$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Особенности новой редакции

02.02.2007

До 1 июля 2007 года — даты вступления в силу нового Таможенного кодекса осталось меньше полугода. Как обещают разработчики проекта, новый документ позволит сделать внешнеторговую деятельность хозяйствующих субъектов гораздо удобнее и более предсказуемой. О том, какие нововведения предусмотрены документом, “ЭГ” рассказывает заместитель начальника договорно-правового управления ГТК Республики Беларусь Наталья ЗУБИК.

За 15 лет существования таможенной службы Республики Беларусь данная редакция Таможенного кодекса — третья. Первый Таможенный кодекс 1993 г. создавался в условиях полного отсутствия национального таможенного законодательства.

Второй, ныне действующий, 1998 г. практически полностью копирует Таможенный кодекс Российской Федерации того времени и содержит нормы, которые уже не вполне отвечают современному уровню развития таможенного дела.

Расширение торговых связей Беларуси (только за последние пять лет внешнеторговый оборот увеличился в 2 раза), а также экспортная ориентированность национальной экономики потребовали пересмотра существующего таможенного законодательства с целью создания нормативной правой базы, отвечающей современным задачам, стоящим перед государством.

Главная цель, которая стояла при разработке нового документа — создать основной таможенный закон, соответствующий нормам и правилам, принятым в международной практике таможенного дела.

В новом Таможенном кодексе учтены принципы регулирования внешнеторговых отношений, изложенные в Генеральном соглашении о торговле и тарифах, — базовом документе Всемирной торговой организации, а также механизмы таможенного регулирования, принятые Всемирной таможенной организацией, в первую очередь, в рамках Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур 1999 г.

Кроме того, при разработке новой редакции кодекса особое внимание уделялось международным обязательствам Республики Беларусь и Российской Федерации в части унификации таможенного законодательства.

На начальном этапе подготовки проекта Таможенного кодекса за основу был взят Таможенный кодекс Российской Федерации, действующий с 1 января 2004 г.

Однако как показала работа над законопроектом, различия на национальном уровне действующих налогового, внешнеторгового и ряда других законодательств потребовали существенной переработки взятого за основу Таможенного кодекса РФ. Вместе с тем основные принципы таможенного регулирования, которые заложены в новую редакцию Таможенного кодекса Республики Беларусь, согласованы и унифицированы с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

Также при разработке Таможенного кодекса была проанализирована и существующая система таможенного законодательства Республики Беларусь, которая достаточно сложная и “многоуровневая”.

В проекте нашли отражение положения нормативных правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения различного уровня, а также новые нормы, направленные на разрешение накопившихся проблемных вопросов.

В отличие от действующей редакции он гораздо более подробный и детализированный, что, несомненно, позволит значительно сократить количество подзаконных актов.

В целом новый Таможенный кодекс направлен на создание для участников внешнеэкономической деятельности благоприятной обстановки при таможенном оформлении товаров. В нем детализированы многие процедурные вопросы, в настоящее время регулируемые подзаконными актами.

В качестве примера можно привести закрепление на уровне закона конкретных перечней сведений и документов, которые должны быть представлены при таможенном оформлении товаров.

Среди новых подходов Таможенного кодекса можно выделить введение наряду с таможенными режимами таможенных процедур, которые определяют порядок использования товаров, ввезенных на таможенную территорию либо вывозимых за ее пределы, но без производства в отношении их таможенного декларирования. Это процедуры таможенного транзита, временного хранения, ввоза и вывоза транспортных средств международной перевозки и припасов.

Так, например, процедура таможенного транзита заменит существующие в настоящее время предварительные операции, связанные с доставкой товаров и таможенным режимом транзита, и будет применяется как в отношении товаров, перемещаемых транзитом через таможенную территорию, так и при доставке до внутренних пунктов таможенного оформления или при перевозке между ними.

Процедура временного хранения товаров, определенная действующим Таможенным кодексом как предварительная операция временного хранения, предназначена для хранения товаров, находящихся под таможенным контролем до их помещения под определенный таможенный режим или таможенную процедуру. Новый элемент этой процедуры, определенный на уровне кодекса, — это возможность хранения товаров, помещенных под процедуру временного хранения, не только на складах временного хранения, но и в иных местах. В частности, предусмотрены особенности временного хранения товаров, перевозимых железнодорожным, воздушным или водным транспортом, а также случаи, когда возможно хранение товаров на складе получателя.

Процедуры ввоза и вывоза транспортных средств международной перевозки, а также процедуры, связанные с ввозом и вывозом припасов можно отнести к новеллам кодекса. В настоящее время вопросы таможенного оформления транспортных средств, осуществляющих международные перевозки пассажиров и грузов, регулируются таможенным режимом временного ввоза (вывоза), а вопросы оформления припасов вообще отдельно не определены действующим Таможенным кодексом.

