Отдых тремя частями
Работник просит разделить его отпуск на 3 части. В организации отсутствует коллективный договор, соглашение.
Какие последствия ожидают нанимателя, если он разрешит работнику разделить отпуск больше, чем на 2 части, как это предусмотрено ТК?
Действительно, согласно ч. 1 ст. 174 ТК разделение трудового отпуска может производиться по договоренности между работником и нанимателем на две части, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. Приведенная норма позволяет сделать однозначный вывод о том, что возможность деления трудового отпуска более чем на две части должна быть предусмотрена в локальных нормативных правовых актах.
В данном случае перечень документов является исчерпывающим, а под соглашением подразумевается нормативный правовой акт, заключаемый на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях, предусматривающий возможность деления трудового отпуска на большее количество частей.
Таким образом, наниматель не может самостоятельно решать вопрос о разделении трудового отпуска работника более чем на две части.
Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 ТК).
Персональная ответственность руководителя юридического лица за соблюдение законодательства о труде может быть предусмотрена в контракте, заключаемом с руководителем организации собственником имущества или уполномоченным им органом.
В соответствии с ч. 4 ст. 9.19 КоАП подобное нарушение законодательства о труде, причинившее вред работнику, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин. Заметим, что административная ответственность по ч. 4 ст. 9.19 КоАП наступает в случае, если будет установлен вред работнику. Право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.19 КоАП, имеют должностные лица органов Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты (далее – Департамент) (ст. 3.23 ПИКоАП) и прокурор (ст. 3.30 ПИКоАП). На рассмотрение дела об административном правонарушении, определенном ч. 4 ст. 9.19 КоАП, уполномочены единолично судьи районного (городского) суда (ст. 3.2 ПИКоАП) и органы Департамента (если протокол составлен должностными лицами органов Департамента) (ст. 3.23 ПИКоАП).