$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ОТ «УПРОЩЕНКИ» К «УПРОЩЕНКЕ» ПО ЗАКРЫТОЙ ТРАССЕ ©

30.11.2012

Каждый год отечественное налоговое законодательство совершенствуется. Появляются изменения, многие из которых призваны облегчить фискальное бремя, улучшить положение плательщиков и стимулировать их развитие. Однако иногда оказывается, что наряду с полезными новшествами имеются недомолвки, способные затормозить прогресс, если не повернуть его вспять. С такой проблемой сегодня столкнулись субъекты хозяйствования, желающие воспользоваться нормами, расширяющими сферу применения упрощенной системы налогообложения.

Как известно, Законом от 26.10.2012 № 431 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» предусмотрено, что в соответствии с подп. 3.12 п. 3 ст. 286 НК организации смогут применять упрощенную систему без уплаты НДС, если у них численность работников в среднем за период с начала года по отчетный период не превысит 50 человек, а размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 8,2 млрд. Br.

В текущем году использовать такой порядок уплаты налогов могли организации с численностью работающих до 15 человек и выручкой до 3,4 млрд. Br, а также ИП, чья выручка не превышает указанную сумму. Увеличение критериев численности и выручки без НДС обрадовало многих субъектов хозяйствования, тем более что процедура перехода предельно проста: сделай отметку в налоговой декларации за отчетный период и с 1 января следующего года плати налоги по-новому — по собственному желанию.

Но на практике все оказалось гораздо сложнее. А точнее, пока вообще никак. При попытке уведомить налоговые органы о смене «обычной» упрощенной системы на «упрощенку» без НДС в некоторых инспекциях бухгалтеры услышали, что регламент такого перехода пока не урегулирован. В ответ на недоуменные вопросы плательщиков некоторые налоговики предлагают подождать разъяснений из министерства, а то и специального указа Президента, где будет установлен порядок перехода, а другие ссылаются на ст. 286 и ст. 287 Налогового кодекса. В нынешней редакции подп. 4.2 п. 4 ст. 286 Налогового кодекса предусмотрено, что субъекты хозяйствования, уплачивающие НДС, вправе перейти (за исключением года, в котором осуществлен переход на уплату этого налога) на применение упрощенной системы без уплаты НДС с начала нового отчетного (налогового) периода при условии одновременного соблюдения критериев средней численности работников и валовой выручки, определенных подп. 4.1 п. 4 ст 286. Если у организации или ИП, применяющих упрощенную систему с уплатой НДС, в последнем отчетном периоде налогового периода численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 15 человек и (или) валовая выручка организации или ИП нарастающим итогом с начала года составила более 3,4 млрд. Br, они не вправе перейти с начала следующего отчетного (налогового) периода на применение «упрощенки» без уплаты НДС. В редакции НК, действующей с 2013 г., эти критерии изменены на 50 человек и 8,2 млрд. Br. Но осталось неясным, какой именно год считать «отчетным» для перехода на «упрощенку» без НДС с новыми критериями численности и выручки — 2012-й или 2013-й. Именно этот вопрос, по мнению налоговиков, нуждается в дополнительном урегулировании. Нечто подобное происходило с применением в этом году «упрощенки» туристическими компаниями, когда вопрос об условиях перехода ими на УСН был решен только с изданием Указа Президента от 11.07.2012 № 312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания платы за арендные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 312).

Однако если законодательством вводится новая норма, призванная улучшить условия работы малого бизнеса, то для ее применения не должно быть каких-то препятствий, лежащих за рамками правового поля. Бухгалтеры недоумевают: почему нельзя просто подать до 20.01.2013 г. налоговую декларацию с соответствующей отметкой?

Мы давно привыкли, что налоговые новшества довольно долго «утрясаются» указами Президента, постановлениями правительства и т.п. Но чаще всего это делается в случаях, когда в Налоговом кодексе имеются соответствующие отсылочные нормы — по порядку применения льгот и некоторым другим вопросам. При этом такие нормативные правовые акты нередко появляются с большим опозданием, как, например, произошло с Указом № 312, без которого с отдельными вопросами налогообложения не было ясности более полугода.

Чиновники даже порой удивляются: чего так беспокоятся плательщики? Ну появится документ чуть позже, куда торопиться-то? Но субъектам хозяйствования нужна ясность своего правового положения, чтобы можно было планировать деятельность на кварталы и годы вперед, составить бюджеты, сформировать цены, оценить возможность инвестирования и повышения зарплат. Бизнес не может жить сегодняшним днем — иначе годовым, пятилетним и долгосрочным планам, составляемым государством, не суждено сбыться.

Ясность и однозначность законодательства являются куда более важными факторами, обеспечивающими нормальные условия ведения предпринимательской деятельности, чем цифры рейтинга Doing Business. Ведь методики Всемирного банка не принимают во внимание такие нюансы, как возможность применения ставок налога и время, затрачиваемое не на подготовку налоговых деклараций, а на попытки разобраться в налоговом законодательстве и получить разъяснения компетентных органов по спорным вопросам.

Валерия ГЕРАСИМОВА