$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Фондовый рынок

От редакцииЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ©

29.11.2013

От изменения законодательства мы часто ждем радикальных перемен в регулируемой сфере в надежде, что жизнь «подстроится» под формальные правила. Но если они не соответствуют имеющимся объективным условиям, то самое лучшее правовое поле не даст урожая.

В принятой 2 года назад Программе развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 12.04.2011 № 482/10, предусматривалось достижение до 2016 г. следующих показателей развития рынка ценных бумаг: соотношение объема зарегистрированной эмиссии акций к ВВП — 50,1%, капитализация рынка акций к ВВП — 23%, отношение объема вторичного рынка корпоративных ценных бумаг к объему их эмиссии — 67%, а суммарного объема сделок купли-продажи негосударственных ценных бумаг к ВВП — 10,4%. Планировалось также довести долю свободно обращающихся акций ОАО, распределенных среди мелких и средних инвесторов (т.е. free-float), не менее чем 20–25% от общего объема эмиссии.

В результате ожидалось повышение роли фондового рынка в процессах перераспределения финансовых ресурсов, их аккумуляции для решения приоритетных государственных задач, укрепление финансового состояния организаций и расширение инвестиционных возможностей, снижение нагрузки на бюджет путем сокращения различных форм господдержки и расширения практики привлечения инвестиций с использованием ценных бумаг и т.д. Впрочем, теперь у государства появились новые приоритеты. В Плане совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 10.10.2013 № 895/15, реформирование и развитие фондового рынка значится в числе структурных мер экономической политики, обеспечивающих долгосрочный устойчивый экономический рост, и мер по повышению эффективности управления государственным имуществом. Кроме того, с помощью ценных бумаг власти надеются «связать» избыток денежной массы, имеющийся на руках у населения.

Правда, чтобы эти ожидания сбылись, нужно преодолеть ряд препятствий. Среди них авторы Программы отмечали незаинтересованность организаций республики в самостоятельном публичном привлечении инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг (главным образом акций и облигаций) ввиду исторически сложившейся практики привлечения ресурсов посредством получения банковских кредитов. Другая проблема — низкий уровень прозрачности рынка ценных бумаг из-за незаинтересованности эмитентов в раскрытии информации о своих результатах и значимых корпоративных событиях в соответствии с международными стандартами. Причину авторы Программы видят в низком уровне финансовой грамотности специалистов эмитентов ценных бумаг и в недостаточном осознании ими потенциала фондового рынка как механизма привлечения инвестиций. Кроме того, отмечался недостаточный уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, прежде всего акционеров, обусловленный несоблюдением АО признанных в мировой практике принципов корпоративного поведения.

К сожалению, за 2 года, прошедших с принятия Программы, в республике мало что изменилось. ОАО по-прежнему мало заинтересованы в инструментах фондового рынка.

Например, по данным аналитического обозрения Нацбанка «Мониторинг предприятий реального сектора экономики РБ», лишь 0,5% предприятий использовали выпуск акций для привлечения инвестиций. В основе этих проблем лежит сама структура белорусской экономической модели, где роль государства является доминирующей. Уступать передачу контроля над собственностью большому количеству частных инвесторов чиновники не желают. Отсюда меры, прямо препятствующие развитию фондового рынка: от замораживания приватизации, увеличения доли государства в ряде ОАО до преимущественного права исполкомов на покупку акций, наложения запретов на сделки с акциями отдельных компаний и угрозы введения владельческого надзора под предлогом защиты интересов миноритариев.

Фондовый рынок начнет развиваться, когда предприниматели и рядовые граждане увидят в нем инструмент для сохранения и приумножения своих доходов. Не случайно сила и конкурентоспособность экономики развитых стран неразрывно связана с активным рынком ценных бумаг. Например, средний размер free-float для американских компаний составляет 80–85% и только 15–20% принадлежит крупным акционерам. В США 80% населения вовлечено в инвестирование на фондовом рынке: напрямую, через паевые фонды или через пенсионные программы. Неудивительно, что, несмотря на кризисы, инвесторы со всего мира вкладывают деньги в американские ценные бумаги. У нас же все наоборот: из 2273 ОАО в 205 имеется только по 1 акционеру (которым является государство), в 83 — по 2, а в 289 вообще нет акционеров — физических лиц. Большая часть акций в Беларуси принадлежит государству и (в куда меньшей степени) крупным собственникам. И лишь ничтожно малая часть распределена среди мелких акционеров. Да и то их доля регулярно сокращается путем увеличения доли государства. Можно сослаться и на то, что предприятия не готовы к играм на повышение и понижение на бирже, отслеживанию скупки акций и колебаний курсов и т.п. Но при желании эти вопросы решаемы. Главная проблема в том, что в наших условиях бизнес, как правило, просто не видит смысла искать средства для развития путем размещения акций, если это предполагает дополнительные усилия, обязательства, затраты и риски.

Впрочем, и население не горит желанием вкладывать свои сбережения в неликвидный фондовый рынок, который не может предложить доходность, хотя бы отдаленно похожую на проценты по банковским депозитам. Так что трудно рассчитывать, что у людей появится желание вкладывать деньги в акции, сулящие минимальные дивиденды и фиктивный курсовой рост, связанный с увеличением номинала за счет внутренних источников.

Мало кто настроен в дополнение к конкуренции на товарных рынках ввязываться в сражение за средства инвесторов на фондовом рынке, постоянно демонстрируя эффективность и масштабность своего бизнеса, открытость и уважение к множеству мелких собственников. К тому же, если критерием для оценки эффективности работы менеджмента и успешности компании в целом станет курс акций и капитализация, то такой переворот в системе ценностей даром не пройдет.

Еще 2 года назад в Программе признавалось «опережающее развитие законодательства и инфраструктуры фондового рынка, тогда как отдельные его сегменты (вторичный рынок акций, рынок производных ценных бумаг) и институты еще недостаточно развиты. Это приводит лишь к временному формальному росту количественных характеристик рынка корпоративных ценных бумаг, в то время как рынок в стандартном его понимании не формируется, не проявляется его макроэкономическая роль». Впору задуматься: «потянет» ли новый закон за собой рынок или, наоборот, отсутствие институциональных условий для развития рынка сделает закон неработающим?

Леонид ФРИДКИН


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях