Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
08.09.2017 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности перевозки грузов третьих стран из Беларуси на безразрешительной основе в Россию

В основу двухсторонних межправительственных соглашений в международном автомобильном сообщении заложены рекомендации, принятые Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, включающие разрешительную систему на выполнение перевозок. Разрешительная система дает возможность регулировать в количественном и качественном соотношении выполнение перевозок грузов и пассажиров иностранными транспортными средствами на территории страны. Суть ее состоит в том, что грузовые и пассажирские автотранспортные средства иностранных государств имеют право пересечения границы данного государства при наличии разрешения, если иное не предусмотрено двухсторонними соглашениями или другими нормативными правовыми актами, регулирующими международные автомобильные сообщения.

С 1 января 2014 г. в соответствии с п. 4 Протокола о скоординированной согласованной транспортной политике (Приложение № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе) международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, при перевозке на территорию другого государства-члена осуществляются на безразрешительной основе. Причем на безразрешительной основе могут выполняться перевозки транзитом через территории других государств-членов.

Исходя из буквальной трактовки п. 4 Протокола можно предположить, что любые перевозки грузов, выполняемые с территории Беларуси белорусскими перевозчиками, в рамках двухсторонних соглашений с РФ могут осуществляться на безразрешительной основе. Но это не совсем так, поскольку существуют ограничения на ввоз товаров (грузов) третьих государств.

В соответствии с п. 2 приказа Министерства транс­порта РФ от 14.10.2015 № 301 «Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств» выполнение международных автомобильных перевозок грузов третьих государств с использованием транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, осуществляется на основании российских разрешений с учетом особенностей, предусмотренных в п.п. 3-13 названного приказа (далее – приказ № 301).

В первую очередь под товарами третьих государств следует понимать товары, которые не произведены на территории стран – участниц Евразийского экономического союза. Также к товарам третьих стран не относятся товары, ввезенные в одну из стран ЕАЭС, где в последующем были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и следовательно,  приобрели статус товара Таможенного союза (подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Пример. По договору купли-продажи, заключенному между продавцом (резидентом Польши) и покупателем (резидентом Республики Беларусь), приобретен товар. Он доставлен белорусским перевозчиком на один из пунктов таможенного оформления, расположенном в г. Минске, в соответствии со сведениями, указанными о таможне места назначения из графы 13 СМR-накладной. После помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления белорусским получателем в рамках заключенного нового договора перевозки было поручено тому же белорусскому перевозчику доставить груз новому получателю (резиденту РФ) на территорию Российской Федерации. В данном случае такая перевозка может выполняться белорусским перевозчиком на безразрешительной основе в РФ.

Для выполнения такой перевозки водителю должны быть предоставлены:

1. СМR-накладная, оформленная в соответствии с Инструкцией о порядке оформления международной товарно- транспортной накладной «СМR», утв. постановлением Минтранса от 20.02.2012 № 11, в которой указываются:

– в гр. 1 «отправитель, наименование, адрес, страна» – сведения о белорусском грузоотправителе товаров и его местонахождении;

– в гр. 2 «получатель (наименование, адрес, страна» – сведения о грузополучателе (резиденте Российской Федерации);

– в гр. 3 «место разгрузки груза» – место разгрузки в Российской Федерации;

– в гр. 4 «место и дата погрузки груза» – указываются сведения о месторасположении белорусского склада с указанием даты погрузки товара.

2. Товарная накладная формы ТН-2, оформленная в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения товарно-транспортной, товарной накладной, утв. постановлением Минфина от 30.06.2016 № 58.

3. Счет-фактура, в котором отражена сделка по продаже товара белорусской организацией российской компании.

Основополагающим моментом для перевозчика, подтверждающим факт выполнения перевозки товара, получившего статус товара ЕАЭС, является его дальнейшая перевозка в Россию без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

Приказом № 301 определены особенности выполнения в России международной автомобильной перевозки грузов третьих стран. Так, определение принадлежности грузов, перевозимых транспортными средствами, принадлежащими иностранному перевозчику, к грузам третьих государств производится по следующим документам:

а) международной товарно-транспортной накладной;

б) сертификатом о происхождении товара;

в) поручением грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза;

г) счетом-фактурой (инвойсом);

д) ветеринарным сертификатом, фитосанитарным сертификатом, документом, подтверждающим безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (в случаях, если обязательность наличия одного или более из таких документов при осуществлении соответствующей перевозки установлена международным договором Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации).

