$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ОТ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ К МЕСТНЫМ ЦЕНАМ©

06.12.2011

Пока Беларусь готовится к очередному рывку ВВП в новом году, экономисты ООН резко снизили свои прогнозы роста мировой экономики, предупредив о том, в 2012 г. ее ждет в лучшем случае медленный подъем, а то и новый спад. Если несколько лет назад менеджеры обращали мало внимания на макроэкономические прогнозы, то теперь ситуация меняется: слишком серьезно они отражаются на финансовых результатах компаний.

По базовому сценарию, изложенному в докладе департамента ООН по вопросам экономического развития и политики (DESA) «Состояние и перспективы мировой экономики–2012», основные тезисы которого опубликованы 1 декабря, мировая экономика в 2012 г. вырастет на 2,6%, что на 1 п.п. меньше, чем предполагалось ранее. Это возможно, если долговой кризис в ЕС ограничится Грецией и будет разрешен сравнительно упорядоченно. Но такого роста недостаточно для повышения занятости в развитых странах и роста доходов в развивающихся, отмечается в докладе. Низкие темпы глобального экономического роста из-за кризиса суверенной задолженности, слабости банковского сектора, низкого совокупного спроса и паралича политики, по мнению экспертов ООН, грозят развивающимся странам глубоким спадом. Их рост замедлится до 5,6% в 2012 г. и 5,9% в 2013 г. По пессимистичному сценарию (беспорядочный дефолт в Европе) развитые страны свалятся в кризис, а мировой рост не превысит 0,5%. При этом ВВП Евросоюза снизится в 2012 г. на 1,6%, США — на 0,8%, а рост ВВП развивающихся стран не превысит 3,8%, что будет означать переход к снижению среднемирового душевого показателя ВВП. России эксперты ООН предрекают 4% роста ВВП в 2012 г. по базовому сценарию и снижение на 3,6% по пессимистичному. «Такой вариант не исключен, — заявил на прошлой неделе директор DESA Роб Вос, — хотя наш базовый сценарий предполагает, что в ближайшие два года глобальная экономика может кое-как выстоять. Однако это означает, что проблемы остаются. Уже сейчас мы видим, что ситуация ухудшилась по сравнению с 2010 годом, когда происходил хоть какой-то подъем».

Беларусь в докладе не упомянута. Но, поскольку достижения нашей экономики всецело зависят от внешней торговли, глобальная рецессия нам совсем ни к чему. Ведь снижение спроса в США и ЕС «тянет» за собой замедление роста (а стало быть, и покупательной способности) в Бразилии, России, Индии и Китае. Кстати, в последнем, как признал в четверг замминистра финансов КНР, объем промышленного производства уже сократился. А если спрос на мировых рынках, в первую очередь российском, заколеблется, что станет с нашими планами наращивания экспорта?

Ухудшить свой прогноз роста мировой экономики на 2012 г. собирается и МВФ. Его официальный представитель Джерри Райс сообщил на брифинге в Вашингтоне, что с октября т.г. деловая активность заметно понизилась, поскольку финансово-долговой кризис в еврозоне и общая турбулентность на мировых финансовых рынках повысили уровень неопределенности среди инвесторов.

На этом фоне цифры прогноза социально-экономического развития Беларуси, который должен быть вскоре утвержден, могут оказаться столь же излишне оптимистичными, как и год назад. Дело не в том, за какие показатели отчитаются чиновники (они-то всегда справятся), а в тех параметрах, которые будут заложены в инвестпроекты, сметы и калькуляции предприятий. Любое планирование идет «от достигнутого» с учетом ожидаемого изменения доли рынка (объема продаж) и затрат компании.

При этом маркетинговый анализ рынка, как правило, является формальным подтверждением заложенных в бюджет цифр и носит в лучшем случае рекомендательный характер при корректировке бюджетных показателей. Макроэкономические показатели тоже, как правило, являются свидетельством положительного тренда движения экономики, призванного подтвердить радужные перспективы компании. В то же время скорректированные на экспертную оценку макроэкономические показатели могут служить качественным индикатором потенциальных угроз состоянию рынков. Но так воспринимаются не всеми. К примеру, п.16 Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утв. постановлением Минэкономики от 31.08.2005 № 158 (ред. от 7.12.2007), допускает, что расчеты бизнес-плана проекта, для реализации которого требуются средства в свободноконвертируемой валюте, приводятся в СКВ, в остальных случаях — тоже в СКВ (как правило, в долларах США) или белорусских рублях (в текущих ценах без учета инфляции). Правда, далее, в п.41 указано, что по мере реализации проекта финансово-экономическая часть бизнес-плана может пересчитываться при изменении экономической ситуации, инфляции, рынков сбыта готовой продукции, налогового окружения и иных факторов с целью всестороннего анализа экономических и финансовых показателей, а также выработки и принятия мер, направленных на обеспечение эффективности реализуемого проекта. Но, чтобы успешно реализовать бизнес-план, все эти факторы нужно знать заранее, потому что, когда они наступят, перерасчет на ходу зачастую делать поздно: цены изменились, затраты выросли, активы обесценились, продажи упали, а окупаемость проекта уходить в бесконечность.

Напомню, постановление Совмина от 8.08.2005 № 873 “О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций” предусматривает привлечение в установленном порядке к дисциплинарной ответственности руководителей коммерческих организаций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных не только с разработкой, утверждением, согласованием бизнес-планов, но и с их реализацией. Но чтобы добросовестно выполнить эти обязанности, менеджерам нужна исходная информация. Желательно, чтобы она отличалась от реальности в разумных пределах, а не в разы, как вышло с уровнем инфляции, курсом рубля и некоторыми другими параметрами прогноза на текущий год. Между тем порой отклонение некоторых макроэкономических параметров даже на доли процента в масштабе экономики страны влечет кардинальное изменение показателей отдельно взятого предприятия, чья деятельность и финансовые результаты могут полностью измениться в связи с ростом процентных ставок по кредитам или таможенных пошлин, снижением покупательной способности населения или ограничениями на валютном рынке.

Кому тогда отвечать за такой казус? Привлечь директора к дисциплинарной ответственности, что заложено в его контракте, — дело нехитрое. Зато авторы прогноза ничем не рискуют. Согласно ст. 7 Закона от 5.05.1998 N 157-З “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь” республиканские органы госуправления, местные исполнительные и распорядительные органы, представляющие информацию для государственного прогнозирования социально-экономического развития республики, несут ответственность за достоверность информации и своевременность ее представления в соответствии с законодательством — где на сей счет ничего не сказано. Для составителей официальных прогнозов какая-либо ответственность тоже не предусмотрена, не говоря уже о независимых «экспертах», вольных безнаказанно то пугать, то утешать обывателей самыми фантастическими цифрами, заимствованными с потолка.

Теоретики могут в вполне комфортных условиях изощряться в догадках, за счет каких источников, кроме эмиссии, будет обеспечен заданный рост ВВП республики в 2012 г. Практики же заранее готовятся к грядущим регулярным вызовам «на ковер» для разбора полетов: кто и какую лепту внес в достижение этого роста. Поневоле приходится оценивать в меру своего разумения потенциальные риски на макро- и микроуровне и закладывать их в цены.…

Леонид Фридкин


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях