Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Юридическим лицам
19.04.2002 27 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности исчисления и уплаты налогов и сборов сельскохозяйственными предприятиями в 2002 году

В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 3.01.96г. N 4 "О структуре агропромышленного комплекса Республики Беларусь" такой комплекс составляют предприятия и организации, территориальные органы Минсельхозпрода, Минлесхоза (Комлесхоза), Ко...

В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 3.01.96г. N 4 "О структуре агропромышленного комплекса Республики Беларусь" такой комплекс составляют предприятия и организации, территориальные органы Минсельхозпрода, Минлесхоза (Комлесхоза), Комзема, Белкоопсоюза, Белморрыбпрома, а также зарегистрированные в стране субъекты хозяйствования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, основными видами деятельности которых являются:

-- производство сельхозпродукции; заготовка, переработка и реализация (включая торговлю и фирменную торговлю) сельскохозяйственной продукции, производимой в РБ; производство продуктов питания; лесохозяйственная деятельность; землеустройство и ведение земельного кадастра; подготовка кадров для агропромышленного комплекса; научное, техническое, производственно-техническое, агрохимическое, ветеринарное и транспортное обслуживание, материально-техническое обеспечение предприятий, объединений, организаций и учреждений агропромышленного комплекса, строительство и ремонт объектов производственного и непроизводственного назначения, изготовление и ремонт техники, оборудования и запасных частей для указанных юридических лиц.

При отнесении продукции к отраслям растениеводства, животноводства (включая пчеловодство) и рыбоводства следует пользоваться следующими классификаторами с учетом изменений, внесенных в ОКОНХ письмом Госкомстата от 24.01.94г. N 01-03-22/132.

Приказом Госкомстата БССР от 30.10.92г. N 140 "О классификаторе отраслей народного хозяйства" до утверждения классификатора "Отрасли народного хозяйства Республики Беларусь" разрешено руководствоваться классификатором "Отрасли народного хозяйства" (1 75 018), переизданным ГИВЦ Госкомстата РФ в 1992 году.

Совместным постановлением Минстата и Госстандарта от 29.12.2000г. N 96/33 "О продлении переходного периода по применению классификаторов" продлен на 2001--2002 годы переходный период, в течение которого в документах должны одновременно применяться коды общегосударственного классификатора видов экономической деятельности (далее -- ОКЭД ОКРБ 005 96) и общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (далее -- ОКОНХ), а для кодированной продукции -- коды общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции и коды общегосударственного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции РБ (далее -- ОКП).

В налоговое законодательство на 2002 год по сравнению с 2001 годом внесены изменения и дополнения практически по всем налогам и платежам в бюджет. Эти коррективы нашли отражение в законах "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" (далее -- Закон о бюджете), "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения" от 8.01.2002г. и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О дорожных фондах в Республике Беларусь" от 29.12.2001г.

5-процентный налог от ФЗП и целевые бюджетные фонды

Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости уплачиваются единым платежом в размере 5% от фонда заработной платы (ст.6 Закона о бюджете).

В соответствии с п.21 постановления Совмина от 27.02.2002г. N 267 сохранен на 2002 год состав фонда заработной платы для исчисления этого единого платежа, утвержденный постановлением Совмина от 25.05.2000 г. N 753.

Целевые сборы на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов, целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды уплачиваются едиными платежами соответственно в размерах 2,5% и 2% выручки, полученной от реализации товаров, работ и услуг, в т.ч. юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы собственности, осуществляющими торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, -- от валового дохода (ст.ст. 22 и 24 Закона о бюджете).

Юридические лица и их обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства, освобождены по этой деятельности от перечисленных платежей в 2002 году. Аналогичная льгота была и в 2001 году.

Кроме того, от указанных платежей в 2002 году освобождаются:

-- юридические лица, созданные или находящиеся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства -- в части объемов выполненных работ (оказанных услуг) малообеспеченным категориям граждан в сельской местности. Перечень указанных работ (услуг) утверждается облисполкомами;

-- юридические лица, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность за пределами РБ и зарегистрированные в качестве налогоплательщиков иностранных государств, -- в части средств, полученных от осуществления этими филиалами и другими обособленными подразделениями предпринимательской деятельности за пределами Беларуси.

В части налога с пользователей автомобильных дорог (т.е. в размере 1%) освобождаются организации по объемам фактически выполненных работ по строительству домов (квартир) для производителей сельхозпродукции (занимающихся производством сельхозпродукции коммерческих организаций).

При отнесении продукции к отрасли животноводства не следует включать в нее продукцию переработки, такую, например, как "молоко пастеризованное", мясо, полученное от убоя скота. Термически обработанное молоко по ОКП от 30.12.98г. N 22 является "молочным продуктом" (группа 15.5 раздела 15 "Пищевые продукты и напитки") и не относится к группе "Сырое коровье молоко" раздела 01 "Продукция сельского хозяйства, охоты и связанные с этим услуги". Кроме того, Минсельхозпрод письмом от 5.07.99г. N 03-5-2-8/761/4596 разъяснил, что в соответствии с ГОСТом 18157-72 "Производство мяса. Продукты убоя" мясо (говядина, свинина, баранина и др. -- туша или части туши) является продовольственным товаром. В связи с этим выручка от реализации пастеризованного молока и мяса подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Согласно письму ГНК от 28.12.98г. N 02-03-10/8479, учитывая специфику деятельности птицефабрик и то, что птицеводство по ОКОНХ относится к сельскохозяйственному производству, и в случае, если убойные и утильные цеха, а также цеха сушки и сортировки яиц, цеха по производству яичного порошка составляют на птицефабриках единый производственно-технологический процесс, по выручке, полученной от указанной деятельности, платежи в целевые бюджетные фонды из выручки не исчисляются.

Налог с продаж автомобильного топлива

Ставка налога с продаж автомобильного топлива с 2002 года установлена в размере 20% (ст.8 Закона "О дорожных фондах в Республике Беларусь" -- далее Закон).

Под производителями сельхозпродукции для целей Закона понимаются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, обособленные подразделения юридических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством сельхозпродукции.

Обратим внимание на разночтения в законодательных актах по налогу с продаж автомобильного топлива и налогу с пользователей автомобильных дорог.

Так, согласно ст.8 Закона при приобретении автомобильного топлива производителями сельхозпродукции 50% уплаченного налога с продаж автомобильного топлива подлежит возврату им из республиканского дорожного фонда, а ст.26 Закона о бюджете предусматривает возврат 75%.

Статьей 11 Закона установлено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РБ. Таким образом, согласно ст.11 не рассматривается объектом налогообложения выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт. Вместе с тем ст.24 Закона о бюджете определяет, что юридические лица уплачивают единым платежом отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды в размере 2% выручки от реализации товаров (работ, услуг), т.е. от всей выручки, включая экспортную.

Одновременно ст.24 Закона о бюджете предусмотрено, что юридические лица, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения, осуществляющие деятельность за пределами РБ и зарегистрированные в качестве налогоплательщиков иностранных государств, исчисляют платеж без учета средств, полученных от осуществления этими филиалами и другими обособленными подразделениями предпринимательской деятельности за пределами Беларуси.

Из разъяснений МНС следует, что субъекты хозяйствования должны руководствоваться Законом о бюджете.

Налог на приобретение автомобильных транспортных средств

Налоговая ставка установлена в размере 5% (ст.9 Закона).

Производители сельскохозяйственной продукции от уплаты налога освобождаются. Обратим внимание на следующую проблему: существует немало многопрофильных предприятий и хозяйств, занимающихся одновременно различными видами деятельности, среди которых и производство сельхозпродукции. Таким предприятиям в соответствии с ОКОНХ и ОКЭД ОКРБ 005 96 устанавливается несколько кодов, соответствующих видам деятельности, которыми они занимаются. Удельный вес выручки по различным видам деятельности у этих предприятий, как правило, по отчетным периодам изменяется.

Возникает вопрос: имеют ли право указанные предприятия пользоваться льготой по уплате данного налога? Проблема существует уже не один год. Не находит она четкого решения и в новой редакции Закона "О дорожных фондах в Республике Беларусь".

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль с 2002 года установлена в размере 24%.

Освобождаются от уплаты налога на прибыль сельхозпредприятия по реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства (п.12 ст.5 Закона "О налогах на доходы и прибыль" с учетом изменений и дополнений) (далее -- Закон).

В целях оказания помощи сельхозпредприятиям в проведении сезонных работ, строительстве жилых помещений, ремонте техники сельхозпредприятия освобождены от уплаты налогов в части безвозмездно полученных (в порядке оказания помощи) материально-технических и финансовых средств при условии направления этих средств на развитие сельхозпроизводства.

Средства, использованные не по целевому назначению, подлежат налогообложению в установленном порядке (Указ Президента от 11.09.98г. N 443 "Об освобождении сельскохозяйственных предприятий от уплаты налогов в части безвозмездно полученных материально-технических и финансовых средств").

Освобождаются от уплаты налога на прибыль с направлением высвободившихся сумм на приобретение основных фондов производственного назначения юридические лица, созданные или находящиеся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, рыбоводства и пчеловодства, -- в части объемов выполненных работ (оказанных услуг) малообеспеченным категориям граждан в сельской местности. Перечень указанных работ (услуг) утверждается облисполкомами (подп.1.1 п.1 ст.44 Закона о бюджете).

Не облагается налогом сумма прибыли, полученная сельхозпредприятиями от реализации произведенной ими продовольственной продукции (кроме подакцизной) в их подсобных цехах и производствах, расположенных в сельской местности на землях, принадлежащих этим сельхозпредприятиям (подп."С" п.2 ст.5 Закона), а также прибыль, полученная от производства продуктов детского питания (п.17 ст.5 Закона).

Налог на прибыль от реализации цветов и декоративных растений, а также продукции пушного звероводства уплачивается не позднее 15-го числа каждого месяца сельхозпредприятиями, подсобными сельскими хозяйствами предприятий и организаций (за исключением налогоплательщиков системы Минжилкомхоза) авансовыми платежами в размере 1/3 квартальной плановой суммы налога. Этот налог за полугодие указанными предприятиями уплачивается исходя из выручки от реализации цветов и декоративных растений, а также продукции пушного звероводства, за исключением налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки, и плановых затрат на производство.

Налоговым органам представляются расчеты плановой суммы налога на прибыль в двух экземплярах. В случае изменения плана прибыли и суммы налога в пятидневный срок представляется уточненный расчет.

Налог на добавленную стоимость

НДС исчисляется по ставке 10% при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

Ставка в размере 10% применяется только при налогообложении указанной продукции, реализуемой на территории Беларуси. При реализации этих товаров за пределы РБ их налогообложение производится с применением ставки в размере 20%, если товары не реализуются на экспорт по нулевой ставке (Закон "О налоге на добавленную стоимость").

Освобождаются от НДС:

-- юридические лица, созданные или находящиеся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству названной продукции -- в части объемов выполненных работ (оказанных услуг) малообеспеченным категориям граждан в сельской местности. Перечень указанных работ (услуг) утверждается облисполкомами (п.3 ст.44 Закона о бюджете).

Налог на недвижимость

Освобождаются от обложения налогом на недвижимость основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения сельхозпредприятий.

При определении производственных фондов, относящихся к фондам сельскохозяйственного назначения, следует руководствоваться Классификацией основных фондов (основных средств) совхозов, колхозов, межколхозных и других сельскохозяйственных предприятий и организаций, утвержденной ЦСУ СССР 17.05.71г., в соответствии с которой эти основные фонды в учете и отчетности распределяются (группируются) по соответствующим отраслям народного хозяйства и видам деятельности. При этом следует исходить из положения, что основные фонды должны относиться к тем отраслям народного хозяйства и видам деятельности, к которым отнесена выработанная с участием этих фондов сельхозпродукция.

В отрасли "Сельское хозяйство" выделяются основные фонды, относящиеся к растениеводству, животноводству и фондам общего назначения.

При определении организаций, относящихся к сельскому хозяйству, основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения которых освобождаются от обложения налогом на недвижимость, следует использовать классификатор "Отрасли народного хозяйств" (1 75 018), переизданный ГИВЦ Госкомстата РФ в 1992 году (с учетом изменений и дополнений).

При сдаче в аренду (иное возмездное или безвозмездное пользование) объектов основных производственных или непроизводственных фондов, освобожденных от обложения налогом, указнные фонды подлежат обложению налогом. Налог на недвижимость по сданным в аренду основным средствам (кроме долгосрочно арендуемых) уплачивается собственником (арендодателем). (п.1^1 ст.4 Закона "О налоге на недвижимость").

Освобождаются от налога на недвижимость юридические лица, созданные или находящиеся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов, а также обособленные подразделения юридических лиц, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства -- с основных производственных фондов сельхозназначения, использованных для выполнения работ (оказания услуг) малообеспеченным категориям граждан в сельской местности. Перечень указанных работ (услуг) утверждается облисполкомами (п.2 ст.44 Закона "О бюджете).

В 2002 году местные Советы имеют право увеличивать (уменьшать) ставки, предоставлять отдельным плательщикам льготы, устанавливать и изменять сроки уплаты налога на недвижимость (п.4 ст.44 Закона о бюджете).

Платежи за землю

В целях стимулирования рационального использования земли или производства определенного вида продукции районный Совет депутатов может повышать или понижать ставки земельного налога, но не более чем на 30%.

Сельские, поселковые, городские и районные Советы депутатов в пределах своей компетенции могут по мотивированной просьбе плательщика предоставлять льготы по взиманию налога в виде полного или частичного освобождения на определенный срок отсрочки выплаты и понижения ставки в случае, если землевладелец или землепользователь проводит коренное улучшение земель, а также использует земельные участки, на которых введены ограничения хозяйственной деятельности или не восстановлен плодородный слой почвы.

Плата не взимается за земли сельхозназначения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства. Территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, -- это территории с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 либо стронция-90 или плутония-238, -239, -240, соответственно 1.0, 0.15, 0.01 Ки/кв.км и более, а также территории, на которых невозможно получить продукцию, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней (Закон "О правовом режиме предприятий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС", ст.3).

Земельные участки независимо от их месторасположения, предоставленные в пользование юридическим лицам по рыборазведению и акклиматизации рыбы (рыборазводным заводам, прудовым и озерным хозяйствам, рыбомелиоративным станциям, организациям по рыборазведению и выращиванию рыбопосадочного материала), подлежат налогообложению по ставкам на земли сельхозназначения (Инструкция о порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами, утв. постановлением ГНК от 18.04.2000г. N 33, с изменениями и дополнениями, п.19).

Юридические лица, имеющие льготы по земельному налогу, в случае сдачи (независимо от сроков) в аренду зданий (помещений), кроме сдачи организациям, финансируемым из бюджета, уплачивают налог исходя из площади, переданной в аренду (пользование). С землевладельцев (землепользователей) и собственников земельных участков, освобожденных от уплаты налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) налог взимается с площади, переданной в аренду (данная норма введена с 2002г.).

Налог на пользование природными ресурсами (экологический налог)

За воду, забираемую рыбоводными предприятиями и прудовыми хозяйствами, отпущенную юридическим и физическим лицам для производства продукции животноводства и растениеводства, налог взимается в размере, не превышающем 5% от ставки налога, установленного для других пользователей (Закон "О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)", с учетом изменений и дополнений). В 2002 году за воду, забираемую из поверхностных источников и добываемую из подземных источников указанными природопользователями, налог уплачивается в размере 2% от основной ставки налога, что составляет соответственно 0,08 руб. и 0,12 руб. за 1 куб.метр.

Для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств ставка налога за сброс нормативно чистых вод с прудов установлена на 2002 год в размере 0,176 рубля за 1 куб.метр (постановление Совмина от 5.02.2002г. N 146, приложения 1 и 2).

В 2002 году местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки, предоставлять отдельным плательщикам льготы, устанавливать и изменять сроки уплаты налога на добываемые из природной среды ресурсы (за исключением налога на добычу нефти) (п.4 ст.44 Закона о бюджете).

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Этот налог введен Декретом Президента от 13.07.99г. N 27. На уплату единого налога имеют право перейти производители сельхозпродукции, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70% общей выручки за предыдущий финансовый (бюджетный) год. Вновь созданные производители сельхозпродукции имеют право перейти на уплату единого налога при условии подачи соответствующего заявления и необходимых сведений.

До 1.01.2002г. ставка единого налога составляла 5% от валовой выручки. Уплата единого налога заменяла уплату всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, за исключением акцизов, налога на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов, государственных пошлин, лицензионных и регистрационных сборов, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, отчислений в государственный целевой бюджетный фонд содействия занятости, а также внесения таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси.

Производители сельхозпродукции при выплате заработной платы физическим лицам, а также других доходов физическим и юридическим лицам обязаны удерживать налоги с выплачиваемых сумм в соответствии с законодательством.

Декретом Президента от 15.02.2002г. N 4 внесены изменения и дополнения в Декрет Президента от 13.07.99г. N 27. С 1 января 2002г. ставка единого налога установлена в размере 2% от валовой выручки. Кроме того, из состава валовой выручки, облагаемой единым налогом, теперь исключаются средства, полученные от реализации сельхозпродукции, заготовленной у населения и сданной государству, а также стоимость скота, выбракованного из основного стада и поставленного на откорм. В состав налогов и сборов, уплата которых заменялась единым налогом, с 1.01.2002г. включен и НДС (за исключением НДС при ввозе товаров, работ, услуг). Поэтому с 1.01.2002г. плательщики единого налога НДС уплачивают в общеустановленном порядке.

Впервые в 2002 году местные Советы депутатов имеют право предоставлять льготы по уплате единого налога для производителей сельхозпродукции (п.4 ст.44 Закона о бюджете).
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by