$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ОСВОБОЖДЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

15.03.2011

Одной из важнейших задач, названных в Директиве № 4, является развитие конкуренции. Многие задаются вопросом: что это даст? Ответ дает сопредседатель СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимателей» Виктор МАРГЕЛОВ.

Конкуренция — соперничество субъектов в основном за лучшие условия производства и сбыта товаров. В рыночной экономике организация стремится доказать свою конкурентоспособность прежде всего в глазах потребителя. Из этого вытекают два важнейших условия существования конкуренции. Во-первых, потребителю необходимо иметь реальное право выбора товаров. Во-вторых, у него не должно быть никаких предварительных обязательств ни перед одним из субъектов хозяйствования.

Конкуренция не измеряется однозначно в категориях «хорошо» или «плохо». Всегда есть и первое, и второе.

Одно из негативных последствий конкуренции — монополия.

Каковы основные черты современного состояния конкурентной среды в нашей стране? Она уже достаточно развита. Есть тысячи частных и государственных предприятий, которые активно борются за удовлетворение потребностей потребителей. Прежде всего это розничная торговля и сфера услуг, производство товаров повседневного спроса, образование, отчасти строительные услуги и т.д. Относительно равные условия в основном имеются в сфере сбыта продукции.

Рыночная конкуренция способствует ускоренному развитию предприятий, создающих новые товары, достигших более низких издержек, большей добавленной стоимости, благодаря новым технологиям, грамотной маркетинговой политике, уходу из «экономической игры» структур, неэффективно использующих имеющиеся ресурсы. Вот путь к созданию новой, инновационной, гибкой, устойчиво развивающейся экономики с низкой инфляцией и положительным сальдо внешней торговли.

К сожалению, у нас получила широкое распространение практика другой конкуренции. Ее основной признак — отраслевой лоббизм с целью получения льготных конкурентных преимуществ на стадии производства. Ее формы: покрытие из госбюджета убытков от хозяйственной деятельности, льготное долгосрочное финансирование, включая кредитование проектов предприятий, включенных в различные госпрограммы, под половину ставки рефинансирования. Она также проявляется в прямой и косвенной масштабной поддержке за счет бюджетов отдельных отраслей и групп предприятий, льготных ценах на сырье и энергоносители, налоговых послаблениях, в т.ч. уменьшении ставки отчислений в ФСЗН. Станет ли Директива № 4 помехой таким проявлениям?

Сильнейшим тормозом на пути конкуренции является административное распределение рыночных ресурсов и связанное с ним их квотирование. Много нареканий у предпринимателей по поводу квотирования мясного, молочного сырья, полиэтилена высокого давления, стекла, цемента и многого другого. А вот обеспечения равного доступа субъектов малого предпринимательства к госзаказам сегодня, мягко говоря, нет. Подготовленный на эту тему проект указа успешно утонул в недрах министерств. Более того, даже преобладает мнение: если существует в городе коммунальное предприятие, зачем мы должны отдавать заказы этим коммерсантам?

Другая проблема — региональный протекционизм. Пусть загибающийся завод, пусть никудышная продукция, пусть цены атомные, но он наш, там наши люди, налоги идут в местный бюджет и вы, «гнусные торговцы», попробуйте не выполнить доведенные квоты по продаже нашей «прекрасной» продукции и пустить на свои прилавки вражескую, из соседней области. По телевизору недавно показывали, какие препоны для «чужих» товаров устраивают в Гомеле. Факты налицо. Но никто за многие годы за такие слова и преступные действия в стране не наказан.

Не улучшает конкурентную среду стремление некоторых чиновников упрощенным методом «довести» до всех прогнозные показатели. Некоторым «лежащим» субъектам хозяйствования это на руку. Ведь для приказанного роста им просто обязаны выдать очередные льготы, под очередную программу «развития» обеспечить доведенный рост — неважно чего и какой ценой. В результате огромная часть ресурсов страны уходит на продление агонии устаревших реально обанкротившихся предприятий, значит, на противодействие инновациям, современным методам организации производства, технологиям маркетинга.

Такие явления значительно искажают истинную конкуренцию, кардинально отличаются от ее естественной, рыночной формы. Относятся ли вышеописанные явления к конкуренции? Несомненно. Только цели у нее другие. Участников этой «конкуренции» больше заботят «льготные условия производства». Почему это нас волнует? Потому, что если где-то прибывает, в другом месте (видимо, у частного бизнеса) убывает.

Следствием такой конкуренции являются отсталость экономики, высокая инфляция, коррупция, монополизм и отрицательное сальдо внешней торговли.

Стране сегодня нужно сделать выбор, какую из описанных здесь моделей конкуренции будем развивать. Какая из них нужна белорусскому бизнесу, объяснять, думаю, не стоит.

Только уменьшение вдвое размеров «конкуренции № 2» способно снизить ставки по кредитам в стране не менее, чем в 1,5 раза. Страна навсегда лишится позорного лидерства в Европе по уровню инфляции.

Как же нам развивать нормальную, рыночную конкуренцию? В мире давно разобрались с этим вопросом. Необходимо бережно охранять ее, не дать пропасть, извратиться, перейти в монополию. Ограничивать власть монополистов на рынке.

Для этого, в первую очередь, нужно заменить все механизмы, приводящие к недобросовестной конкуренции: усовершенствовать проведение тендеров, продавать через них любой товар, если имеются сомнения, что кому-то его не хватит. Необходимо срочно перейти от административного к рыночному способу распределения сырьевых ресурсов в стране.

Важнейшим условием развития конкуренции являются механизмы ее регулирования — законодательные (включая контроль исполнения соответствующих нормативных актов) и корректирующие (нормы, правила и стандарты).

Основой регулирования в этой сфере является развитое законодательство, где даны четкие определения всем основным явлениям недобросовестной конкуренции, монополистическим практикам, монополизации экономики. Такое законодательство есть, например, в России. Чрезвычайно важно наличие дееспособного антимонопольного государственного органа, обладающего силой выявлять эти вредные явления и наказывать нарушителей по закону. В стране нужна отдельная программа развития конкуренции.

Для более тонкой настройки конкурентной среды предназначены структуры в правовой части. Они устанавливают правила добросовестного поведения на своих рынках. По своей природе они саморегулируемые, их ядро — сам бизнес этого сектора рынка. Это могут быть отраслевые, профессиональные ассоциации, другие. На первых порах эту функцию могли бы выполнять общественно-консультационные советы при министерствах и органах госвласти.

Комплекс конкретных предложений по развитию в стране истинной рыночной конкуренции, как в целом, так и в отношении отдельных сфер деятельности (например, страхования и связи), представлен предпринимательскими союзами в Национальной платформе развития бизнеса-2011 и в плане по реализации Директивы № 4. От того, как мы, бизнес и власть, их реализуем, в значительной степени зависит наше общее будущее.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях