$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Отчитаться перед обществом ...

22.12.2006

В последнее время много говорят и пишут о социальной ответственности бизнеса. Даже с высоких трибун звучат слова о необходимости «подставить плечо» и помочь обществу решить те или иные проблемы. Но при этом упускают из виду, что подобные задачи по плечу далеко не каждой фирме или предпринимателю. Точнее, на постсоветском пространстве они по силам лишь единицам.

Существует концепция международных стандартов социальной ответственности и отчетности, которая предполагает, что компании должны отчитываться перед обществом обо всех последствиях своей деятельности, а не только о финансовых результатах. Однако даже в соседней России, где работает немало весьма успешных крупных корпораций, таких единицы. Например, в подобный рейтинг, недавно опубликованный журналом «Форчун», впервые включена российская компания — «Газпром». А всего социальные отчеты выпустили около 40 российских компаний.

Хочу напомнить, что концепция социальной ответственности предприятия зародилась в начале прошлого века. Само это понятие первоначально формулировалось как правило, согласно которому бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом, вносит значительный вклад в улучшение качества жизни людей. Сталелитейный магнат Э. Карнеги первым продекларировал два основных положения, на которых основывается понятие социальной ответственности, — благотворительность и служение обществу.

Выделяют несколько подходов к социальной ответственности бизнеса. Например, нобелевский лауреат М. Фридман считает, что единственной социальной ответственностью бизнеса является организация деятельности и получение прибыли в рамках действующего законодательства. Одновременно решается такая весьма существенная задача, как проблема занятости.

Р. Э.  Вуд еще в 1936 г. выдвинул идею о том, что предприятия имеют широкие социальные обязательства, которые нельзя выразить математически, но можно считать имеющими первостепенное значение. К ним относится учет интересов потребителей, местных общин, держателей акций и работников. В первую очередь речь шла о добровольной помощи в решении социальных вопросов работников, регионов, общества в целом.

Еще одну концепцию в виде «железного закона ответственности» сформулировал К. Дэвис: «В долгосрочной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, которое общество считает ответственным, эту власть потеряет».

Да, социальная отчетность постепенно становится в мире (особенно в США и Западной Европе) обычной деловой практикой, и международные эксперты прогнозируют ее распространение на средние и малые компании. Бизнес заинтересован в том, чтобы научиться соответствовать информационным запросам глобальных рынков.

Но это сегодня, а еще 50 лет назад ситуация значительно отличалась от нынешней. Первый этап развития социальной ответственности (60-е — середина 70-х гг.) характеризовался расцветом традиционной филантропии или благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры оказывалась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены.

Второй этап (середина 70-х — начало 80-х гг.) отмечается становлением стратегической филантропии: готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной и нацеленностью на решение социальной проблемы, а не на борьбу с ее результатами. Бизнес демонстрирует желание увязать решение социальных проблем со стратегическими целями самой организации.

И, наконец, третий этап (начался в конце 80-х) знаменует развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды.

Для того чтобы активно участвовать в подобной деятельности, предприятие должно быть успешным, получать весомую прибыль, занимать устойчивую нишу на рынке и т. п. В Беларуси богатых организаций немного. Некоторая часть отечественных предприятий помогает своим сотрудникам решать жилищные и иные вопросы, периодически оказывает шефскую помощь школам, детским садам, подшефным сельскохозяйственным организациям. Выделяет средства на решение социальных вопросов по просьбе местной власти.

То есть речь может идти о первом-втором этапах, уже пройденных Западом. Со временем же, когда белорусский бизнес окрепнет, он начнет ставить перед собой и более значимые социальные цели.

А пока в мире идут споры о том, нужна ли обязательная социальная отчетность. Например, в странах Евросоюза до сих пор нет единого мнения. Обязательная отчетность, причем только для крупных публичных компаний, существует в Дании и Франции. Канада требует такую отчетность только от крупнейших банков.

Отечественный бизнес также постепенно включается в эту тему, но для его активизации в данном направлении предприятиям надо расти.

Владимир ТЕЛЕЖНИКОВ