$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

От проекта до объекта

17.10.2008

Застройщиков избавили от необходимости представлять проекты в органы государственной экспертизы, переложив эту обязанность на проектные организации. Кроме того, не нужно будет получать заключения экологической службы и охраны труда.

Такие изменения содержатся в постановлении Совмина от 8.10.2008 № 1476, которое вступит в силу через три месяца после официального опубликования. По замыслу правительства, эти и другие нововведения должны обеспечить более комфортные условия для прихода в республику крупных инвесторов.

Появление нормативного акта стало результатом совещания по вопросам развития проектного дела у премьер-министра Сергея Сидорского, которое состоялось в начале сентября и собрало несколько десятков представителей различных министерств и ведомств, проектных и строительных организаций, а также инвесторов (см. «ЭГ» № 70 за 9.09.2008 г.). В основу документа легли озвученные там замечания. Правда, многие ожидали более радикальных перемен.

Итак, утратит силу действующее постановление Кабинета министров от 4.06.1996 № 362, определяющее порядок утверждения строительных проектов и проведения госэкспертизы. Одним из основных новшеств стало то, что обязанность получать заключения госэкспертизы закрепили за проектными организациями. Как отмечено в обосновании к постановлению, разработчиком которого выступил Госстандарт, это освободит инвесторов от несвойственной им функции.

Упрощены некоторые процедуры. Архитектурные и строительные проекты, обоснования инвестирования в строительство будут рассматриваться в системе Госстандарта без предоставления заключений экологов, государственных экспертиз условий труда и энергетической безопасности. При этом «по полному кругу» по-прежнему будут проверять проекты производственного назначения, топливно-энергетического комплекса, уникальные и крупные производства, отказы в работе которых могут привести к тяжелым экономическим, социальным и экологическим последствиям. В их числе электростанции, заводы химической и нефтехимической промышленности, места разработки природных ресурсов, магистральные газо- и нефтепроводы, а также некоторые другие объекты.

С двух до одного месяца сократится предельный срок проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов и обоснований проектирования в строительство. Проекты, представленные гражданами, будут рассматриваться в течение 15 суток. Правда, при необходимости доработки документации экспертиза может быть продлена до 2 месяцев.

Повышен стоимостный порог строительства, при котором утверждение документации должно проходить на уровне Совета Министров. Если раньше правительство принимало решение по проектам с расчетной (сметной) стоимостью строительства 20 млн. Br и выше (в ценах 1991 г.), то теперь эта цифра увеличится до 50 млн. Br. В качестве такого порога может рассматриваться сумма в 80 млрд. Br в ценах 2006 г. При этом право представлять проектную документацию в Совмин получили также облисполкомы и Мингорисполком.

Стоит отметить, что нормы постановления Совмина № 1476 уже попали под критику. Некоторые замечания на этапе подготовки проекта нормативного акта сделали в Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей им. Кунявского. Там считают, что нельзя снимать с застройщика обязанность по передаче проектной документации на экспертизу. Так, в письме, направленном в адрес правительства, отмечалось: большинство работников УКСов и руководителей строительного комплекса с удовольствием воспримут нововведения, поскольку это позволит им устраниться от части нынешних обязанностей. Зато дополнительные сложности появятся у проектировщиков. Если сейчас в рамках параллельного строительства и проектирования институты в 90% случаев принимают неполные пакеты разрешительной документации, то с принятием постановления такая практика может прекратиться. В результате общие сроки проектирования и проведения госэкспертизы и, как следствие, возведения объектов только увеличатся.

Председатель союза Георгий Бадей в беседе с корреспондентом «ЭГ» обратил внимание на обтекаемость и неконкретность постановления. В частности, возникает вопрос: почему оно предусматривает отдельное утверждение Инструкции об организации проведения государственной экспертизы (будет принята в течение двух месяцев — Ред.), почему нельзя все прописать в постановлении Совмина? Это снижает его значение как нормативного акта прямого действия. По оценке Г.Бадея, более грамотно проработан аналогичный российский документ (постановление правительства РФ от 5.03.2007 № 145).

В БСПН им. Кунявского отмечают, что постановление обошло проблему неразберихи в сфере технических нормативных правовых актов (ТНПА). Их перечень в области архитектуры и строительства можно дополнить актами других министерств и ведомств и издать от имени Минстройархитектуры. Кроме того, необходимо более четко определить статус ТНПА в части их обязательного или рекомендуемого действия.

В правительстве не прислушались к предложению Союза закрепить возможность обжалования в судебном порядке отрицательного заключения экспертизы. Правда, в постановлении появился исчерпывающий перечень документации, представляемой проектными организациями в органы госэкспертизы.

У аналитиков БСПН им. Кунявского вызывает сомнения необходимость обязательной государственной проверки обоснований инвестирования в строительство объектов, которые намерены возводить не бюджетные организации. Они также констатируют проблему согласования проектной документации с МЧС: сдать проект на завершающем этапе строительства практически невозможно. Для изменения ситуации в состав экспертизы необходимо включать работников этого ведомства.

Александр ГЕРАСИМЕНКО