$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Особое право государства

29.02.2008

Как показывают исследования деловой среды в Беларуси, одним из серьезных препятствий для зарубежных инвесторов является наличие у нас института «золотой акции». На иностранный бизнес не действуют утверждения белорусских чиновников о том, что этот институт применяется не часто (за все время его существования — примерно около трех десятков раз). Их отпугивает сама возможность введения особого права государства.

Валерий ФАДЕЕВ, заслуженный юрист Беларуси, советник Международной финансовой корпорации

Белорусская специфика

Институту «золотой акции» в Беларуси в его нынешнем статусе 1 марта исполняется ровно четыре года — в 2004 г. был подписан Указ № 125. Первоначально он распространялся как на хозяйственные общества, так и на банки, но в 2006 г. в отношении последних были сделаны послабления. Изначально же этот институт был введен еще в 1997 г. Однако режим его действия был значительно мягче. В частности, касался он лишь акционерных обществ.

Сейчас же особое право государства может вводиться в любом хозяйственном обществе и предоставляет госорганам крайне широкие полномочия п.7 Указа № 125. Органы управления хозяйственных обществ становятся по сути формальными. Более того, за невыполнение решений госорганов на должностных лиц хозобществ может быть наложен штраф до 100 базовых величин.

Лучшим выходом, конечно, было бы полностью отменить институт «золотой акции» в Беларуси. Однако, похоже, что правительство и Нацбанк, которые в настоящее время активно работают над улучшением инвестиционного имиджа страны, пока не готовы на кардинальные меры. В таком случае хотя бы как-то изменить ситуацию в этой сфере могли бы следующие шаги. Во-первых, вводить акцию только в стратегически важных отраслях. Во-вторых, только в акционерных обществах, непосредственно созданных на базе государственного имущества. В-третьих, определить максимальную долю государства (например, 25%), при наличии которой в хозяйственном обществе «золотая акция» может быть введена. Здесь необходимо пояснить исходя из практики, что наличие большей доли уже означает возможность оказывать влияние на принятие важнейших решений, в т.ч. через блокирующий пакет акций. Наконец, в-четвертых, представитель государства должен иметь право вето только на ряд важнейших решений (реорганизация, ликвидация, изменение уставного фонда, образование исполнительных органов). Естественно при таком раскладе исключаются нормы об обязательности решений госорганов и об ответственности за их неисполнение.

Вероятно, принимая решения о регулировании тех либо иных отношений, особенно в экономике, государство должно учитывать множество факторов, выделяя приоритетные. В ситуации с «золотой акцией» приоритетным сегодня представляется улучшение инвестиционного климата страны, и именно это должно «лежать на весах» в первую очередь.

«Их нравы»

Институт «золотой акции» существует и в других станах мира. Вместе с тем государство имеет разный объем правомочий для использования своего особого права. Общее заключается в том, что этот институт, во-первых, предоставляет в основном право вето и, во-вторых, вводится в исключительных случаях и в наиболее важных отраслях.

Например, в Англии (в сущности, она родоначальник этого института) «золотая акция» вводится только в стратегически важных отраслях.

Французское правительство в ходе приватизации часто использовало «золотую акцию», что иногда оказывало негативное влияние на продажу акций. Так, в 1994 г. «благодаря» наличию этого института была предотвращена сделка по слиянию Рено с Вольво, когда акционеры отказались одобрить сделку, предоставляющую неограниченные права французским властям. В последующем были серьезные проблемы с широкой продажей акций, т.к. инвесторы боялись, что правительство и после приватизации будет активно вмешиваться в деятельность акционерных обществ. В свое время вместо планируемых 11 млрд. USD удалось получить только 4 млрд. USD.

В 1994 г. в Италии был принят закон, позволяющий правительству иметь «золотую акцию» в стратегически важных отраслях — естественных монополиях и предприятиях коммунальных услуг.

В свое время в Новой Зеландии доходы от приватизации составляли почти 14% годового ВВП. «Золотая акция» («акция киви») существует, но устанавливает только директивы по перебалансировке тарифов и общих положений о предоставлении услуг. Так, гигант Телеком согласно договоренности в рамках «золотой акции» не может увеличивать тарифы быстрее, чем рост инфляции цен на товары народного потребления.

«Золотая акция» в Узбекистане вводится в каждом отдельном случае на основании решения правительства при приватизации госпредприятий или реализации в частную собственность государственного пакета акций акционерных обществ, имеющих стратегическое значение, и обеспечивает защиту экономических интересов республики. Кроме того, может быть введена в акционерных обществах, в которых доля государства отсутствует или не превышает 25% уставного капитала. При введении в АО «золотой акции» в установленном порядке назначаются представители государства, которые входят в состав наблюдательного совета общества и обязаны участвовать в общих собраниях акционеров. Владение «золотой акцией» предоставляет уполномоченному правительством органу право налагать при необходимости вето на ряд решений органов управления акционерных обществ.