$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

От любой проверки должна быть польза

06.07.2007

Плановое заседание Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, прошло 27 июня в Минске под председательством главы Комитета госконтроля Зенона ЛОМАТЯ.

Заслушав информацию о выполнении местными исполнительными и распорядительными органами и подчиненными им организациями законодательства по упорядочению контрольной деятельности, Совет отметил, что указанными органами приняты определенные меры в этом направлении. Вместе с тем выявлен ряд нарушений Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности. Так, некоторыми местными исполнительными и распорядительными органами допускалось проведение внеплановых проверок без их согласования с соответствующими советами по координации контрольной деятельности (управление здравоохранения Могилевского облисполкома, комитет по сельскому хозяйству и продовольствию и управление образования Минского облисполкома, фонд «Гроднооблимущество», финансовые отделы Жабинковского и Солигорского райисполкомов, управление по сельскому хозяйству и продовольствию и отдел образования Пуховичского райисполкома и др.).

Нарушения допускались также и коммунальными унитарными предприятиями, осуществляющими контрольную деятельность. Так, КУППСП «Полоцксельстрой» без согласования с Советом по координации контрольной деятельности в Витебской области провело 6 внеплановых проверок дочерних унитарных предприятий. ОУП «Гроднооблсельстрой» без согласования с Гродненским областным Советом проведены внеплановые проверки 4 дочерних предприятий.

Имели место случаи проведения проверок без предписаний, а также с нарушением норм Указа Президента от 23.10.2006 № 631 «О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов», согласно которому государственно-властные полномочия, возложенные законодательными актами на местные исполнительные и распорядительные органы, не могут передаваться созданным ими организациям. Поэтому облисполкомам и Минскому горисполкому Совет поручил обеспечить выполнение законодательства при назначении и проведении проверок, упорядочить проверки подведомственных организаций, осуществлять ведомственный контроль в соответствии с требованиями законодательства, в том числе исключить факты передачи созданным ими организациям государственно-властных полномочий по осуществлению ведомственного контроля.

Заслушав и обсудив информацию о состоянии ведомственного контроля в Министерстве спорта и туризма и подчиненных ему организациях, Совет отметил, что министерством не приняты действенные меры по обеспечению надлежащего уровня контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных структур.

В организации ведомственного контроля в системе Минспорта имеются недостатки и нарушения. Так, областными управлениями физической культуры, спорта и туризма Витебского и Минского облисполкомов ревизии подчиненных организаций вообще не проводились. В отдельных случаях при выявлении нарушений, повлекших причинение вреда, не устанавливались его размеры, причины нарушений и допустившие их лица, не обеспечивалось полное взыскание выявленного вреда.

Поверхностный подход к проведению ревизий привел к тому, что финансовыми органами при проведении проверок в организациях, ранее проверенных ревизорами областных управлений, выявлены грубые нарушения. Так, в 2006 г. и I квартале 2007 г. в ходе ревизий, проведенных управлением физкультуры, спорта и туризма Брестского облисполкома, фактов причинения вреда в подведомственных структурах не было обнаружено, хотя финансовыми органами в ходе проверок выявлено вреда на 202,8 млн. руб.

Рассмотрев результаты проверки, Совет предписал Министерству и управлениям физической культуры, спорта и туризма областных (Минского городского) исполкомов до 1.10.2007 устранить вскрытые недостатки и нарушения; наладить надлежащий ведомственный контроль, а также рассмотреть вопрос о привлечении виновных к ответственности.

Заслушав и обсудив информацию о практике назначения проверок финансово-хозяйственной деятельности столичных предприятий и внесения записей в книги учета проверок (ревизий), Совет отметил, что при назначении проверок контролирующие органы не всегда соблюдали законодательство. Допускались несогласованность контрольных действий и внесение в книги учета проверок необоснованных записей.

В частности, данные нарушения были установлены Комитетом госконтроля при изучении практики назначения контролирующими органами в 2006 г. и I квартале 2007 г. проверок 22 предприятий Минска и 3-х обособленных структурных подразделений, а также порядок внесения записей в книги учета проверок. Впрочем, если плановая проверка согласно Указу Президента от 15.11.1999 № 673 может проводиться не более одного раза в течение календарного года, то другие виды поверок могут быть назначены контролирующими органами при наличии сведений о нарушении законодательства субъектами предпринимательской деятельности, поступлении обращений граждан и т. д. Однако при этом должен соблюдаться установленный Указом № 673 порядок назначения, согласования проведения внеплановых проверок с советами по координации контрольной деятельности. А нарушение этого порядка должностными лицами влечет наложение на них штрафа в размере до 50 базовых величин. При этом отмечается, что качество ревизий иногда весьма низкое, а содержание службы ведомственного контроля обходится дороже, чем суммы взысканных санкций и возмещения вреда. И если ведомственные ревизоры не обнаруживают у проверяемого субъекта никаких упущений, то после них финансовые органы находят множество нарушений, за которые налагаются весьма значительные санкции. Председатель КГК З.Ломать отметил, что от любой проверки должна быть польза. И измеряется она далеко не одними суммами штрафов — состояние законности в стране не имеет цены.

Вскрыты также многочисленные случаи внесения в книги учета проверок (ревизий) записей о мероприятиях, не являющихся проверками в нарушение правил, утвержденных постановлением Совмина от 22.02.2001 N 248. Так, в книгу учета ревизий ТРУП «Кирмаш» внесена запись центром пропаганды и обучения при Мингоруправлении МЧС об обучении гражданской обороне; ОАО «Мотовело» — о проведении центром гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) обучающего семинара; ОАО «Минская птицефабрика им.Н. К. Крупской» — о проведении ЦГиЭ учебно-тренировочных занятий по профилактике птичьего гриппа, ПТРУП «Минск Кристалл» — об инструктажах ГАИ по правилам дорожного движения.

Кроме того, в книгах учета проверок нередко появляются даже сведения о снятии показаний со счетчиков газа, проведении аудита, хотя данные мероприятия проводятся в рамках гражданско-правовых договоров и не подменяют государственного контроля. В книге учета проверок УП «Минский завод колесных тягачей» отметился даже корреспондент одной из республиканских газет, бравший интервью у руководителя предприятия. Там же стоит запись ГУВД Заводского района о проверке комиссии по профилактике борьбы с пьянством. Распространены случаи, когда работники одного контролирующего органа вносят в книгу нескольких записей о проведении одной и той же проверки. Например, сотрудники ЦГиЭ в книгу учета проверок ОАО «Мотовело» внесли 4 записи о проведении одного и того же комплексного обследования, а также 2 записи об одной проверке (по количеству проверяющих).

На количество записей в книгах учета проверок влияет и то, что при проведении совместных проверок с участием нескольких контролирующих органов каждый из них регистрируется под отдельным номером.

Поэтому Совет решил обязать государственные органы и иные организации, уполномоченные проводить проверки, обеспечить повышение эффективности контроля и соблюдение законодательства при внесении записей в книги учета проверок. Кроме того, планируется усовершенствовать и правила заполнения этой книги, внеся в постановление Совмина от 22.02.2001 № 248 «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)» соответствующие коррективы.

Также в ходе заседания Совет рассмотрел ход выполнения государственными органами и иными организациями решений Совета, принятых в 2006 г., и утвердил план работы на II полугодие 2007 г.

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях