$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Отделение оценки от бухучета

21.11.2008

    Как и в прошлом году, субъекты хозяйствования должны будут произвести переоценку своих основных средств по состоянию на 1 января 2009 г. Но выполняя это требование, нам придется столкнуться с очередной загадкой отечественного законодательства.

   С 1 ноября вступил в силу Указ Президента от 6.11.2008 № 543, которым внесены изменения в Указ от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь». Среди новшеств обращает внимание норма, согласно которой действие Указа № 615 не распространяется на переоценку основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования.

   Таким образом, оценочная деятельность в нашей стране отделена от бухучета во всех его проявлениях. Ведь ранее Указом от 21.01.2008 № 27 было установлено, что нормы Указа № 615 не распространяются на оценку стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский учет.

   С другой стороны, Указ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» прямо допускает в подп.1.3 проведение переоценки имущества организации методом прямой оценки, представляющим собой «пересчет стоимости объектов имущества в цены на 1 января года, следующего за отчетным, на новые объекты, аналогичные оцениваемым, с использованием документов и материалов, подготовленных организацией, самостоятельно осуществляющей переоценку, или субъектом, занимающимся оценочной деятельностью». А ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» допускает возможность определения стоимости безвозмездно полученных активов при постановке на учет на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность. Однако такую деятельность упомянутые субъекты вправе осуществлять лишь в рамках создаваемого Указом № 615 и нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, правового поля. Из которого бухгалтерские потребности почему-то вычеркнуты.

  КАК ЖЕ БЫТЬ, если привлечь профессионального оценщика не велит Указ № 615, а переоценку индексным методом Указ № 622 разрешает проводить лишь в отношении ограниченного числа объектов? Во-первых, собственник имущества вправе разрешить использовать этот метод и по остальным основным средствам. Во-вторых, прямую оценку можно провести и самостоятельно, исходя из стоимости аналогичных объектов. Это можно бы счесть внутренней оценкой, как то определено в п. 2 и главе 3 Положения, утвержденного Указом № 615 — тем самым, нормы которого на переоценку не распространяются. Справятся ли с этим бухгалтеры и иные специалисты предприятий своими силами? Как-нибудь разберутся — им не привыкать. Между тем в республике аттестат оценщика зачем-то получили 479 человек (в т.ч. 284 — на оценку капстроений, а 138 — машин, оборудования, транспортных средств и материалов). Однако сфера применения их знаний весьма ограничена, а независимая оценка госимущества и вовсе исключена.

    В Госкомимуществе не считают, что между указами № 615 и № 622 есть какое-либо противоречие. Не комментируют его и в других ведомствах. По мнению Николая Трифонова, председателя Белорусского общества оценщиков, указы № 615 и № 622 могут не противоречить друг другу. Просто у нас есть два различных вида деятельности: оценка и переоценка, которые регулируются по-разному. В свою очередь, в силу многочисленных изъятий, оценка также делится на проводимую «по Указу № 615» и «не по Указу № 615». Ко второй категории приходится отнести оценку для целей переоценки и всех прочих бухгалтерских целей. Получается, что понятия «оценщик», «оценочная деятельность» и т. д. при этом носят иной смысл, нежели описано в Указе № 615. Это чрезвычайно важно, подчеркивает Н.Трифонов, т.к. в противном случае, учитывая кризис, в котором теперь пребывает «оценка по Указу № 615», кампания по переоценке основных средств в стране просто окажется на грани срыва. По мнению Н.Трифонова нужно опираться на взаимную гармонизацию международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и оценки (МСО). Ведь в белорусских стандартах оценки объектов гражданских прав переоценка не упоминается вовсе. В то же время согласно МСО оценки, подготовленные по этим стандартам, будут приемлемой нормой для конечных пользователей только тогда, когда они подготовлены прошедшим профессиональное обучение членом признанного объединения оценщиков, которое само обеспечивает соблюдение стандартов квалификации, компетенции, опыта, этики и раскрытия данных при оценке.

   ВО ВСЕМ МИРЕ одним из главных потребителей труда оценщиков является бухгалтер. И если при постановке на учет активы оцениваются по фактическим затратам, то в дальнейшем, чтобы обеспечить достоверность отчетности, необходимо произвести их переоценку по реальной стоимости. Поэтому справедливая (рыночная) стоимость входит в число основных категорий МСФО. В частности, п. 32 IAS 16 «Основные средства» предписывает определять справедливую стоимость земельных участков и зданий, как правило, на основе рыночных индикаторов путем оценки, которая обычно производится профессиональными оценщиками. А справедливой стоимостью машин и оборудования обычно является их рыночная стоимость, определяемая путем оценки. При этом частота проведения переоценок (п. 34 IAS 16) зависит от изменений в справедливой стоимости (для одних объектов — ежегодно, для других — 3-5 лет), а не от уровня инфляции в стране в целом. Кроме того, другой стандарт IAS 40 рекомендует в п. 32 определять справедливую стоимость инвестиционной недвижимости (аналог наших доходных вложений в материальные ценности) исходя из оценки независимого оценщика, обладающего признанной и соответствующей профессиональной квалификацией, а также недавним опытом проведения оценки инвестиционной недвижимости аналогичной категории и расположенной на той же территории.

   У нас же проведение переоценки привязано к индексу цен на промышленную продукцию, земля не переоценивается вовсе. Есть и другие, достаточно существенные отличия от мировой практики. Одно из них — само применение справедливой стоимости (кстати, термин fair value дословно — «честная стоимость»), под которой в МСФО понимается сумма, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга сторонами. Иными словами, речь идет о сделке на свободном открытом рынке. Если же информация недоступна или заведомо искажена, а возможность и условия сделок (включая цену) зависят от нормативных ограничений и воли чиновников, то о рыночной цене и рыночной экономике лучше не мечтать…

Леонид ФРИДКИН