Новым Таможенным кодексом установлено 14 таможенных режимов. В отличие от действующей редакции кодекса, новый Таможенный кодекс содержит подробное описание требований и условий, соблюдение которых необходимо при заявлении соответствующего таможенного режима, а также определены действия, которые могут совершаться с товарами в период их использования в том или ином таможенном режиме и порядок прекращения конкретного таможенного режима.

Следует отметить и включение в Таможенный кодекс норм, определяющих наряду с общими положениями о таможенном оформлении особенности таможенного оформления отдельных категорий товаров, в частности в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, а также товаров, перемещаемых с использованием трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

Относительно иных таможенных правоотношений, можно отметить, что проектом детально регламентированы операции таможенного контроля и созданы предпосылки контроля деятельности должностных лиц таможенных органов, которые их осуществляют.

Например, таможенный досмотр возможно будет проводить только при письменном разрешении уполномоченного лица таможенного органа.

Кроме того, в кодексе четко определены сроки проведения отдельных операций таможенного контроля. Так, проверка документов, таможенный осмотр и досмотр должны быть завершены не позднее рабочего дня, следующего за днем начала таможенного оформления.

Для сравнения: действующим Таможенным кодексом определено, что такие таможенные операции могут проводиться таможенными органами до десяти дней.

Помимо специальных положений, касающихся таможенного оформления и контроля, кодекс содержит специальные нормы, к которым можно отнести:

бесплатное информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

принятие таможенными органами предварительных решений о классификации конкретного товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и о происхождении товаров из конкретной страны (о стране происхождения товара);

определение порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Нельзя не отметить и такие новые принципы таможенного дела, заложенные в новой редакции ТК, как система анализов рисков, упрощающая таможенные процедуры, при которых таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, а также возможность электронного декларирования товаров, введение которого дает возможность сократить время производства таможенного оформления.

Таким образом, новый Таможенный кодекс позволит сформировать в Беларуси практически новую, соответствующую общепризнанным мировым стандартам правовую базу таможенного дела и создать необходимые условия для нового этапа модернизации системы таможенных органов РБ.

Как отмечалось выше, новый Таможенный кодекс вступит в силу с 1 июля т.г. и будет применяться к отношениям, регулируемым таможенным законодательством, возникшим с 1 июля 2007 г. По отношениям, регулируемым таможенным законодательством и возникшим до 1 июля 2007 г., кодекс будет применяться к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу, с учетом переходных положений, предусмотренных ст. 347 кодекса.

В целом переходные положения направлены на определение статуса иностранных товаров, находящихся на таможенной территории РБ и помещенных под таможенные режимы или процедуры в соответствии с действующим законодательством. Такие товары после 1 июля 2007 г. будут признаваться помещенными под таможенные процедуры или таможенные режимы, определенные новым Таможенным кодексом и в отношении их будут применяться положения нового кодекса и иных актов таможенного законодательства.

Коснулись переходные положения и действия специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела.

Определено, что специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного агента, по учреждению магазина беспошлинной торговли, таможенного склада, склада временного хранения и свободного склада, а также квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению, выданные до 1 июля 2007 г., будут действовать до истечения срока их действия.

Данный подход не распространился на действие специальных разрешений (лицензий) на деятельность в области таможенного дела в качестве таможенных перевозчиков, т.к. требования, которым должно соответствовать юридическое лицо, осуществляющее такой вид деятельности, в новом Таможенного кодексе изменились. Вместо требования о наличии договора страхования деятельности таможенного перевозчика введена обязанность представления таким лицом поручительства банка или небанковской кредитно-финансовой организации об исполнении налогового обязательства таможенного перевозчика по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов на сумму не менее пятнадцати тысяч базовых величин.

Статьей 347 установлено, что таможенные перевозчики вправе осуществлять свою деятельность на основании специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела, выданных до 1 июля 2007 г., до 1 января 2008 г.

Если такие лица заинтересованы в продолжении данного вида деятельности, они могут до 1 декабря 2007 г. представить в Государственный таможенный комитет вышеназванное поручительство банка или небанковской кредитно-финансовой организации. В этом случае ГТК до 1 января 2008 г. обязан произвести замену специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела, выданных до 1 июля 2007 г., на специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области таможенного дела, оформленные на новых бланках на оставшийся срок действия специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела, выданных до 1 июля 2007 г.

В целях согласования положений нового Таможенного кодекса с нормами действующих законов, одним пакетом с ним принят и вступит в силу с 1 июля 2007 г. Закон Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования отношений в таможенной сфере”, которым вносятся изменения и дополнения в Общую часть Налогового кодекса и законы Республики Беларусь “О таможенном тарифе” и “О почтовой связи”.