Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отечественная логистика

получает дома премии, но не распространение
получает дома премии, но не распространение

В Минске прошла XVIII Европейская конференция "Комбинаторная оптимизация для логистики и цепей поставок". Столица Беларуси приняла эстафету этого форума после таких городов, как Париж, Венеция, Милан, Дублин, Копенгаген, Бонн. В Восточной Европе это мероприятие проводилось впервые. Организаторами конференции выступили две авторитетные международные организации: Европейское общество исследования операций и Европейский союз по комбинаторной оптимизации, а также экономический факультет Белгосуниверситета  и Объединенный институт информатики Национальной академии наук Беларуси.
 
О проблемах и перспективах практического применения технологий современной логистики в нашей стране "НЭГ" попросила высказаться одного из организаторов форума, декана экономического факультета БГУ, профессора, доктора физико-математических наук Михаила КОВАЛЕВА.

- Крупному современному производству свойственна сетевая структура, разделение производственных процессов, размещение их в различных странах, иногда даже на разных континентах, с целью достижения высокой производительности, уменьшения затрат, снижения экологических рисков. Более того, в настоящее время подобная сетевая структура дополняется оффшорными системами проектирования, бухгалтерского анализа, разработки информационных технологий.

Сегодня транснациональные корпорации состоят из тысяч отдельных подразделений в различных странах мира, со сложнейшей системой взаимодействия, обусловленными материальными потоками и сложными товаропроводящими сетями. Не напрасно экономику ХХI века называют сетевой.

Высокой степени координации между узлами таких сетей, между всеми участниками цепи поставок можно достичь только с помощью специального математического аппарата - комбинаторных методов оптимизации. Подобные методы позволяют с максимальной эффективностью выстроить взаимодействие огромного количества производственных и инфраструктурных единиц, выбрать наиболее подходящие технологические процессы, пути и методы транспортировки сырья, материалов, готовой продукции.

Математические методы и транспортная логистика позволяют из множества вариантов выбрать лучший, и именно этот вопрос был в центре конференции.

- В чем актуальность этой темы для Беларуси?

- Я уже сказал, что в современном мире очень важно оказаться успешно встроенным в глобальные технологические цепочки. Существуют страны, которые в результате структурной перестройки не имеют заводов по производству конечной продукции, и тем не менее успешно развиваются и создают значительный ВВП. Например, в той же Словакии мало заводов по сборке потребительских товаров, но очень много отдельных производств, научных центров, цехов, встроенных в крупные европейские компании, в первую очередь автомобильные. Небольшое государство, такое как наша Беларусь, вполне может процветать, даже не располагая крупными сборочными производствами.

Мы же традиционно привыкли заботиться о количестве и качестве произведенной продукции, совершенно не думая при этом, как выстроить эффективные товаропроводящие сети поставок готовых изделий, комплектующих, материалов. А ведь Беларусь является прекрасным местом для выстраивания логистических схем и их оптимизации. Через нашу страну проходят кратчайшие пути из России в Западную Европу и от портов Прибалтики в государства Черноморского региона.

Да, у нас есть промышленные гиганты, выпускающие товары, известные в бывшем СССР, а иногда и за его пределами. Будем надеяться, что они сохранятся в структуре экономики и в будущем. Но, вне всякого сомнения, - повторю еще раз, - мы должны стремиться встраивать имеющиеся и создавать новые современные производства, включенные в цепочки мирового производства товаров и услуг.

К сожалению, этому уделяется очень мало внимания, хотя отечественные ученые имеют по данному направлению ряд перспективных разработок. Их достижения неоднократно отмечались государственными премиями и признаны во всем мире, но все же лучшей наградой им стало бы практическое внедрение их идей на родине.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Впервые методы для построения оптимальных схем логистики снабжения войск предложил главный интендант армии Наполеона, крупный французский математик Гаспар Монж. Он показал, что подвоз продовольствия с ближайших складов (так называемое "жадное решение") с учетом разбросанности армии не всегда будет иметь наименьшую стоимость.

Только через полтора столетия - в 1947 году - Леонид Канторович (впоследствии удостоенный Нобелевской премии по экономике) предложил общую теорию транспортных задач, которой пользуются во всем мире при выборе оптимальных логистических схем.

Белорусским ученым традиционно принадлежит видное место в данной области экономических и математических знаний. Уже первая монография, написанная по этому вопросу в Минске в 1980 г. Владимиром Емеличевым, Михаилом Кравцовым и Михаилом Ковалевым, мгновенно была переведена на английский язык в Кембридже и на немецкий - в Берлине.

Позже коллективом под руководством профессоров БГУ Владимира Емеличева и Регины Тышкевич были созданы уникальные учебники по сетевым методам оптимизации, также переведенные на языки многих стран мира и отмеченные в 2002 г. государственной премией Беларуси. Группа ученых во главе с академиком Вячеславом Танаевым также удостоена госпремии за создание принципиально новых методов временной синхронизации поставок.