От кофе до фитнес-клуба. Что взять по франшизе?

Какие франшизы сегодня наиболее востребованы на рынке? Какую прибыль они могут приносить и какие затраты предполагают? Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» проанализировала предложения компаний в зависимости от размера требуемых вложений.
Если еще пять лет назад на белорусском рынке свои франшизы предлагали не более пяти национальных брендов, сегодня их уже более 90. Число белорусских компаний, которые развивают свою сеть в регионах Беларуси через франчайзинг, также увеличивается.
На рынке франчайзинга активно развиваются отрасли торговли, общепита и услуг для населения. Свои франшизы предлагают не только минские компании. Появляются и концепции, пришедшие из регионов.
Одними из основных критериев для выбора франшизы являются сумма инвестиций и срок их возврата. Сегодня предложения компаний стартуют от тысячи до нескольких сотен тысяч долларов. В самом востребованном сегменте – франшизы со стоимостью до 15 000–20 000 USD.
Франшизы с суммой инвестиций до 10 000 USD
Предложения в данном сегменте имеют некоторые схожие характеристики. Так, обычно такие франшизы не предъявляют жестких требований к франчайзи и помещению, предполагают наличие площади с небольшим метражом, характеризуются быстрыми сроками запуска (около месяца) и периодом окупаемости (около года).
Отрасль общепита представлена небольшими проектами. В основном это кофейни разнообразных форматов («ПЕРСПЕКТИВА.кофе») и заведения, не предполагающие наличия полноценной кухни и большого количества посадочных мест – пончиковые («ПОН-ПУШКА»), кафе-мороженое («Джелаторо»).
Франшизы в сфере торговли чаще всего предлагают несколько форматов для открытия – от небольших секций до полноценного отдельно стоящего магазина. По количеству открытых точек лидируют франшизы кондитерских изделий от госпредприятий – «Красный пищевик», «Коммунарка», начинают развитие через франчайзинг «Красный мозырянин» и «Спартак». Частные производители («Лодисс») также дают право открывать магазины сладостей под своим брендом. Среди других в сфере торговли можно выделить магазины алкогольной продукции «Минск-Кристалл» (один из лидеров рынка прошлого года по числу открытых франчайзинговых объектов), сувениров ручной работы «Макей», оптики «Еврооптика», онлайн-магазин мягких игрушек Mishkamarket. Востребованной оказалась и франшиза необычного формата «Контрактор», которая предлагает предпринимателям из малых городов открывать точки по продаже шин и запчастей практически без вложений.
В секторе услуг этого ценового диапазона представлены франшизы детских обучающих и развивающих центров («Лесенка», «Бэби-клаб», «Ай, да я!»), образовательных курсов (EnglishPapa), турагентств (Oranjet).
В этот же сегмент попадает и франшиза самого масштабного паб-квиза «Мозгобойня», которая дает возможность начать бизнес в сфере развлечений.
Франшизы с суммой инвестиций от 25 000 до 50 000 USD
С увеличением стоимости франшизы ужесточаются требования как к франчайзи, так и к помещению. Сроки окупаемости по проектам этой категории увеличиваются до 2–2,5 лет, но и доходность гораздо выше, чем в предыдущей категории.
В секторе торговли открыть магазины под своим брендом предлагает известный государственный производитель одежды для всей семьи «Свiтанак». Также можно найти и франшизы от частных компаний – дизайнерская одежда для женщин от бренда Femme/Devur. Сеть магазинов медицинской техники, изделий медназначения и товаров для красоты и здоровья «Скажи здоровью «Да!» советует открыть свою точку в весьма востребованном на сегодня сегменте. Бренд «Софатэкс», производящий чехлы для мебели, ориентирован на региональное развитие, так как онлайн-продажи пока не востребованы в малых городах.
В данной категории почти нет франшиз белорусского общепита. Исключение составляет сеть кальянных PremiumHookahClub, которая весьма активно открывает заведения не только в Минске, но и в областных и региональных городах, причем сроки окупаемости в последних гораздо меньше заявленных франчайзером.
В секторе услуг по уходу за красотой и здоровьем можно найти предложения от франшиз салонов красоты («Дикая Орхидея»), небольших фитнес-клубов («Экофитнес»), студий EMS-тренировок (Electroftness). В текущем году свою франшизу презентовала и сеть соляных пещер «Черноморская сказка» из Витебска.
Отрасль услуг также представлена «приглашениями» обучающих центров для детей и взрослых («Сила знаний», «Лидер», GlobalChild), детскими развлекательными центрами («Базиллион»). Кроме того, можно найти предложения по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей (TEXX Service).
Франшизы с суммой инвестиций свыше 50 000 USD
Большинство белорусских франшиз не превышают этот порог. Тем не менее за последние годы появилось несколько крупных проектов. В основном они сосредоточены в секторе общепита и требуют помещений с большой площадью.
Так, открыть заведения под своим брендом предлагают сеть PizzaSmile, городские кафе Garage и украинский проект «Хинкальня», который в Беларуси развивается по мастер-франшизе.
Помимо заведений общепита в данном ценовом диапазоне можно приобрести франшизу самой крупной белорусской сети фитнес-клубов «Адреналин».
Стоит помнить, что франчайзеры могут пойти навстречу и подобрать формат точек с максимальным учетом особенностей имеющегося помещения и возможностей кандидата. Порой они подбирают наиболее подходящие помещения самостоятельно или вовсе готовы запускать проекты на условиях совместного участия в инвестициях с франчайзи. Также положительными характеристиками белорусских франшиз являются их полная адаптированность к условиям нашего рынка и возможность начать бизнес в любой из указанных категорий даже тем, кто вообще не имеет опыта в бизнесе. Это обусловлено высоким уровнем поддержки, которую готовы оказать франчайзеры.
Подробности франчайзинговых предложений можно узнать на сайтах компаний-франчайзеров либо в самом большом каталоге франшиз в Беларуси, представленном на сайте ассоциации «Белфранчайзинг».