций по сбору, сортировке и переработке отходов упаковки, а также на совершенствование технологий производства экологически безопасных упаковочных материалов.

Применение этой системы позволило значительно улучшить экологическую обстановку в Германии, Швеции, вовлечь в хозяйственный оборот дополнительный объем пластмассового сырья (например, переработка ПЭТ в этих странах составляет соответственно 90% и 78%) и сократить потребление энергоресурсов. Поэтому не только ЕС, но и многие страны заинтересованы во внедрении у себя дуальной системы.

- Что конкретно сделано для этого в Беларуси и что еще предстоит сделать?

- Учитывая, что управление упаковкой и отходами упаковки требует создания системы максимально возможной степени возврата упаковки и отходов упаковки в хозяйственный оборот, по предложению Минприроды было принято постановление Совета Министров от 2003-02-27г. № 261 "О некоторых вопросах обращения с отходами пластмасс". Во исполнение данного правительственного решения Минприроды реализует необходимые организационные, юридические, экономические и технические мероприятия. Так, утвержден норматив снижения вредного воздействия отходов пластмасс на окружающую среду (далее - норматив) из расчета 20% (с 1.07.2004г.) от ежегодного количества применяемой пластмассовой тары и перечень пластмассовой тары, в отношении которой устанавливается этот норматив (постановление Минприроды от 2003-03-18г. №9 с изменениями, внесенными постановлением от 9.06.2004г. №15). Это бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из ПЭТ, а с 1 июля - и из полипропилена, полиэтилена, полистирола.

За время реализации решений правительства Минприроды сформированы базы данных: по субъектам хозяйствования, которые принимают меры по снижению вредного воздействия на окружающую среду отходов пластмасс (247 субъектов: 170 субъектов, являющихся производителями продукции, упакованной в пластмассовую тару, и 77 субъектов, реализующих продукцию в пластмассовой таре в качестве импортеров или первых покупателей). Кроме того, заключение Минприроды на осуществление деятельности по сбору (заготовке) и переработке отходов из ПЭТ получили 11 субъектов. Базы данных по этим вопросам постоянно пополняются, информация анализируется и доводится до всех заинтересованных. Министерством непрерывно проводится работа по вовлечению в сбор и переработку пластмассовых отходов других юридических и физических лиц.

Суммарная годовая производственная мощность предприятий, имеющих заключение Минприроды, по переработке отходов ПЭТ составляет около 5 тыс. т, что позволяет им переработать весь объем отходов ПЭТ в пределах норматива. Следует отметить, что при имеющихся мощностях по переработке отходов пластмасс около 5 тыс. т ПЭТ в год недостаточно развита система их сбора. У предприятий, осуществляющих сбор отходов пластмасс, возникают проблемы с местными исполкомами по согласованию установки новых заготовительных пунктов вторичного сырья, что тормозит расширение сети сбора вторресурсов.

Для решения технологических проблем переработки отходов тары из пластмасс Белорусским государственным институтом по стандартизации и сертификации по договору с Минприроды разрабатывается проект стандарта "Тара потребительская полимерная. Общие технические условия", который позволит унифицировать использование пластмассовой упаковки в республике. А по заданию Минприроды Белорусским государственным технологическим университетом, предприятием РУП СКТБ "Металлополимер" совместно с другими заинтересованными осуществляется определение перспективных направлений переработки отходов пластмасс и разработке технологических линий отечественного производства.

- В чем суть экологической политики государства в отношении упаковки и ее отходов?

- Основные меры по ее формированию уже определены:

разработка системы классификации и маркировки упаковки, а также идентификации используемых для ее изготовления материалов;

создание государственных программ, обеспечивающих сбор и переработку использованной упаковки и/или упаковочных отходов;

переработка до 45% общей массы отходов от упаковочных материалов;

создание государственных баз данных о значимости, характеристиках и количествах различных видов упаковки (включая информацию о токсичности, которой могут обладать упаковочные материалы и используемые в их производстве вещества).