Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проблемы и решения
06.12.2016 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отчетность по МСФО:— от обещаний к исполнению

Некоторым белорусским предприятиям придется составлять за 2016 год отчетность по международным стандартам. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс, который станет серьезным испытанием для отечественных бухгалтеров и аудиторов. Особенности решения этой задачи и перспективы использования полученных результатов обсудили белорусские и российские специалисты на международной практической конференции «Применение МСФО в Беларуси: состояние и последующие шаги», организованной Минфином и ООО «Юрспектр».

Пока согласно Закону «О бухгалтерском учете и отчетности» составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО за 2016-й и последующие годы обязаны лишь общественно значимые организации. Таковыми признаются открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним компаниям, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации. Это довольно ограниченный круг – около 1,5 тысяч компаний. Но чтобы составить консолидированную отчетность по МСФО, потребуется отчетность по международным стандартам всех их «дочек». К тому же имеется ряд компаний, составляющих отчетность по МСФО добровольно, по требованиям собственников, кредиторов или по иным причинам.

В дальнейшем круг предприятий, составляющих отчетность по МСФО, может расшириться, сообщил заместитель министра финансов РБ Дмитрий Кийко. Так, Международный валютный фонд рекомендует включить в него крупные государственные предприятия. В МВФ полагают, что это повысит прозрачность госсектора и будет способствовать улучшению в нем корпоративного управления. Предполагается, что первоначально составлять отчетность по МСФО обяжут госпредприятия и ОАО с долей государства свыше 50%, выручка которых превышает 30 млн. USD за 2017 год и 15 млн. за 2018-й, сообщила начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина Татьяна Рыбак. Для внедрения МСФО в республике предприняты конкретные меры. С 1 января 2017 г. в соответствии с постановлением Совмина и Нацбанка от 19.08.2016 № 657/20 вводятся в действие 42 международных стандарта финансовой отчетности и разъяснения к ним. В дальнейшем к ним добавятся новые стандарты по мере их принятия Комитетом по МСФО.

СЕГОДНЯ уже мало кто спорит с неизбежностью внедрения МСФО. Однако по-прежнему не все руководители предприятий, менеджеры и бухгалтеры считают их необходимыми и понимают, как их применять. Поэтому для нас особый интерес представляет российский опыт в данной сфере, поскольку наши соседи начали внедрять МСФО гораздо раньше. Начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ Игорь Сухарев и директор IFRS-Audit Сергей Модеров любезно поделились этим опытом, чтобы мы «не набили шишки» там, где это уже успели сделать россияне. Впрочем, некоторые белорусские аудиторы, особенно из компаний, входящих в международные консалтинговые сети, успели приобрести неплохой практический опыт составления и аудирования отчетности по МСФО и тоже поделились им на конференции.

В частности, в РФ обязаны применять МСФО, прежде всего, организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам на фондовом рынке, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных и паевых инвестиционных фондов, клиринговые организации, а также федеральные государственные унитарные предприятия и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности, которые включенные в перечень, утверждаемый правительством РФ. Таким образом, МСФО у наших соседей внедрялся не как дань моде или рекомендациям МВФ, а в основном в связи с потребностями частных инвесторов в наиболее достоверном представлении информации о финансовом положении компаний, в которые вкладываются деньги. Именно такие пользователи сформировали среду, в которую пришлось включаться остальным субъектам, в т.ч. госпредприятиям.

При этом в РФ ряд действий осуществляется на основании показателей, полученных именно из отчетности, составленной по МСФО: от формирования цен и стоимости госзаказов до допуска к торгам на фондовом рынке, выдачи кредитов и начисления дивидендов. Поэтому в отчетности по МСФО оказались особо заинтересованными предприятия таких отраслей, как приборо- и судостроение, оборонный комплекс, строительные компании, отметил С. Модеров. Долгое время важным стимулом для внедрения МСФО для российских компаний было стремление привлекать капитал на мировых финансовых рынках. Но в последнее время по политическим мотивам этот стимул утратил былое значение. Правда, он маячит на нашем горизонте – в правительственных программах неизменно декларируется намерение вывести некоторые белорусские предприятия на зарубежные фондовые площадки, организовать их IPO, выпуск депозитарных расписок и т.п. Однако здесь отчетность по МСФО – необходимое, но недостаточное условие.

