Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

От крекинга — к независимости

Среднеевропейской глубины переработки нефти (83--84%) достигнет в наступившем году Мозырский нефтеперерабатывающий завод благодаря эксплуатации комбинированной установки каталитического крекинга мощностью 2 млн.т в год...
Среднеевропейской глубины переработки нефти (83--84%) достигнет в наступившем году Мозырский нефтеперерабатывающий завод благодаря эксплуатации комбинированной установки каталитического крекинга мощностью 2 млн.т в год. Запуск установки будет осуществлен на днях. Она также обеспечит выработку экологически чистых ("идеальных") компонентов автобензинов и продуктов нефтехимии, отвечающих требованиям европейских стандартов.

МНПЗ -- одно из немногих белорусских предприятий, которому удается вести реконструкцию с помощью точно просчитанной программы, полагает директор завода Анатолий КУПРИЯНОВ. Все ее этапы -- валютоокупившиеся проекты, реализация которых резко увеличила поступление валютной выручки и мощность переработки. В 2004г. Мозырский завод намерен переработать 8,2--8,3 млн.т нефти. Созданная инфраструктура дает возможность закупать дополнительные (до 1,5 млн.т) объемы сырья, помимо тех, что поступают из нефтепровода "Дружба". Руководство предприятия видит в этом начало движения в сторону экономической независимости от поставщиков.

О преимуществах установки каткрекинга с технологией "милли-сэконд" (четвертой в мире) сказано немало, напомним лишь, что мозырскому предприятию она поможет не только снизить себестоимость топлива, но и нарастить выпуск сжиженного газа на 220 тыс.т. Это полностью удовлетворит запросы внутреннего рынка.

Мозырские нефтяники гордятся тем, что за время строительства комплекса каткрекинга создана гибкая система управления этим процессом. Применение схем, наработанных в советские времена, растянуло бы стройку минимум на 5 лет. Стремясь избежать долгостроя, специалисты МНПЗ реализовали принципиально иной подход: все этапы проекта -- проектирование, строительство и закупка оборудования -- велись параллельно. Поэтому сроки возведения комплекса вызвали немалое удивление российских коллег. Представители Лукойла, ТНК едут перенимать опыт. Успех реконструкции наталкивает Анатолия Куприянова на такие обобщения: "Широкомасштабная реализация инвестпроектов в нашей стране может быть сопряжена с проблемой поиска квалифицированных подрядных организаций. Мы привлекали специалистов из Гродно, Солигорска, Минска... Периодически на стройке было занято до 2 тыс. человек... Условия их премирования были жестко увязаны с календарем выполнения работ..."

В Туркмении запуск аналогичного объекта каткрекинга осуществлялся иностранными специалистами на протяжении 4 месяцев. У нас управились за три. Накануне пуска установки руководство МНПЗ организовало пресс-конференцию. Корреспондент "НЭГ" имела возможность расспросить Анатолия Куприянова не только о технических характеристиках запускаемого объекта:

-- По вашим оценкам, чтобы выйти на уровень переработки нефти 90%, МНПЗ необходимы инвестиции в размере 60 млн.USD. Так целесообразно ли сейчас заводу возвращать Славнефти почти 52 млн.USD с учетом того, что почти такая же сумма необходима для более убедительных успехов в модернизции?

-- Правительство решило, что нужно эти деньги вернуть, -- значит, решение будет выполнено.

Реализация программы развития предприятия до 2009г. предполагает финансирование в размере 240 млн.USD. Первые шаги на этом пути уже сделаны -- завод приобрел лицензии на строительство установок алкилирования и получения бензола. Первая необходима для получения высокооктанового экологически чистого компонента, улучшающего экологические свойства автобензинов. Вторая -- для выпуска дефицитного сегодня сырья для предприятий нефтехимии, в частности, для гродненского ОАО "Азот".

Вопрос о финансировании комплекса алкилирования был рассмотрен недавно на заседании наблюдательного совета ОАО МНПЗ. Президент НГК "Славнефть" Ю.Суханов выразил готовность компании предоставить МНПЗ беспроцентный заем в размере 15 млн.USD на эти цели.

Вообще же, чтобы своевременно решать вопросы, связанные с финансированием проектов, мы действуем в упреждающем режиме и ведем переговоры об открытии кредитных линий под строительство каждого объекта примерно за год до начала проектных работ.

-- Кто будет осуществлять основные поставки нефти на завод в 2004г.?

-- Из подписанного протокола о поставках энергоресурсов в нашу страну следует, что в I первом квартале Беларусь получит 3,75 млн.т нефти. Из них 1,8 млн.т будут поставлены для переработки на МНПЗ. Основные поставщики -- это дочерние компании крупных российских НК ("Славнефть-Старт" и "МНПЗ-2"). Сургутнефтегаз у нас не перерабатывает нефть, только продает.

-- Как вы оцениваете проект передачи в доверительное управление Руснефти госпакета акций предприятия?

-- Я не видел официального документа, который бы предусматривал возможность создания совместного предприятия... Мы обычное юрлицо, которое работает, чтобы получать прибыль, а создание СП -- вне нашей компетенции. Я наемный работник, и выполняю решение собственника и собрания акционеров. Когда собственник продумывает схемы, он не спрашивает мнения у наемных работников.

-- Каковы тенденции на рынке нефтепродуктов в сопредельных государствах? Как завод на них реагирует?

-- Основные продукты нашего экспорта -- гидроочищенный вакуумный газойль, печное топливо, керосин, высокооктановые автомобильные бензины, дизельное топливо. Основные рынки сбыта -- Латвия, Украина, Венгрия, Польша.

Если в ближайшее время цены на нефть резко не изменятся, мы сохраним устойчивый рынок сбыта дизельного топлива в Польше и позиции на рынке автобензинов в дальнем зарубежье.

По мере расширения границ Евросоюза страны ЦВЕ переходят на использование европейских стандартов качества топлива, и важно не потерять эти рынки сбыта.

Проблематична работа на российском рынке, насыщенном продуктами национальных переработчиков. К тому же ряд обстоятельств не позволяет нам активнее реализовывать там нефтепродукты. В частности, это структура себестоимости. В отличие от нас, российские НПЗ имеют возможность приобретать сырье по низким внутрикорпоративным ценам. Среди других конкурентных преимуществ россиян -- их меньшая налоговая нагрузка и более низкие акцизы на топливо.

На рынке Украины с недавних пор тоже стало труднее работать из-за низкого уровня цен. Экономическая эффективность поставок туда держится на минимальном уровне. Куда привлекательнее рынки дальнего зарубежья.