Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Мнения
07.09.2020 18 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«От каждого по способностям – каждому пожизненный достаток»

фото: www.epmmagazine.com

Международная академия солидаризма со штаб-квартирой в Аликанте высказывает свои предложения, направленные на разрешение внутригосударственного конфликта в Беларуси.

 Коллектив Международной академии солидаризма (МАС) хотел бы засвидетельствовать своё огромное уважение белорусскому народу, выразив при этом обеспокоенность относительно событий в Минске, последовавших вслед за объявлением результатов президентских выборов. Работая в составе миссий ООН по восстановлению национальных экономик республик бывшего Советского Союза и экс-Югославии, члены коллектива МАС пришли к выводу о том, что любые гражданские противостояния приводят обычно к разрушению основ экономики, разрыву хозяйственных связей, институциональному хаосу, падению жизненных стандартов, обнищанию народов. Об этом, в частности, красноречиво свидетельствует динамика основных макроэкономических показателей стран, переживших или переживающих в настоящее время гражданские конфликты. Желая помочь белорусскому народу избежать такого положения вещей и понимая, что разгорающийся в Беларуси конфликт порождён многими причинами, в том числе и такими, которые имеют сугубо экономическую основу, международный коллектив МАС сформулировал системные предложения по коренному преобразованию основ национальной экономики.

За 26 лет пребывания Президента А. Лукашенко у власти, в Беларуси выстроена строго иерархическая вертикаль политической власти и модель экономики, основанная на примате государственной собственности. Эта модель, несмотря на периодически возникавшие проблемы, в целом обеспечивала стабильность в обществе. На сегодня, она (модель), по нашему мнению, себя исчерпала. За эти годы выросло новое поколение молодых людей, которые воспринимают нынешний общественный порядок в Беларуси и его социально-экономические устои как такие, которые унаследовали худшие традиции авторитарного советского строя. Именно представители этого молодого поколения, по нашему мнению, составляют костяк протестующих, которые требуют перемен. Здесь возникает вопрос: какие перемены хотят эти члены белорусского общества?

Мы исходим из того, что политика является концентрированным выражением экономики. Поэтому, для того чтобы говорить о серьёзных переменах в стране, надо рассмотрение возможных перемен перевести из социально-политической плоскости в плоскость социально-экономическую. Поскольку для этого требуется время, нам бы хотелось поддержать призыв Президента А. Лукашенко к митингующим гражданам прекратить акции гражданского неповиновения и заняться экономикой, в том числе, реформированием ее основ. Но делать это надо, имея, по нашему мнению, не только чёткое представление о сути тех изменений в экономике, которые предстоит осуществить, но и достаточно подробный план реализации этих изменений.

Учёные МАС разделяют концептуальную точку зрения относительно того, что в основу этих радикальных изменений должна быть положена трансформация форм собственности, которая определяет отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности относительно владения, распоряжения и использования различных факторов производства - труда, капитала, земли, включая природные ресурсы, предпринимательство и знания.

Рассматривая возможные варианты смены власти, к которой призывают протестующие, с уверенностью можно прогнозировать два реально возможных варианта трансформации экономики страны. При этом, при реализации любого варианта собственность на основные активы страны трансформируется из государственной в частнокапиталистическую. Единственно, что бенефициарами могут выступать разные субъекты. Первый вариант. Если Беларусь двинется в сторону Запада, то государственная собственность перейдёт в руки крупных транснациональных корпораций (ТНК). Так как это происходит, например, в Украине, где правительства других стран и ТНК не только владеют контрольными пакетами акций крупнейших украинских предприятий, но и делегировали своих представителей в наблюдательные советы важнейших стратегических государственных предприятий, таких как «Укрзалызныця», «НАК Нафтогаз» и даже «Укроборонпром». Таким образом, именно через решения этих наблюдательных советов определяются перспективы деятельности стратегически важных украинских предприятий, формирующих, в том числе, основу национальной безопасности страны. Второй вариант. Если Беларусь двинется на Восток, то основные государственные активы могут стать добычей крупнейшего российского номенклатурно-олигархического капитала или бизнес-структур Китая. При реализации обоих вариантов белорусский народ, как показывает опыт всех стран на постсоветском пространстве, будет отстранён от принадлежащей ему сегодня по Конституции собственности страны. Если власти Беларуси и протестующие хотят, чтобы страна осталась экономически независимым государством, а народ не потерял принадлежащие ему права собственности, то ни первый и ни второй варианты им не подходят.

 

Учёные МАС предлагают обсудить возможность трансформации ныне действующей модели государственной экономики в разработанную нами солидарную модель экономики Беларуси (СМЭБ). Тезисно исходные элементы СМЭБ можно охарактеризовать следующим образом:

 

1. Факторы и собственность

 Системообразующей социально экономической базой построения СМЭБ является превращение всех граждан Беларуси в экономически  свободных солидарных частных собственников. Такой процесс мы называем солидаризацией собственности. Солидаризация собственности коренным образом отличается от существующих моделей приватизации при капитализме. Реализация всех капиталистических моделей приватизации (на основе денег или ваучеров), как показывает опыт всех постсоветских стран, в конечном итоге приводит к перераспределению государственной собственности в пользу крупного капитала и номенклатуры (высших чиновников). Смысл солидаризации государственной собственности в том, чтобы бесплатно наделить (приобщить на деле) частной собственностью каждого гражданина страны. Солидаризация госсобственности заключается в персонификации (закреплении законодательно и создании специального реестра) прав владения и распоряжения для каждого гражданина-собственника. Лишь право пользования передается управленцам на определённый срок с жёстко установленными обязанностью и ответственностью за реализацию этого права.

В самом общем виде алгоритм солидаризации собственности граждан Беларуси на факторы производства можно представить следующим образом. Факторы «земля» (включая все природные ресурсы), и «знание» должны находиться в солидарно-публичной собственности (СПС) – равнодолевой, закреплённой персонально за каждым гражданином страны на весь срок его жизни. СПС не передаётся по наследству и не отчуждается в чью-либо пользу. По наследству могут передаваться лишь доходы от СПС, заработанные гражданином страны. Фактор «капитал» солидаризируется как в производственной сфере, так и в отраслях непроизводственной сферы в виде солидарно-коллективной собственности (СКС). СКС - ассоциированная разнодолевая собственность граждан без права кого-либо на контрольный пакет долей в уставном фонде хозяйствующих единиц. СКС придёт на смену частнокапиталистической акционерной собственности. Хозяйствующие структуры, к которым сегодня относятся малые предприятия, а также собственность граждан в жилищной сфере будут функционировать на основе солидарно-семейной собственности (ССС). Наряду с солидарными видами собственности в Беларуси будет продолжать функционировать индивидуальная частная собственность граждан (ИЧСГ), которая реализует права гражданина на личностное воспроизводство, труд и персонифицированное участие в солидарном воспроизводстве социума.

 

2. Пожизненный достаток и базовый доход.

Ключевым элементом в обновлённой экономике Беларуси должен стать институт «Пожизненный достаток граждан». Этот институт пока не имеет аналогов в мировой практике хозяйствования. Предлагаемый нами институт должен включать в себя: безусловный базовый доход (ББД) + оплата по труду (знаниям) + дивиденды от собственности на солидарный капитал. ББД, который выплачивается всем категориям граждан (детям, работающим, пенсионерам), предлагается формировать за счёт: а) рентных платежей за природные ресурсы, б) поступлений от национально-обобществлённой интеллектуальной собственности, в) части доходов предприятий, определённых законом.

Пожизненный достаток на различных этапах жизни гражданина Беларуси будет функционировать следующим образом:

1 этап - рождение и развитие личности обеспечивается средствами ББД;

2 этап - трудовая занятость в воспроизводственном процессе обеспечивается средствами ББД, оплатой по труду (за применённые знания), дополнительными доходами от долевого участия в собственности хозяйствующих звеньев;

3 этап - добровольное участие в воспроизводственном процессе за пределами возрастного норматива трудовой занятости также обеспечивается средствами ББД, оплатой за применение и передачу знаний, дополнительными доходами от долевого участия в собственности хозяйствующих структур. В случае, если гражданин Беларуси, достигнув возрастного норматива трудовой занятости, не имеет желания участвовать в воспроизводственном процессе, то его достаток будет надёжно гарантирован средствами ББД и ранее накопленными доходами. При этом, по существу, снимается проблема его пенсионного обеспечения.

 

3. Солидарные деньги.

В процессе разработки СМЭБ и использования ее в практике хозяйствования, предполагается применить принципиально новые инструменты макрорегулирования, одним их которых являются солидарные деньги (СД). В отличие от всех действующих современных денежных систем, обладающих пятью функциями, СД наделены лишь двумя: 1) мера стоимости (масштаб цен), 2) средство обращения. СД лишены ряда негативных качеств функционирующих в настоящее время денег. Во-первых, в силу отсутствия у СД функции «средство платежа – кредитные деньги» становится невозможными такие недостатки (органически присущие обычным деньгам) как взятки, откаты, нецелевое использование и т.п. Во-вторых, в силу отсутствия у СД функции «средство накопления - сокровища» ни один субъект хозяйствования не сможет без ущерба для себя придержать их на своих счетах, вывести из оборота в корыстных целях и т.п. В-третьих, в силу отсутствия у СД функции «мировые деньги» они не способны пересекать границу Беларуси и исчезать в офшорных зонах.

В то же самое время наличие у СД функции «масштаб цен» обеспечивает количественное балансирование макроэкономических пропорций в отраслях народного хозяйства на основе разработки межотраслевого баланса, а функции «средства обращения» - позволит без каких-либо ограничений обеспечить своевременную и бесперебойную связь всех потребителей и производителей. СД может применяться совместно с действующей денежной системой, что позволит запустить в хозяйственный оборот дополнительный объём финансирования равный или превышающий годовой бюджет страны. Последнее избавит экономику от внешней инвестиционной зависимости и дефицита государственного бюджета. Кроме введения СД нами разработаны практические меры по совершенствованию действующих налоговых, финансовых, бюджетных и банковских систем.

 

От каждого -- по способностям…

Разработка СМЭБ доведена нашими учёными до методического уровня и при дальнейшем участии белорусских специалистов в короткие сроки может быть адаптирована к практическому применению на территории Беларуси. Следует особо подчеркнуть, что переход на СМЭБ потребует внести существенные изменения в социально-политическую сферу страны. Речь идёт об изменениях в существующем государственном строе Беларуси. Суть этих изменений заключаются в том, что должен быть запущен процесс формирования нового типа белорусского государства - государство солидарных собственников. Главный постулат этого государства – «От каждого по способностям – каждому пожизненный достаток». Как известно, во всех странах с рыночной экономикой государственное устройство базируется на буржуазной (политической) демократии, являющейся по существу ширмой, за которой частный крупный капитал и государственная бюрократия приоритетно реализует свои политические и экономические цели. Белорусское государство собственников будет строиться на основе института солидарного народовластия, который состоит и полнокровно функционирует в единстве трёх сторон: 1) политическое народовластие, дающее право всем гражданам участвовать в политическом процессе и государственном строительстве; 2) экономическое народовластие, наделяющее всех людей собственностью на факторы производства и правом участвовать своим трудом и знаниями в процессе воспроизводства благ, услуг, знаний и получать заработанный таким путём доход, обеспечивающий ему личный пожизненный достаток; 3) социальное народовластие, добровольно объединяющее людей в гражданское общество, основанное на принципах независимости и меритократии, позволяющих формировать своё руководство из достойных, наиболее способных людей.

Таким образом, мы не только не отрицаем, но и приветствуем радикальные изменения Конституции Республики Беларусь. Однако, по нашему мнению, эти изменения следует принимать исключительно после всенародного обсуждения, которому в обязательном порядке должны предшествовать теоретическая разработка и практическая апробация новых экономической и политической платформ. Другими словами, суть наших предложений сводится не к возврату к Конституции 1994 года, а к разработке принципиально новой Конституции Республики Беларусь, основные положения которой, по нашему мнению, будут способствовать консолидации общества на основе принципиально новых социально-экономических отношениях народного солидаризма. В заключение ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что внесение вышеизложенных предложений продиктовано нашим искренним желанием помочь народу Беларуси не только найти выход из сложившегося противостояния, но и заложить фундамент экономики, работающей на интересы всех без исключения социальных групп общества и обеспечивающей гораздо более высокий уровень эффективности ее функционирования.

 

Справочно. МАС является независимой структурой международного гражданского сообщества учёных и предпринимателей, проживающих на территории Греции, Израиля, Испании, Италии, Канады, Коста-Рики, Палестины, России, Украины и Чехии. Всех нас объединяет совместная разработка теории и практики новой социально-экономической формации XXI века - народного солидаризма.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by