ПОСКОЛЬКУ от обязанности вести учет по национальным правилам предприятия никто не освобождает, для подготовки отчетности по МСФО приходится выбирать один из вариантов: параллельный учет или трансформация из белорусской отчетности. Первый вариант считается слишком трудоемким, и к нему прибегают редко. Гораздо популярнее второй способ. Но здесь имеются свои сложности. Приходится пересматривать ряд статей и элементов отчетности, реклассифицировать некоторые из них, менять учетные оценки. Все выступавшие на конференции специалисты особо подчеркивали необходимость правильной оценки основных средств. Россияне считают, что «только ленивый» не проводит их регулярную переоценку. Но у нас-то как раз и не любят себя утруждать: Указ № 622 позволяет переоценивать значительную часть основных средств по решению организации или собственника ее имущества. К тому же при формировании первоначальной стоимости долгосрочных активов у нас также допускаются вольности, недопустимые с точки зрения МСФО. Поэтому при трансформации отчетности приходится углубляться далеко в дебри прошлых бухгалтерских операций, чтобы выяснить сначала историческую стоимость объектов, а затем – рыночную. Наиболее точным и удобным способом за рубежом считается привлечение независимых оценщиков. Но у наших специалистов тут тоже возникают сомнения – как по цене, так и по качеству такой оценки.

ТАКЖЕ приходится пересматривать стоимость запасов, финансовых инструментов, осуществлять ряд непривычных для отечественных бухгалтеров операций. Многие из них до сих пор непоколебимо уверены, что выполнять следует лишь те действия, которые прямо предписаны и имеют конкретные налоговые последствия. Если же что-либо рекомендуется и не влияет на начисление налогов, то оно зачастую игнорируется бухгалтерами. Это касается вопросов уценки активов, формирования резервов сомнительных долгов и обесценения и т.п. Теперь тех, кто привык облегчать себе работу, ждет сюрприз: МСФО никак не упрощает учет, но предъявляет к нему несколько иные требования. Например, если у нас в некоторых инструкциях можно выбирать один из нескольких способов  учета, то в МСФО, как предупредил И. Сухарев, обычно устанавливается один основной метод и, только если им по какой-то веской причине невозможно воспользоваться, допускается применение альтернативного варианта. При этом исключается такой предлог, как «создание условий для эффективной или стабильной работы» предприятий, под которым у нас позволяется не начислять амортизацию, не списывать убытки от курсовых разниц или капитализировать некоторые затраты, которые в соответствии с теорией бухучета следовало бы признавать текущими расходами.

Даже нормы, похожие на МСФО, вписанные в отечественные инструкции, иногда не работают так, как это предполагалось авторами стандартов, и применяются по-разному, предупредил И. Сухарев. Например, в российских правилах говорится, что объект основных средств списывается, когда он физически выбывает или перестает приносить экономические выгоды, но физически еще существует. Но мало кто рискнет отразить в бухучете списание такого объекта. Некоторые участники конференции, «прокрутив» пример для себя, тут же согласились с мнением российских коллег – благо, белорусское законодательство в этом вопросе (как и в некоторых других) гораздо менее категорично. Поэтому сфера применения отчетности по МСФО, вероятно, еще долго останется ограниченной формальным требованием простого наличия и опубликования. Настоящее внедрение международных стандартов начнется в Беларуси тогда, когда они станут массово востребованы для смежных сфер регулирования (в т.ч. статистики и налогообложения), управления и инвестирования.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений