$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

От индивидуальной — к категориальной

10.08.2007

В Министерстве финансов подготовлен проект решения, которое предусматривает переход от индивидуальной к категориальной господдержке. Данный документ родился в связи с обязательствами Беларуси в рамках заключенного в марте 2007 г. белорусско-российского торгово-экономического соглашения. Его реализация чревата негативными последствиями для наших традиционных получателей государственных субсидий.

Ключевым положением проекта является отказ от предоставления субъектам хозяйствования индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам, сообщили Интерфаксу в министерстве. Предусматривается, что господдержка будет оказываться только в рамках реализации приоритетных государственных, региональных и отраслевых программ, объемы финансирования которых должны быть утверждены в законе о бюджете.

Минфин предлагает ограничить виды господдержки предоставлением прямой финансовой помощи, возмещением юрлицам части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставлением бюджетных займов и ссуд, гарантий правительства по банковским кредитам, отсрочкой и рассрочкой уплаты налогов и пени.

Предполагается также дать местным органам госуправления право предоставлять господдержку подчиненным им организациям на аналогичных условиях.

В случае неэффективного использования бюджетных средств на господдержку проект предполагает ряд взысканий как в отношении органов госуправления, так и в отношении должностных лиц.

Оговаривается также, что в случае оказания безвозмездной господдержки негосударственным предприятиям предусмотрено увеличение или создание госдоли в них. В случае же необеспечения коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями установленных показателей эффективности использования господдержки, а также при несоблюдении целей, сроков достижения этих целей, авторы проекта предлагают инициировать в их отношении процедуру банкротства.

Как сообщалось, в Беларуси необходимо радикально изменить систему господдержки для реализации норм межправительственного соглашения с Россией о торгово-экономическом сотрудничестве. В соответствии с соглашением, белорусская сторона обязалась до 1 июня 2007 г. отменить и не применять в будущем запрещенные в понимании ВТО субсидии, которые формально или фактически связаны с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных, и перейти к господдержке, основанной на принципах международной торговли,

В частности, если согласиться с предложением российской стороны о полном отказе от практики предоставления субсидий, в том числе в виде запрещенных в понимании ВТО, необходимо изменить действующую у нас индивидуальную методику выбора получателей льгот. При этом потребуется заменить заявительный принцип предоставления господдержки на применяемый в России категориальный с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты. В этой связи станет неизбежным не только отмена или изменение ряда действующих нормативных актов, но и изменение самого механизма предоставления господдержки.

Между тем негативным следствием такого подхода станет ухудшение финансового положения традиционных получателей господдержки. Частично их потери могут быть компенсированы за счет общего снижения налоговой нагрузки на экономику и упрощения налоговой системы. По оценке экспертов, размеры индивидуальной господдержки, оказываемой в Беларуси в настоящее время, составляют 10-15% ВВП.