$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Остров везения

31.10.2008
   Как и где в условиях мирового финансового кризиса найти островок безопасности, чтобы сохранить свое состояние? Такой вопрос сегодня стоит перед многими состоятельными людьми. Миллиарды долларов ежедневно кочуют по миру в поисках стабильности и укрытия от любопытных глаз. Иные страны, пользуясь подобной конъюнктурой, стали хранилищем огромных ресурсов, получая за эту услугу немалый доход.
   Вступить на этот рынок надеется и Беларусь. Наше руководство заявило о принятии ряда мер по созданию максимально благоприятного климата как для отечественных, так и иностранных вкладчиков. Ожидается, что эти инициативы будут закреплены в готовящемся по поручению главы государства декрете или указе.

   Одним из главных пунктов плана пополнения финансовых ресурсов страны должно стать обеспечение государственными гарантиями всех банковских вкладов независимо от величины. В нынешнее неспокойное время, когда в Европе и США разорились ряд финансовых институтов, такие гарантии весьма важны. Они должны удержать граждан от изъятия своих вкладов, а иностранцев подвигнуть на открытие новых.

   Напомним, что сегодня гарантии возврата вкладов и банковская тайна декларируются статьями 120, 121 Банковского кодекса. Сегодня государство Декретом от 20.04.1998 № 4 гарантирует полное возмещение валютных вкладов только в шести крупнейших банках страны. Возврат вкладов физических лиц, размещенных в иных банках, а также вкладов в белорусских рублях согласно постановлению Правления Нацбанка от 29.03.2001 № 75 гарантируется в размере, эквивалентном 1000 USD (со следующего года — до 5 тыс. EUR) за счет средств созданного при Нацбанке гарантийного фонда.

   Планируется также отменить ограничения на объемы вкладов нерезидентов и обязательное декларирование об источниках денежных средств, которое сегодня необходимо при совершении ряда сделок на сумму свыше 2 тыс. базовых величин (около 33 тыс. USD).

   Еще больше привлекательности должно добавить отечественным банкам полное соблюдение тайны вкладов физических и юридических лиц. Об ограничении прав контролирующих органов на получение банковской информации на заседании двух палат парламента заявил Президент Александр Лукашенко.

   Ряд специалистов называют данную меру частичной амнистией капитала.

   Фактически же речь идет о пересмотре норм законов от 4.01.2003 № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств» и от 19.06.2000 № 426-3 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности». Напомним, что последний требует регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю и незамедлительно информировать о них орган мониторинга. При этом под «особый контроль» попадает едва ли не любая финансовая операция граждан и субъектов хозяйствования, включая денежные переводы и платежи, операции с недвижимостью, ценными бумагами и т. п. на сумму свыше 2000 БВ. Особое внимание уделяется операциям, совершаемым с лицами, зарегистрированными или проживающими в государстве (или территории), не участвующем в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, и т. д.

  Возможно, планируемые в Беларуси нововведения упростят доступ некоторых капиталов в нашу страну. Впрочем, за них нам придется конкурировать со странами, давно избравшими путь максимальной либерализации в финансовой сфере. Иные и вовсе закрывают глаза на происхождение поступающих на хранение денег, цели и адреса их перевода. За это такие территории и именуют оффшорами и вносят в списки «налоговых гаваней», сделки с которыми разными способами контролируются и ограничиваются. Так поступает и Беларусь, взимая с операций юрлиц с резидентами таких стран 10-процентный оффшорный сбор. Но наступают времена, требующие других подходов. И если нужны деньги — можно пойти на любые меры, чтобы их получить. И воспользовавшись либеральным опытом Швейцарии, Сингапура, Латвии, Лихтенштейна и других, можно попытаться стать восточно-европейским «оффшором» ради привлечения в страну миллиардов, невзирая на источники их получения. Правда, чтобы конкурировать с давно признанными финансовыми центрами, надо предложить нечто исключительно оригинальное. Да и другие страны работают в том же направлении. Например, президент Бразилии подписал недавно указ, освобождающий иностранные инвестиции от уплаты 1,5% налога на финансовые операции при переводе денег в эту страну.

  Либерализация в финансовой сфере может иметь и обратную сторону. Ведь Беларусь — не островок в Карибском море, у которого кроме оффшорных условий нет иных источников существования. А попасть в список подобных государств — значит оказаться под угрозой ограничений в отношении всей экономики страны. Не понравятся, скорее всего, планируемые мероприятия и международным организациям, целью которых является борьба с легализацией незаконных доходов — FATF, OESD, FSF. До сих пор белорусское законодательство вызывало у них полное одобрение. Правда, принятые в соответствии с рекомендациями FATF нормативные акты существенно ограничивают возможность зарабатывать деньги даже легально. А теперь эти меры, оказывается, и вовсе стали барьером для привлечения капиталов. Но подвергать ревизии принятые международные обязательства нужно с большой осторожностью.

  Тем не менее повышать доверие населения к банкам в любом случае нужно. Собственно, эта задача и так закреплена в Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы, в т.ч. в отношении предоставления твердых гарантий возврата депозитов.

  Скептически относится к инициативам бывший глава Нацбанка РБ Станислав Богданкевич. По его словам, «гарантия сохранности вкладов — голословное заявление, поскольку без создания специальных фондов подтвердить желание делом не получится. Привлечь «серые» средства тоже проблематично, поскольку период первичного накопления капитала в странах бывшего СССР закончился, и найти теперь желающих прокрутить деньги через Беларусь крайне сложно».

Антон БОЙКО