$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ОСТАНОВКА ПО ДОЛГОВОМУ ТРЕБОВАНИЮ©

17.07.2015

 

История с объявлением о возможном приостановлении деятельности всех магазинов торговой сети «Доброном» получила шумный резонанс в белорусском деловом сообществе. Вероятно, данный инцидент будет мирно урегулирован, но проблема долгов и методов их взыскания остается нерешенной.

Одновременно с заявлением Ассоциации розничных торговых сетей (см. «ЭГ» № 51) в Министерстве торговли состоялась рабочая встреча, в ходе которой рассматривался вопрос просроченной задолженности сетевых торговых организаций перед поставщиками. Его, по-видимому, чиновники считают на сегодня одним из самых актуальных. Начальник управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Минторга Валерьян Беспалый отметил, что проблема несоблюдения отдельными организациями сроков расчетов за поставленную продукцию неоднократно обсуждалась на заседаниях коллегий ведомства. Начиная с февраля сетевым организациям предлагалось принять исчерпывающие меры по погашению просроченной задолженности. В результате проведенной работы ее доля в общей задолженности по секции G снизилась с 11,3% до 9,2%. Однако несмотря на то, что Минторгом было предложено руководителям крупных сетевых торговых организаций до 10 июня т.г. рассчитаться за полученные товары, по-прежнему имеется задолженность некоторых организаций, среди которых были названы ООО «Евроторг», ЗАО «Доброном», ИООО «МартИннФуд» и другие.

Другие участники совещания поддержали позицию Минторга. Представитель концерна «Белгоспищепром» Михаил Свентицкий назвал недопустимой на потребительском рынке республики такой позиции сетевых операторов, при которой они диктуют жесткие условия поставщикам, и призвал продолжать работу, направленную на минимизацию просроченной задолженности. Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов отметил, что данную проблему нужно решать совместными усилиями и пытаться восстановить платежную дисциплину по всем направлениям. «Платить надо всем. Если мы не будем этого делать, наша экономика рухнет», — сказал он. В свою очередь, заместитель начальника Главного управления финансов и бухгалтерского учета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Елена Клинцевич напомнила, что проблема своевременности расчетов провоцирует множество других — своевременности выплаты зарплаты, налогов и других платежей, а также влияет на продовольственную безопасность страны.

После столь серьезных заявлений было бы логично ожидать тщательного анализа причин возникновения просроченных долгов. Ведь вряд ли они связаны исключительно с нежеланием отдельных компаний добросовестно исполнять договорные обязательства и требования законодательства. Не «тянут» также торговые сети на роль главных виновников кризиса неплатежей.

РАЗУМЕЕТСЯ, ни один бизнесмен не признается в неспособности или нежелании погашать свои обязательства. Тем не менее явление это весьма масштабное. По данным Белстата, на 1 июня т.г. просроченная кредиторская задолженность белорусских организаций составила 48,4 трлн. Br, а дебиторская — 53 трлн. Br, причем с начала года они выросли на 26,5% и 31% соответственно. При этом торговля (как розничная, так и оптовая) — далеко не самый недисциплинированный плательщик. Ее доля в общем объеме просроченной кредиторской задолженности по республике — всего 9,5% (почти столько же, сколько у строительных организаций — 9,4%), тогда как сельского хозяйства — 27,3%, промышленности — 46,9% (см. диаграмму). При этом за 5 месяцев т.г. просроченная кредиторская задолженность торговых организаций выросла на 14,4%, дебиторская — на 6%, строительных — на 18,8 и 13,4%, сельскохозяйственных — на 22,6 и 39,4%, промышленных — на 36 и 45,8%.

