$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Островок стабильности

07.05.2010

4 мая 2010 г. международное рейтинговое агентство «Standard and Poor’s» подтвердило значения суверенных рейтингов Республики Беларусь на прежних уровнях: долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в иностранной валюте (В+/В) и долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте (ВВ/В). Прогноз по рейтингам — «Негативный».

Таким образом, рейтинги Беларуси по версии S&P не изменились по сравнению с прошлым годом, что можно считать достижением на фоне их снижения в ряде европейских стран

«Рейтинги для Беларуси обоснованы ситуацией со слабой и ухудшающейся ликвидностью, имеющей внешний источник, что также связано с очень высоким отрицательным сальдо по текущему счету и повторяющимися шоками для постоянно субсидируемого импорта энергии из России, — сказал кредитный аналитик S&P Кай Штукенброк. — Мы полагаем, что рейтинги и дальше будут подвержены влиянию структурной неэластичности экономики, препятствующей скорейшему улучшению конкурентоспособности на внешних рынках и восстановлению спроса на экспортную продукцию в странах СНГ».

Рейтинги подкреплены умеренным дефицитом бюджета, который выстоял в условиях экономического спада и умеренным уровнем государственного долга.

Эксперты S&P отмечают, что внешнеэкономическое положение Беларуси ухудшилось в 2009 г., т.к. снижение спроса и цен привело к падению экспорта, в то время как сокращение импорта, несмотря на активные меры властей по стимулированию внутреннего спроса, было не так заметно. Как результат отрицательное сальдо счета текущих операций увеличилось с 8,7% ВВП в 2008 г. до 13,1% в 2009 г. S&P ожидает его поэтапного снижения в 2010 г. до 11% к ВВП, частично в связи с новым соглашением по ценам на нефть, заключенным с Россией в январе 2010 г., которое привело к недопоступлению от чистого экспорта почти 4% от ВВП. Несмотря на отрицательное сальдо счета текущих операций, соглашение с МВФ на 3,5 млрд. USD, успешно завершенное в марте 2010 г., поддержало рост резервных активов в 2009 г. В то время как договоренность о последующей программе МВФ может быть заключена на протяжении 2010 г., Беларусь стремится покрыть большую часть внешних источников финансирования за счет притока прямых иностранных инвестиций, ускоренной приватизации и подключения к рынкам капитала, говорится в пресс-релизе агентства. Недостаток этих финансовых ресурсов тем не менее может быстро привести к возобновлению давления на резервы, которые относительно невелики и покрывают менее чем двухмесячные платежи по текущему счету.

Тем не менее S&P прогнозирует рост белорусской экономики на 4% в 2010 г., который может быть поддержан государственными мерами стимулирования в связи с президентскими выборами в 2011 г.

«Негативный прогноз объясняется низким уровнем внешнеэкономической ликвидности Беларуси, и нам представляется, что страна столкнется с вызовами, связанными со своей централизованной моделью экономики, — заявил г-н Штукенброк. — На наш взгляд, неизбежны потенциально болезненные меры по урегулированию сальдо текущего счета и накоплению средств в среднесрочной перспективе. В то время как некоторые усилия (продвижение приватизации и улучшение бизенс-климата) уже были приложены, мы в целом считаем прогресс фрагментарным, а радикальные перемены представляются маловероятными в свете приближающихся выборов».

Рейтинг может стабилизироваться на текущем уровне, считают в агентстве, если Беларусь укрепит и диверсифицирует доступ к источникам внешнего финансирования, примет меры по усилению конкурентоспособности и снижению зависимости от импорта и энергоносителей. Если не удастся снизить отрицательное сальдо текущего счета, понадобится дальнейшее масштабное внешнее финансирование. Но снижение резервов, потенциально подрывая курсы валют, может привести к снижению рейтингов.

Напомним, долгосрочный рейтинг S&P оценивает способность эмитента своевременно исполнять свои долговые обязательства и варьируется от наивысшей категории — «ААА» до низшей — «D». Рейтинги в интервале от «АА» до «ССС» могут быть дополнены знаком «+» или «-», обозначающим промежуточные рейтинговые категории по отношению к основным. Краткосрочный рейтинг (от «А-1» до «D») — оценка вероятности своевременного погашения обязательств, считающихся краткосрочными. Рейтинги внутри категории «А-1» могут содержать знак «+» для выделения более надежных обязательств в данной категории.

Присвоенный нашей стране рейтинг «BB» по классификации S&P означает отсутствие опасности в краткосрочной перспективе, однако высокую чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях. Рейтинг «B» означает более высокую уязвимость при наличии неблагоприятных условий, однако свидетельствует о возможности исполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме в настоящее время.

Источник: www.standardandpoors.com