Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

От белорусских предприятий — к белорусским ТНК

Для стран с высокой степенью открытости экономики внешняя торговля объективно является важным фактором социально-экономического развития. В Беларуси объем внешней торговли фактически больше ВВП...
Для стран с высокой степенью открытости экономики внешняя торговля объективно является важным фактором социально-экономического развития.  В Беларуси объем внешней торговли фактически больше ВВП.  Если в  среднем по всем странам мира объем внешнетор-гового оборота сопоставим  с 38--39% мирового валового продукта, то для Беларуси это соот-ношение  в последние годы колеблется в пределах 116--119%. В этой связи  экономика Республики Беларусь имеет колоссальную зависимость от  мировых экономических процессов.

Экономика Беларуси по своей структуре, масштабам производства является экспортоориентированной. Страна экспортирует 90--95% произведенных тракторов и автомобилей, 70--75% металлорежущих станков, 70--80% холодильников и морозильников, половину телевизоров, 80--90% калийных удобрений, 60--80% химических волокон и нитей. Таким образом, из-за узости и недостаточной емкости внутреннего рынка республики, без экспорта и его расширения не возможно сохранить приемлемые масштабы производства.

В связи с растущей глобализацией мирового хозяйства деятельность все большего количества предприятий невольно начинает приобретать международную направленность. Интернационализации может быть подвергнута любая часть хозяйственной деятельности фирмы. Однако особое значение в этом плане имеет область сбыта, так как именно она является, как правило, узким местом в системе стратегического планирования. Другими словами, проблема воспроизводства все более  превращается в проблему рынка, и, чтобы осуществить производство на  расширяющейся основе, белорусские предприятия должны все глубже  внедряться в сферу международного обращения путем создания собственной  заграничной сети.

Транснационализация производства и капитала стала, сегодня, не только непосредственным условием функционирования и развития предприятий в современных условиях, но и фактором, определяющим в известной мере темпы и пропорции развития любой экономической системы хозяйства.

В Республике Беларусь структурообразующую основу экономики составляли и будут составлять крупные предприятия. Однако, являясь монополистами в национальной экономике, такие предприятия в финансовом, экономическом и организационном отношении пока слабы на мировых рынках. Белорусские предприятия, которые рассчитывают только на локальные рынки, подвергают себя опасности отстать в развитии от современных тенденций в мировой экономике и упустить свои стратегические шансы. А это может привести, в конечном счете, к тому, что они окажутся вытесненными иностранными конкурентами не только со своих традиционных рынков, но и с внутреннего рынка. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы интернационализации белорусского бизнеса, а одним из основных факторов успеха фирмы становится выбор наиболее эффективной международной стратегии. В этой связи следует определить необходимый комплекс мероприятий -- правовых, экономических, организационных -- по становлению и развитию конкурентоспособных белорусских транснациональных корпораций (ТНК).

Таким образом, глобализация мировой экономики вызывает необходимость организованно-управленческой и технологической модернизации промышленности с целью создания комплекса транснациональных корпораций с Беларусью в качестве страны базирования. Белорусские предприятия должны стать более международными по характеру своей деятельности: они должны владеть и/или контролировать производство продукции в разных странах мира, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с глобальной стратегией белорусской материнской компании. Необходима переориентация международной деятельности предприятий от экспорта товаров из Беларуси к осуществлению производственной деятельности на подконтрольных заграничных производственных предприятиях с последующей реализацией продукции на зарубежных рынках. Если на ранних стадиях данного процесса зарубежное производство должно иметь лишь эпизодический характер, то впоследствии оно должно стать значительным и даже определяющим фактором. Необходимость появления белорусских ТНК можно объяснить стремлением крупных отечественных предприятий выстоять в конкурентной борьбе в международном масштабе. Важным стимулом к расширению их заграничной производственной деятельности является также рост объективной потребности огромного по масштабам производства в крупных рынках сбыта. Такая потребность усиливает их стремление к внешнеэкономической экспансии, желание расширить свои позиции на рынках других стран путем приближения к непосредственному потребителю с целью более полного учета его требований и спроса. Возникновение и развитие соответствующих форм международной деятельности белорусских предприятий способно дать большие преимущества в сфере международной торговли. Формирование отечественных ТНК позволит более успешно преодолевать многочисленные торговые и политические барьеры. Взамен традиционного экспорта, который наталкивается на многочисленные таможенно-тарифные препятствия, белорусские предприятия смогут использовать дочерние зарубежные компании в качестве своего внешнего плацдарма внутри таможенной территории других стран, с которого они могут беспрепятственно проникать на их внутренние рынки.

Кроме того, в ходе развития отечественных ТНК должны возникнуть принципиально новые преимущества, вытекающие из различий экономических условий Беларуси и стран, где будут расположены их дочерние предприятия. Дополнительная прибыль белорусскими компаниями, в этом случае, может быть получена за счет различий:

в обеспеченности и стоимости природных ресурсов;

в квалификации рабочей силы и в уровне заработной оплаты;

в проводимой амортизационной политике и, в частности, в нормах амортизационных отчислений;

в уровне налогообложения;

стабильности валют и т.д.

Причем необходимо учитывать различия в экономической ситуации отдельных стран, которые дадут возможность белорусским предприятиям маневрировать загрузкой производственных мощностей и приспосабливать свои производственные программы к меняющимся условиям текущей конъюнктуры, к спросу на тот или иной товар на каждом конкретном рынке.

Применительно к условиям белорусской экономики и уровню развития внешнеэкономической активности отечественных предприятий интернационализация предпринимательства предстает как процесс поиска новых возможностей для международного бизнеса, использование новых технологий вхождения на зарубежные рынки и новых сфер вложения капитала за рубежом, преодоление старых стереотипов и границ в области внешнеэкономической деятельности. Интенсификация международной деятельности белорусских предприятий должна быть связана с трансформацией нынешней торгово-посреднической схемы отношений в производственно-инвестиционную модель экономических связей. По словам министра экономики А.В. Кобякова: "...наша задача -- посадить дочерние производства в различных странах, чтобы они тиражировали наши технологии, а у себя оставить производство самых новых моделей, которые пока не освоили дочерние предприятия...". Данные слова могут стать основой стратегии формирования белорусских ТНК.

Лидером среди предприятий Беларуси, по формированию транснациональной хозяйственной структуры является Минский тракторный завод (МТЗ). На предприятии планируется организовать заводы по сборке тракторов в европейской части России, где наиболее развито земледелие. Цель создания сборочного производства в России -- интеграция в финансовую, экономическую систему, в рынок материально-технических и энергетических ресурсов. МТЗ намерен получить ассигнования из бюджета  России. Сегодня МТЗ проводит достаточно целенаправленную политику  создания сборочных заводов за рубежом, что влечет за собой уменьшение  пошлин и прочих издержек, преодоление таможенных барьеров, которые  устанавливают различные государства. За трактор в собранном виде на  границе с Польшей надо заплатить 37%, а за ту же модель, но  разобранную -- 7%. Это является весомым аргументом в пользу создания в  Польше сборочных производств. Кроме того, имея в Польше и Болгарии  предприятия производящие трактора с сертификатом, соответствующим  экологическим нормам ЕС, МТЗ сегодня беспошлинно перемещает свою  продукцию на рынки Евросоюза. В Египте и Пакистане построены сборочные  производства с той же целью, что и в России, -- обеспечить местное  население работой и внедриться в экономическую систему страны.   Сегодня в странах дальнего зарубежья работает более 12 предприятий и  более 10 -- в странах СНГ. В 2002 году создано СП по сборке тракторов  в Киеве, производственные мощности которого будут расширяться по мере  финансовых возможностей украинской стороны. Закончена работа по  созданию сборочного СП в Елабуге (Россия). В планах -- создать  совместное производство в Турции, что будет способствовать выходу на  рынки Ближнего Востока с учетом местных правил торговли. МТЗ уже  приблизился к созданию сборочного предприятия тракторов рисовой  модификации для рынков Вьетнама, Бангладеш и иных стран этого региона.

Следует учитывать, что продвижение белорусской продукции на мировые рынки происходит в жесткой конкурентной борьбе с фирмами США, Японии, Западной Европы, главное преимущество которых -- разветвленная сеть торговых представительств и сервисных центров. Так, например, доля представителей глобальных компаний на автомобильном рынке в странах Южной Америке составляет 98%, в США и Канаде -- 95%, Японии -- 87%, в странах Западной Европы -- 84%, Восточной Европы -- 75%, Азии -- 59%. В этой связи, безусловно, основным рынком в ближайшее время для белорусских автомобилестроительных предприятий останется рынок России и СНГ. Несмотря на то, что некоторые маркетинговые исследования показывают, что этот рынок останется в ближайшее время достаточно стабильным, существуют определенные трудности с удержанием экспортных позиций белорусскими предприятиями, что чревато потерей самого важного рынка. В этой связи первоочередной задачей развития является не только сохранение существующих позиций на этом рынке, но и их расширение. Упрочнение позиций белорусского автомобилестроения на рынке Российской Федерации и стран содружества представляется целесообразным, как и в случае с МТЗ, посредством создания там своих дочерних предприятий. Так, МАЗ осуществляет мероприятия по создание совместного предприятия в Украине.

В отношении стран дальнего зарубежья требуется особенно взвешенная политика. Из-за просчетов и недооценки ряда факторов утеряны многие мировые рынки (Центральная Америка, Аргентина и другие страны Южной Америки) и для их возвращения следует приложить уже значительные усилия. Сегодня экспорт автомобильной промышленности осуществляется в основном в Сирию, Иорданию, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Вьетнам, Польшу, Египет, Пакистан, Литву, Латвию. Главной проблемой торговли в этих странах является очень жесткая конкуренция со стороны ведущих компаний мира. Вторая проблема -- протекционизм властей, стремящихся поддержать собственное автомобилестроение. Поэтому основным направлением развития емкости рынка продукции белорусского  машиностроения в названных регионах является создание сборочных  производств из отечественных комплектующих изделий. Так, на МАЗе  планируется создание совместных сборочных предприятий в Китае и  Вьетнаме, начата реализация мероприятий по строительству сборочного  производства в Аргентине. А ПО "БелАЗ" начало сотрудничество в рамках  сборочного СП в Китае, которое будет расширяться. Кроме того,  актуальная задача -- выход белорусских предприятий, и в частности  предприятий автомобилестроения, на рынки, которые подвергаются  международной дискриминации (Иран, Судан и т.п.). Именно здесь сегодня  отсутствуют глобальные компании и плотность рынка наименьшая. После  снятия санкций против этих стран конкуренция на их рынках значительно  повысится, поэтому большое значение имеет фактор времени.

Что же касается интернационализации деятельности других предприятий Республики Беларусь, то для них пока наиболее характерно развертывание лишь экспортной деятельности. Однако существуют и положительные примеры, подтверждающие возможность постепенного завоевания западного рынка через различные формы организации экспорта. Так, Белорусский металлургический завод (БМЗ) через процесс инноваций, выпуск высокотехнологичной металлопродукции завоевал монопольное положение на внутреннем рынке и рынке России. Расширение географии продаж позволило ему отвоевать около 14% мирового рынка металокорда. Этому способствует грамотно выстроенная экспортная политика. Созданы совместно с иностранными партнерами предприятия на территории Западной Европы, предприятие организовало товаропроводящую сеть в Северной Америке, принято решение о создании совместного предприятия в Китае с целью освоения через него рынков ЮгоВосточной Азии. Такая форма деятельности позволяет снижать стоимость экспортной продукции за счет оптимизации закупок запасных частей, сырья, материалов и условий расчетов при экспортно-импортной деятельности, кроме того, обеспечивается конкурентоспособность продукции не только по качеству или цене, но и за счет гарантии поставки точно в срок в объемах и конструкциях, указанных заказчиками. Это стало возможным только при использовании консигнационных складов вблизи непосредственных покупателей продукции, организованных через СП, что сразу решило  проблему продвижения продукции на зарубежные рынки. При общем падении  спроса на металлопродукцию такая стратегия позволяет предприятию  удерживать позиции на мировом рынке и расширять сбыт. Так реализуется  одна из тенденций развития экспорта -- внутрифирменные поставки  оборудования и промежуточной продукции из родительской фирмы в  зарубежные филиалы.

Капиталовложения за рубежом являются на сегодняшний день наиболее выгодным средством международной экспансии. Прямые иностранные инвестиции в создание собственной заграничной сети должны стать главной формой интернационализации деловой активности предприятий Беларуси. Производственные заграничные филиалы и дочерние компании белорусских предприятий должны создаваться либо в виде сборочных предприятий, либо предприятий с полным производственным циклом. Однако, в начале, предприятия должны предпочитать использование наименее рисковых форм, не требующих значительного переноса ресурсов на зарубежные рынки, и лишь затем переходить ко все более рисковым.

Таким образом, для белорусских фирм предпочтительной является организация именно сборочных предприятий, осуществляющих сборку машин и оборудования из поставляемых частей, узлов и деталей с предприятий основной компании и продажу их иностранным покупателям через местных посредников. Сборочные предприятия должны создаваться в основном в отраслях, выпускающих продукцию массового производства, главным образом в автомобильной промышленности, производстве тракторов, велосипедов, электробытовых приборов, радиоаппаратуры, сельскохозяйственного оборудования. Заграничные сборочные предприятия  будут удобным средством для организации сбытовой сети и технического  обслуживания машин и оборудования в странах-импортерах. Используя их  как базу, белорусские ТНК получают возможность не только продавать в  данной стране собираемые машины и оборудование, налаживать техническое  обслуживание, но и изучать особенности и потребности местных рынков в  других видах машиностроительной продукции, устанавливать более тесные  контакты с местными правительственными чиновниками,  фирмами-импортерами и т.д.

В свою очередь зарубежные капиталовложения будут способствовать так называемой сопутствующей торговле, то есть произойдет прибавка к экспорту белорусских предприятий, связанная с внутрифирменными поставками услуг и нематериальных активов из родительской фирмы в ее зарубежные филиалы. Экспорт из Беларуси увеличится также благодаря внутрифирменным поставкам оборудования и промежуточной продукции из материнской компании в зарубежные филиалы. Так, например, японские компании нередко используют зарубежные капиталовложения именно как средство расширения продаж компонентов, деталей, сырья и дополнительного оборудования. С целью расширения экспорта основного капитала в новые развитые страны азиатского региона Япония увязывала с ним не только свои инвестиции; коммерческие и правительственные кредиты предоставлялись при условии покупки зарубежными филиалами японского оборудования. Таким образом, зарубежные капиталовложения белорусских предприятий будут способствовать интенсификации экспорта белорусской продукции (компонентов и оборудования), несущего в себе белорусские технологии.

Первоначально белорусским предприятиям следует избегать капиталоемких операций (строительство новых заводов и поглощения местных фирм) и достаточно ограничено проводить чисто стратегические инвестиции по завоеванию доли рынка. В пользу такого вывода, в частности, говорит тот факт, что при небольшом международном опыте предприятия располагают меньшими знаниями о рисках, издержках и возможных доходах при интернационализации. Кроме того, ограниченные фонды требуют короткого срока окупаемости инвестиций, и поэтому, белорусским ТНК необходимо работать в тесном контакте с местными фирмами и открывать свои небольшие представительства. Они также могут участвовать в совместных проектах, особенно если существуют хорошие партнеры и риски являются незначительными. Начинать следует с инвестирования небольших сумм, которые постепенно будут увеличиваться с развитием бизнеса. Основным направлением развития емкости рынка продукции белорусских предприятий в странах дальнего зарубежья должно стать, таким образом, создание совместных предприятий.

Необходимо отметить тот факт, что белорусские предприятия, включающиеся в процесс интернационализации, должны начинать его как можно ближе "физически" (не только с точки зрения географического распределения, но и по схожести всех характеристик бизнессреды) к своей стране и с небольшой передачей ресурсов. Другими словами, порядок выхода на различные рынки должен определяться их близостью к внутреннему рынку производителя, т.е. величиной культурных отличий, различиями в методах работы на рынке, физической удаленностью и т.д. С увеличение коммерческого опыта и, следовательно, лучшим пониманием зарубежного рынка белорусские компании должны организовать производство в странах, абсолютно не похожих на ее собственную, и должны быть готовы все больше инвестировать за рубежом. Таким образом, белорусские предприятия должны пройти путь от фирм, ориентированных на локальный рынок, к глобальным компаниям. На данной стадии менеджеры должны фокусировать внимание на консолидации деятельности на глобальном рынке, улучшении координации и интеграции между рынками путем разработки глобальных стратегий, одним из ключевых элементов которых является переход от локальной к глобальной ориентации. Это требует дальнейшего накопления опыта и развития конкурентных позиций в различных странах, чтобы стать лидером глобального рынка.

Таким образом, все больше белорусских предприятий, особенно в технически передовых отраслях, должны ориентироваться на деятельность в масштабах не отдельных стран, а крупных регионов и мира в целом. Становление и развитие отечественных транснациональных корпораций позволит конкурентоспособным и перспективным в своем развитии предприятиям, направлять усилия на постоянное и неуклонное расширение экспорта продукции.

В этом -- экономическая основа устойчивого функционирования белорусских предприятий и экономики в целом.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений