$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Осторожно, рынок открывается

18.04.2008

Еще один шаг в сторону либерализации экономики сделан 14 апреля. Президент Беларуси подписал Декрет № 7, которым внесены изменения и дополнения в Декрет от 20.03.1998 № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

Документ предусматривает постепенную — в зависимости от размера доли государства и статуса предприятий — отмену ограничений на обращение акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, отчуждение которых до сих пор кому-либо, кроме государства и близких родственников, запрещалось Декретом № 3. С 1 июня 2008 г. отменяется ограничение на отчуждение акций обществ, в уставных фондах которых доля государства отсутствует или составляет 75% и более. Также разрешается отчуждение акций АО, осуществляющих переработку сельхозпродукции, переданных сельхозпроизводителям, и предприятий хлебопродуктов. С 1 января 2009 г. будут отменены ограничения на отчуждение акций АО с долей государства свыше 50%.

На этих двух этапах отмена ограничений не распространяется на акции АО, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики.

С 1 января 2011 г. все ограничения будут сняты. Впрочем, дальнейшая судьба приватизированных предприятий не останется без внимания государства. Все последующие эмиссии акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, ранее находившихся в республиканской собственности, допускаются с согласия Госкомимущества до реализации акций первой эмиссии, а объектов, находившихся в коммунальной собственности, — с согласия соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. В отдельных случаях вторая и последующие эмиссии акций будут проводиться по решениям главы государства. Таким образом, менять соотношение долей в уставном фонде новые собственники смогут лишь с позволения государства.

Кроме того, согласно Декрету № 7 приватизация госпредприятий будет проходить на основании трехлетних планов, утверждаемых Правительством и местными Советами депутатов. По-прежнему инициаторами приватизации должны быть трудовые коллективы предприятий. Если же у них такого желания не возникнет, решение могут принять Совмин и местные органы власти. Работники предприятий, как и ранее, смогут выкупить часть акций приватизированных АО за чеки «Имущество» или по льготной (на 20% ниже номинала и на сумму, не превышающую 100 базовых величин на одного покупателя) цене. Остальные акции могут быть проданы другим юридическим и физическим лицам. Но если раньше они могли это сделать на конкурсах и аукционах при условии представления инвестиционных проектов по развитию ОАО, то теперь ситуация меняется. Инициаторы инвестпроектов будут приобретать акции на конкурсах, а юридические и физические лица, не столь озабоченные планами развития, — на аукционах. Решение о продаже акций в последнем случае будет принимать Президент РБ. Сохраняется и самая интригующая форма выкупа у государства акций — «иными способами, предусмотренными законодательством».

Декрет № 7 во многом уравнивает государство в правах с прочими акционерами. Так, отменяется преимущественное право государства на приобретение долей (акций) в уставных фондах ОАО, созданных в процессе приватизации, обязанность отчуждения акций дополнительных эмиссий таких обществ исключительно государству. Не будет более поводом для штрафа и несвоевременное перечисление части дивидендов, начисленных на принадлежащие государству акции.

Декрет в целом призван способствовать привлечению в экономику страны инвестиций, в том числе иностранных, и дальнейшему развитию фондового рынка. Его принятие было одним из ключевых моментов Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы. Ведь сегодня инфраструктура фондового рынка и возможности инвестирования с помощью ценных бумаг используются очень слабо. Причиной тому стали запреты, ограничения и налоговый пресс, созданные в последние 10-12 лет. За это время наши соседи успели развить свои фондовые рынки, накопить немалые капиталы и опыт. А московская и варшавская фондовые биржи всерьез пытаются оспаривать у Сити и Уолл-Стрит роль мировых финансовых центров. Тем временем у нас число профучастников рынка ценных бумаг неуклонно снижалось — со 111 в 2005 г. до 61 на сегодня — нет спроса на их услуги. А многие из 1,5 млн. владельцев белорусских корпоративных ценных бумаг — физических и юридических лиц — зачастую просто не знают, что делать со своими акциям, не приносящими сколько-нибудь значимого дохода. С другой стороны, в республике 72,5% из 1790 АО имеют долю государства, но оно не торопится расставаться со своим статусом самого крупного собственника. Наоборот, в последние 2 года росла доля государства в уставных фондах ряда АО в обмен на бюджетную поддержку. Возможно, такая консолидация в одних руках акций позволит теперь выгоднее продать их, если, разумеется, найдутся желающие. Впрочем, к тому времени, как будут утверждены планы приватизации, принята соответствующая нормативная база, как раз завершится нынешний мировой финансовый кризис. И оправившиеся от испуга зарубежные инвесторы обратят внимание на новинку — предложение белорусских ценных бумаг. Может, и своим перепадет…

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях