$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ОТ АВАНСА ДО ПОЛУЧКИ©

02.04.2013

Распрощавшись с миссией МВФ, Минфин, Минэкономики и Нацбанк Беларуси приступили к разработке концепции программы макроэкономических реформ. Если Международный валютный фонд их одобрит, это позволит стране привлечь новый кредит, заявил на прошлой неделе министр финансов Андрей Харковец. По его словам, разрабатываемый документ позволит «понять, насколько глубоко МВФ готов с нами сотрудничать».

Между тем сам МВФ, судя по заявлениям главы миссии в Беларуси Дэвида Хофмана, более всего интересует не столько содержание концепции реформ, сколько «глубина» готовности белорусских властей воплощать их в жизнь. Возможно, стимулом для этого окажется груз внешнего долга, достигшего 54% ВВП, т.е. вплотную приблизившегося к порогу экономической безопасности. Только в январе–феврале т.г., как сообщил А.Харковец, обслуживание внешнего госдолга обошлось республике в 530 млн. USD, а в апреле предстоят очередные платежи. Всего же на эти цели уйдет еще более 3 млрд. USD, что неизбежно скажется на размерах международных резервов страны. Пополнить их могут оставшиеся части кредита АКФ ЕврАзЭС (880 млн. USD), а главным источником должна стать внешняя торговля, которая, к сожалению, пока идет не слишком успешно. К тому же значительные средства нужны на обслуживание корпоративного внешнего долга, которое вместе с государственным в ближайшие 12 месяцев потребует более 19 млрд. USD.

По сравнению с этими суммами ожидаемый пятый транш кредита АКФ ЕврАзЭС в размере 440 млн. выглядит довольно скромно, тем более что его получение в очередной раз затягивается. По сведениям министра финансов, заседание Экспертного совета АКФ, на котором обсуждались рекомендации Совету фонда, состоялось 28 марта, а дата заседания Совета, где будет приниматься решение по вопросу выделения пятого транша, пока неизвестна.

Поэтому для республики поиск денег для рефинансирования долгов становится все более актуальным. Нужны новые источники. Например, страны БРИКС на саммите в Дурбане принципиально договорились создать банк развития и резервный фонд. Объем последнего оценивается в 100 млрд. USD, причем Китай мог бы предоставить 41 млрд., Россия, Индия и Бразилия — по 18 млрд., ЮАР — 5 млрд. Фонд должен стать финансовой страховочной сеткой для БРИКС на случай нехватки краткосрочной ликвидности. Но поскольку резервов у каждой из стран-участниц пока хватает с избытком, новый фонд мог бы сыграть роль источника поддержки остального мира на случай кризиса, став своеобразным конкурентом МВФ, а новый банк развития — ЕБРР. Причем, если МВФ требует от получателей помощи выполнения жестких антикризисных программ, а получение средств — длительных согласований, фонд БРИКС мог бы предоставлять помощь на более мягких условиях, которые вполне подошли бы Беларуси.

К сожалению, пока вопросы создания как фонда, так и банка развития находятся лишь в стадии обсуждения, которое может затянуться надолго. Западные специалисты относятся к этому проекту скептически — по их мнению, у стран БРИКС нет опыта спасения проблемных экономик, а чтобы подготовить выдачу кредита из средств такого фонда, нужны специалисты. Впрочем, пример АКФ ЕврАзЭС показывает, что дело это не столь уж сложное. Конечно, условия тоже будут, и программу придется написать, но, как показывает белорусский опыт, это скорее формальности. Были бы деньги и политическая воля их дать. А спасаться каждый получатель будет по своему разумению — от транша к траншу.

Вадим ЛЕБЕДЕВ