Если одним предприятиям приходится самостоятельно и далеко не всегда успешно разбираться со своими должниками, то другим на помощь спешит административный ресурс. Наглядное свидетельство тому — история с ЗАО «Доброном». Его просроченная задолженность за поставленные товары, в т.ч. за мясо, молоко и хлеб, составила свыше 30 млрд. Br, что дало основание Минторгу в соответствии с Указом от 5.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей» принять решение о приостановлении с 21 июля работы всех 177 магазинов этой сети. Генеральный директор данного предприятия Василий Якубов объяснил задержку платежей проблемами с кредитованием. Он сообщил СМИ, что в подобных ситуациях компания ранее привлекала краткосрочные банковские кредиты. Так произошло бы и сейчас, если бы не нагрянула проверка. После решения о приостановке работы сети партнеры приостановили переговоры о кредитовании до окончательного решения Минторга. Поэтому ЗАО пришлось погашать задолженность перед поставщиками за счет выручки магазинов. По словам В.Якубова, «Доброном», никогда за 5 лет работы сети не имевший задолженности ни перед бюджетом, ни по зарплате, ни перед банками, и без вмешательства Минторга обязательно оплатил бы все контракты. «Задолженность перед поставщиками, если и была, то носила краткосрочный характер, — считает гендиректор. — Это характерно для любого участника рынка». По его словам, остается лишь сожалеть, что «текущие рабочие вопросы превратились в форс-мажорные обстоятельства».

ЗАМЕТИМ, что форс-мажор в работе торговли возникает не только из-за проверок. После зимнего валютного кризиса темпы роста розничного товарооборота падают из-за снижения потребительского спроса. По данным Белстата, по итогам 5 месяцев т.г. объем продаж продовольственных товаров вырос всего на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а алкогольных напитков и пива — сократился в сопоставимых ценах на 2,9%. Торговые сети столкнулись с несоответствием поступающей выручки и расходов по обслуживанию долгосрочных инвестиций. Эту проблему приостановками решить невозможно, а вот усугубить очень легко.

Интересно, что в преамбуле Указа № 567 говорится, что он принят в целях усиления защиты прав потребителей, в т.ч. прав на надлежащее качество и безопасность приобретаемых товаров, обеспечения соблюдения субъектами хозяйствования законодательства о ценообразовании. Однако далее Указ № 567 наделяет министра торговли и его заместителей правом приостанавливать на срок до 90 дней работу торговых объектов и объектов общепита в случае установления у них по результатам проверок нарушений законодательства не только о ценообразовании, но и торговле и общественном питании. Поскольку в этом законодательстве множество требований, запретов и ограничений, в т.ч. никак не связанных с защитой прав потребителей, то оснований для применения такой меры воздействия можно найти сколько угодно. Достаточно проверяющим оказаться в нужном месте в нужное время. А если такое совпадение не произойдет, можно привлечь добровольцев — на совещании в Минторге прямо предложили поставщикам сообщать по любезно названному телефону о фактах наличия просроченной задолженности. Правда, пока речь шла лишь о злополучном «Доброноме», но полезный опыт не пропадет зря.

ИНСТИТУТ приостановки деятельности субъектов хозяйствования существует в белорусском законодательстве давно. Например, в соответствии с п. 74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом № 510, контролирующий орган может вынести требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта — в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде. Очевидно, что наличие таких причин — вполне обоснованный повод для подобного решения: страну, людей и природу нужно защитить быстро и эффективно. Но при этом в Положении четко указаны правила вынесения, уменьшения срока и отмены столь радикальной меры воздействия, а также порядок ее оспаривания. В Указе № 567 подобных норм нет, что позволяет применять его гораздо более вольно. Действительно, остановка деятельности магазинов даже на неделю, не говоря уже о 3 месяцах, неизбежно приведет к невосполнимой потере выручки, безвозвратной утрате репутации, кредитоспособности и доверия партнеров, короче, к уничтожению бизнеса, тем более что о принимаемых мерах Минторг объявляет публично. Неудивительно, что угроза приостановки действует чрезвычайно эффективно — куда круче, чем утюг в руках тех, кто выколачивал долги у бизнеса в сериалах про «лихие 90-е».

Удивительно что столь успешно опробованный инструмент развязки неплатежей применяется в столь ограниченных масштабах. Может, целесообразно распространить и на другие сферы деятельности? Достаточно наделить отраслевые министерства и концерны правом (и обязанностью) требовать от подведомственных организаций своевременного погашения задолженности перед поставщиками под страхом приостановки работы завода, колхоза, фабрики. Не понадобились бы ни коллекторы, ни суды, ни судебные исполнители. Нужно только решить, кто будет кормить трудовые коллективы на время закрытия предприятий...

Вадим ЛЕБЕДЕВ