$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инновации

ОСТРЫЕ УГЛЫ ИННОВАЦИЙ ©

13.07.2012

Инновации играют чрезвычайно важную роль в экономике, определяя уровень развития производительных сил и конкурентоспособность продукции. Между тем создание инновационных технологий и оборудования — процесс достаточно длительный и требующий значительных затрат. По этой причине для ускоренного обновления основных фондов страны, как правило, стремятся максимально использовать зарубежный опыт путем закупки передовых разработок.

Федор МОЛОЧКО, главный специалист отдела общей энергетики РУП «БЕЛТЭИ»,

кандидат технических наук

Такой поход к внедрению инноваций, несомненно, экономически оправдан, но имеет и негативные стороны. Использование чужого опыта не всегда способствует собственному научно-техническому прогрессу. Он, во-первых, ориентируется на вчерашний день в этой сфере, во-вторых, финансирует инновации в других странах, обрекая на зависимость от них. С другой стороны, создавать все собственными силами невозможно и не логично. Нужно искать оптимальное сочетание: что закупать, а что создавать самим.

В Беларуси в настоящее время обновление основных фондов обеспечивается в основном за счет закупки зарубежных технологий и оборудования. Приходится признаться, что собственных не хватает. Например, многие виды энергетического оборудования мы завозим из Австрии, Чехии, Дании, Финляндии — стран, где численность населения существенно меньше, чем в Беларуси.

В чем причина? Ведь уровень квалификации наших специалистов не уступает зарубежным, а порой даже превышает его. У нас есть немалый интеллектуальный потенциал, сконцентрированный в университетах, институтах, лабораториях, научных центрах, конструкторских бюро и т.п. К сожалению, основная его часть сегодня занимается решением текущих и в большинстве своем далеких от науки проблем отдельных хозяйствующих субъектов.

Основной объем финансирования научных подразделений составляют хозяйственные договоры, сроки исполнения и объемы финансирования которых по требованию заказчика предельно ограничены. В таких условиях создать нечто принципиально новое невозможно. По целевым государственным научно-техническим программам объемы финансирования тоже ограничены, но условия работы несколько благоприятнее. Однако, учитывая, что их доля в общем объеме финансирования невелика, удельный вес специалистов, занятых разработкой новых технологий и оборудования, тоже незначителен.

Исполнители без особого энтузиазма предлагают реализовывать свои идеи через госпрограммы, так как, с одной стороны, для включения в них и выделения денег требуется подготовка неоправданно большого количества всевозможных бумаг. С другой — возникают дополнительные риски. В соответствии с постановлением Совмина от 31.08.2005 № 961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений» в случае отсутствия внедрения разработчику придется вернуть деньги в республиканский бюджет. Таким образом главным стимулом здесь является не «пряник», а «кнут» и многочисленные контрольные органы.

Все это не способствует вовлечению специалистов в творческий процесс, а скорее вселяет страх. Общеизвестно, что 100-процентный успех исследований и разработок невозможен. Тем не менее у нас в отличие от других стран, по сути, требуют именно этого.

Даже если разработка новых технологий и оборудования была успешной, возможны проблемы и на стадии внедрения, причем ответственность здесь также возложена на разработчиков. Но они без помощи государственных органов преодолеть эти проблемы не в состоянии.

Во-первых, каждый потребитель для внедрения любой техники, в т.ч. новой, обязан проводить тендер на ее закупку. При этом необходимо представлять информацию об опыте эксплуатации изделия в течение не менее 3–5 последних лет (референц-лист). Но по новой технике не может быть такого опыта, а потому тендерная комиссия по формальным признакам исключает из рассмотрения предложения авторов этой техники.

Во-вторых, к любым новшествам первоначально относятся настороженно: их надежность и экономичность при эксплуатации еще неизвестна. Поэтому предприятия, не желая рисковать, часто стремятся уклониться от внедрения у себя новой техники, особенно первых образцов.

В-третьих руководители предприятий несут ответственность за результаты использования как действующих, так и вновь созданных основных средств. Неопределенность, связанная с новой техникой, повышает риск руководителя, а оказаться виноватым и наказанным никто не хочет.

В-четвертых, существующая система финансирования и наказания автоматически исключает основную часть творческих работников и потребителей новой продукции из процесса создания инноваций.

В-пятых, создание конкурентоспособных технологий и оборудования мирового уровня требует многократного увеличения объемов финансирования, сроков разработки и опытной эксплуатации на производстве. Ведь только с учетом результата эксплуатации новой разработки возможно ее доведение до конкурентоспособного уровня.

Все эти проблемы испытали на своем горьком опыте в РУП «БЕЛТЭИ» при создании контактно-поверхностных водонагревателей (КПВН). В соответствии с госпрограммой «Энергетика-2010 г.» были разработаны и изготовлены опытные образцы КПВН мощностью в 1 и 3 Гкал/час. Они прошли испытания и находятся в промышленной эксплуатации в котельной «Новка» РУП «Витебскэнерго». Опыт эксплуатации подтвердил, что их эффективность на 5–10% выше существующих аналогов, они просты в изготовлении и работе. Однако из-за отсутствия длительного опыта эксплуатации и недоверия к новшествам дальнейшее их внедрение по формальным и субъективным признакам сдерживается.

Для решения перечисленных проблем целесообразно принять нормативный правовой акт, стимулирующий и обязывающий потребителей использовать преимущественно отечественные разработки. При этом нужно установить приоритет белорусских товаров вне зависимости от продолжительности опыта их эксплуатации при проведении тендеров, ввести материальные стимулы для разработчиков, руководителей и персонала предприятий за внедрение отечественных разработок как на начальной стадии, так и в последующем — в зависимости от экономического эффекта. Следует исключить возврат средств по итогам исследований и внедрения разработок даже при отсутствии положительных результатов. По новым образцам нужно предусматривать период опытной эксплуатации (не менее года) в производственных условиях с финансированием доводки и усовершенствования. В период опытной эксплуатации не должны применяться штрафные санкции за отклонение фактически достигнутых показателей от расчетных.

В состав основных контролируемых показателей, по которым предусматривается поощрение руководителей и персонала предприятий, следует включить показатель внедрения отечественных разработок, учитывая его при аттестации работников предприятий.

Кроме того, нужно ввести регулирование привлечения иностранных инноваций в отечественную экономику.