Перегрузка через склад СВХ

В последнее время отдельные белорусские перевозчики в соответствии с подп. 9.1 п. 9 приказа № 301 активно использовали схему перегрузки грузов третьих стран через склады временного хранения (СВХ) в Беларуси для дальнейшей перевозки на безразрешительной основе в Россию. Такая перевозка грузов выполнялась последующим перевозчиком с использованием поручения, предусмотренного подпунктом в) п. 3 приказа № 301, по таможенной процедуре таможенного транзита.

В июле 2017 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов России был опубликован проект очередных изменений в приказ № 301, которые коснутся перевозчиков из стран, не входящих в Евросоюз и Европейскую ассоциацию свободной торговли. Такие перевозчики не смогут осуществлять двухстороннюю перевозку грузов третьих государств с использованием поручения иностранному перевозчику и СМR-накладную на предыдущую перевозку как способа подтверждения своего права. Следовательно, данные изменения коснуться и белорусских перевозчиков.

Схема перецепки как способ ввоза товаров третьих стран на безразрешительной основе в РФ

Белорусские перевозчики, включенные ГТК РБ в реестр таможенных перевозчиков, для доставки грузов третьих стран в Российскую Федерацию активно применяют схему перецепки грузов на транспортные средства последующего перевозчика, совершаемой в рамках одной таможенной процедуры таможенного транзита. Последующим перевозчиком при такой схеме перецепки, как правило, выступает дочерняя транс­портная компания, зарегистрированная в России. Это в свою очередь также является одним из способов перевозки грузов третьих стран на безразрешительной основе в РФ.

В соответствии с требованиями ГТК РБ выполнение перецепки ТСМП в рамках одной таможенной процедуры таможенного транзита возможно при выполнении перевозчиком в совокупности следующих условий:

1) замена тягача не влечет нарушения средств идентификации, наложенных таможенными органами, либо на товары такие пломбы не наложены;

2) в отношении ввозимых товаров до их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза представлена электронная предварительная информация;

3) в качестве транзитной декларации используется транзитная декларация по форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».

Существующая схема перецепки не позволяет перевозчикам выполнять перевозку сборных грузов, предназначенных для доставки в 2 и более таможенных органа места назначения на территории Российской Федерации. Перецепка возможна только для доставки груза по таможенной процедуре таможенного транзита в одно место таможенного органа назначения в Российской Федерации.

До прохождения ТСМП автомобильного контроля в республиканском пункте пропуска белорусским перевозчиком в графе 17 СМR-накладной должны быть указаны сведения о последующем российском перевозчике.

Отсутствие этих сведений является основанием для оформления перевозчику со стороны таможенного органа уведомления, в котором будут указаны сведения об отсутствии разрешения, предоставляющего право на проезд ТСМП по территории РФ.

В уведомлении будет указан ближайший с учетом маршрута следования транспортного средства конт­рольный пункт органа транспортного (автомобильного) контроля другого государства – члена Союза, в котором перевозчик должен предъявить разрешение на поездку транспортного средства по территории РФ. Сведения о выписке уведомления будут внесены со­трудником таможенного органа в информационную базу.

В случае въезда такого ТСМП на территорию Рос­сийской Федерации и выявления сотрудником транс­портной инспекции непогашенного уведомления перевозчик может быть оштрафован в размере от 25 до 30 тыс. RUB в соответствии с ч. 3 ст. 11.29 КоАП РФ.

Органы транспортной инспекции Министерства транспорта РФ осуществляют в том числе и контроль за наличием у перевозчика разрешения при перевозке грузов из третьих стран в Российскую Федерацию.

Критериями признания принадлежности грузов, перевозимых белорусскими перевозчиками, к грузам из третьих стран будут считаться следующие:

– наименование страны отправления (графа 1 СМR-накладной), страна места погрузки (графа 4 СМR-накладной) – третья страна;

– страна составления СМR-накладной (графа 21 СМR-накладной) и страна прибытия под загрузку (графа 22 СМR-накладной) – третья страна;

– страна происхождения груза и страна продавца, указанная в инвойсе или ином коммерческом документе, не будет совпадать со страной регистрации перевозчика.

В заключение отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 11.29 КоАП РФ осуществление международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров из России на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию РФ с незаполненным разрешением или разрешением, заполненным с нарушением установленных правил, либо без разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 150 тыс. до 200 тыс. RUB.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений