Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Транспорт
23.06.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности СМR-страхования ответственности перевозчика

Рассмотрим некоторые вопросы по СМR-страхованию ответственности перевозчика, а также по иным способам страхования грузов и транспортных средств международной перевозки.

Какую ответственность перевозчика охватывает СМR-страхование?

Объектом СМR-страхования является не перевозимый груз, а ответственность перевозчика, которая подлежит компенсации при наступлении страхового случая. Страховым случаем при выполнении международной перевозки является наступление ответственности перевозчика за причинение вреда собственнику (грузовладельцу) в связи с экспедированием или перевозкой его грузов, обязанность возмещения которой предусмотрена в рамках национального законодательства либо международных соглашений.

СМR-страхование позволяет защитить перевозчика от финансовых обязательств за утрату или повреждение груза в результате дорожно-транспортного происшествия, намокания, пожара, переохлаждения или перегрева груза, хищения либо грабежа транспортного средства с грузом, а также за финансовые убытки вследствие просрочки в доставке груза или нанесения вреда третьим лицам, причиненного перевозимым грузом.

Обязательно ли перевозчику производить при международной автомобильной перевозке грузов СМR-страхование?

Хотя СМR-страхование по своей сути является добровольным (осуществляемое по инициативе тран­спортной компании), существуют случаи, когда перевозчик обязан иметь полис СМR-страхования.

К примеру, для заключения договора поручительства с РУП «Белтаможсервис» по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по процедуре таможенного транзита обязательным условием для заключения данного договора является наличие белорусского страхового полиса – СМR-страхования.

В соответствии с подп. 4.1 п. 4 Указа Президента от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее – Указ № 530) перевозка опасных грузов по территории РБ, подлежит обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика (СМR-страхованию).

Покрывает ли СМR-страхование при наличии страхового случая стоимость перевозимого груза, транспортного средства международной перевозки?

СМR-страхование при наступлении страхового случая не покрывает все убытки, и это следует в первую очередь учитывать при перевозке грузов с высокой фактурной стоимостью.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Конвенции о дорожной перевозке грузов (КДПГ) сумма возмещения в случае несохранности груза при международных автомобильных перевозках, не может превышать 8,33 SDR за 1 кг веса брутто, что составляет приблизительно 11,35 USD. Если стоимость перевозимого груза превышает эту сумму, его можно застраховать дополнительно. Для этого можно воспользоваться страхованием груза (карго), которое могут осуществить как перевозчики, не являющиеся ни получателями, ни отправителями груза, так и экспедиционные организации и другие, имеющие интерес в сохранении груза.

Страхование карго – это защита от различных убытков, связанных с транспортировкой груза, являющегося предметом купли-продажи по внешнеторговому договору. При ущербе в результате гибели, повреждения и иного неблагоприятного воздействия на застрахованное имущество оно компенсируется в виде определенной суммы, называемой страховым возмещением. Страхование груза подразумевает страховую защиту в процессе перевозки (перемещения) груза из одного пункта в другой, как правило, на всех стадиях схемы перевозки.

Необходимо отметить, что СМR-страхование не покрывает возмещение вреда транспортному средству, возникшего вследствие дорожно-транспортного происшествия. Один из наиболее распространенных видов – страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГО), являющееся обязательным видом в РБ и большинстве стран Европы.

Глава 13 Указа № 530 определяет порядок и осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный юридическим и физическим лицам при использовании этих средств в дорожном движении на территории РБ и на территории государств – членов системы «Зеленая карта», с уполномоченными организациями которых Белорусское бюро по транспортному страхованию заключило соглашение о таком страховании.

ОСГО подразумевает обязательство владельца транспортного средства, объективно являющегося источником повышенной опасности для окружающих, по возмещению потерпевшему третьему лицу (лицам) вреда в случае возникновения ДТП по вине гражданина (страхователя и владельца транспортного средства или лиц, которым было дано право управления) в пределах установленного лимита.

Республика Беларусь принята с 1 января 2003 г. в члены Международной системы страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта», которая создана в 1949 г. под эгидой ООН для обеспечения гарантий возмещения потерпевшим вреда, причиненного в результате ДТП с участием иностранных водителей.

Благодаря системе «Зеленая карта» любой автомобилист, управляя транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц, освобождается от необходимости приобретения на границе (при въезде на территорию иностранного государства – участника системы) дополнительного договора страхования ответственности при условии наличия международного страхового сертификата «Зеленая карта», выданного в стране регистрации автомобиля.

ОСГО обеспечивает возмещение вреда, причиненного потерпевшему в результате ДТП, страховщиком автогражданской ответственности владельца тран­спортного средства причинителя вреда. Согласно ос­новополагающему принципу системы «Зеленая карта» в случае, когда причинителем вреда является ино­странный водитель, потерпевшему нет необходимости обращаться за возмещением непосредственно к причинителю вреда или искать иностранного страховщика, заключившего договор страхования ответственности. Защита потерпевших, которым причинен вред владельцами транспортных средств с «Зеленой кар­той», возложена на бюро по транспортному страхования той страны, где произошло дорожно-транспортное происшествие. Для этого в каждой из стран-­участниц создано национальное бюро, членами которого являются страховые компании, имеющие право на проведение обязательного страхования ответственности.

Какие действия перевозчика, застраховавшего свою ответственность по СМR-страхованию, могут быть признаны не страховым случаем?

При СМR-страховании возникают случаи, которые страховыми компаниями не будут признаваться страховыми. К ним относятся:

– при отсутствии вины перевозчика в причинении ущерба по причине повреждения груза при ДТП по вине третьих лиц;

– преступные действия либо бездействие перевозчика;

– обстоятельства непреодолимой силы;

– конфискация груза по решению суда;

– случаи, когда действия были совершены нетрезвым водителем;

– нарушение правил транспортировки, хранения груза, режима работы и других требований, которые предусмотрены национальным законодательством и международным правом.

Приблизительный перечень документов для перевозчиков, необходимых для представления в страховую компанию, осуществившую СМR-страхование, при возникновении страхового случая, размещен на сайте ЗАСО «ТАСК».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений