Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Консультации
08.09.2017 31 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности бухгалтерского и налогового учета топливно-энергетических ресурсов

Некоторые виды затрат могут учитываться для целей налогообложения с определенными ограничениями: в переделах норм, устанавливаемых законодательством или самой организацией. К таким затратам, в частности, относятся топливно-энергетические ресурсы. Рассмотрим особенности их бухгалтерского и налогового учета в 2017 г.

В ст. 1 Закона от 8.01.2015 № 239-З «Об энергосбережении» (далее – Закон № 239-З) норма расхода топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) определена как величина потребления топлива, тепловой, электрической энергии на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества, измеряемая в условных (натуральных) единицах. Расходы ТЭР нормируются в целях обеспечения применения при планировании производства продукции (работ, услуг) технически и экономически обоснованного расхода топливно-энергетических ресурсов (ст. 16 Закона № 239-З). Нормированию при этом подлежат расходуемые на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды юридическими лицами топливо, тепловая и электрическая энергия независимо от источников энергообеспечения.

Разработку единых методических и организационных принципов нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов осуществляет уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения.

Нормы расхода устанавливаются для юридических лиц с годовым потреблением ТЭР 100 тонн условного топлива (т.у.т.) и более и (или) юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал в час и более (ст. 17 Закона № 239-З).

Для государственных организаций нормы расхода ТЭР устанавливаются республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совмину, областными и Минским городским исполкомами по согласованию с уполномоченным республиканским органом госуправления в сфере энергосбережения или по его поручению соответствующими структурными подразделениями и территориальными органами по надзору за рациональным использованием ТЭР уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения.

Для остальных юридических лиц нормы расхода ТЭР устанавливаются уполномоченным республиканским органом госуправления в сфере энергосбережения или по его поручению соответствующими структурными подразделениями и территориальными органами по надзору за рациональным использованием ТЭР этого органа.

В случае, когда годовое потребление ТЭР юридическим лицом, имеющим источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более, составляет менее 100 т.у.т., нормированию расхода ТЭР подлежат только источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более.

Следовательно, разработка и утверждение норм расхода топлива потребуются и тогда, когда суммарное годовое потребление не превышает 100 т.у.т., однако у организации есть источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более.

Разработку норм расхода ТЭР обеспечивают юридические лица, которыми предполагается их применение.

Детальный порядок разработки, установления и пересмотра норм расхода ТЭР в настоящее время утвержден Положением о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Совмина от 18.03.2016 № 216 (далее – Положение № 216).

Действие Положения № 216 распространяется на юридические лица с годовым потреблением ТЭР 100 т.у.т. и более и (или) юридические лица, имеющие источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более (далее – нормируемые юрлица), и не распространяется на виды топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования.

Порядок нормирования топлива для использования в двигателях внутреннего сгорания регулируется Инс­трукцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141.

Какие топливно-энергетические ресурсы нормируются

Поскольку в Налоговом кодексе нет определения «топливно-энергетические ресурсы», необходимо руководствоваться п. 2 ст. 1 НК, согласно которому институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК.

Перечень ТЭР в настоящее время утвержден постановлением Минэкономики от 25.02.2000 № 30 «Об утверждении перечня материальных ресурсов, относящихся к топливно-энергетическим» (далее – постановление № 30). В соответствии с приложением к постановлению № 30 к топливно-энергетическим ресурсам относятся:

1. Котельно-печное топливо

2. Топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания (ДВС)

3. Энергия

Газ природный

Газ попутный (нефтяной)

Газ нефтепереработки

Газ сжиженный

Мазут топочный

Топливо печное бытовое

Уголь (каменный и бурый)

Угольные брикеты

Кокс металлургический

Торф топливный (фрезерный и кусковой)

Топливные брикеты

Сланцы

Дрова

Отходы деревообработки и лесозаготовки

Дизельное топливо

Реактивное топливо

Бензины моторные

Керосин

Электрическая

Тепловая

Затраты, учитываемые при налогообложении, пред­ставляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, в т.ч. топлива и энергии, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).

При налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости ТЭР, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК). Стоимость ТЭР, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, которые не включаются в состав затрат, исходя их требований п. 1 ст. 131 НК не включаются и в состав внереализационных расходов, т.е. в любом случае не учитываются при налогообложении.

Бухгалтерский учет потребленных ТЭР

В бухучете стоимость потребленных в производственных целях ТЭР отражается на счетах учета затрат и включается в себестоимость продукции (работ, услуг), в состав управленческих затрат либо в состав расходов на реализацию, независимо от того, будут ли ТЭР потреблены в пределах установленных норм расхода или потребление ТЭР будет являться сверхнормативным (глава 4 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50, п.п. 8–12 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102).

В соответствии с п. 2 ст. 130 НК затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета). Таким образом, при включении стоимости потребленных ТЭР сверх норм в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организации следует отразить расчетную корректировку к данным бухгалтерского учета.

Нередко организации предпочитают отражать «сверх­н­ормативные» расходы для целей налогообложения на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности», облегчая и упрощая себе, таким образом, ведение налогового учета и расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Однако это является нарушением правил ведения бухгалтерского учета и может повлечь применение мер административной ответственности по п. 1 ст. 12.1 КоАП в виде предупреждения либо штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (далее – БВ).

Если нормы расхода ТЭР не разработаны

Если суммарное годовое потребление ТЭР организацией превысит за 2017 г. 100 т.у.т., то сверхнормативным для нее будет являться весь объем потребленных ТЭР, а не показатель их превышения над 100 т.у.т. в год, т.к.:

– здесь у организации вообще отсутствуют какие-либо нормы расхода ТЭР, которые должны разрабатываться в соответствии с законодательством;

– при отсутствии установленных норм (условно можно сказать, что норма расхода ТЭР составляет 0 т.у.т.) весь объем потребленных ТЭР будет являться потребленным сверх норм, который нельзя учесть при определении облагаемой налогом прибыли.

Рассмотрим различные варианты учета ТЭР на примерах. Условно примем, что у организации нет источников тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более, расход ТЭР по которым следовало нормировать независимо от превышения годового суммарного потребления ТЭР в размере 100 т.у.т.

Пример 1.

В 2016 г. суммарный годовой объем потребления ТЭР у организации составил 90 т.у.т.

Прогнозируя, что объем потребленных ТЭР будет не более, чем в 2016 г., организация не стала разрабатывать и утверждать нормы расхода ТЭР на 2017 г.

Общий объем потребления ТЭР за 2017 г. составил 125  т.у.т., в т.ч. за I квартал – 35 т.у.т., за II квартал – 25 т.у.т., за III квартал – 30 т.у.т., за IV квартал – 35 т.у.т.

Вывод

У организации имеется сверхнормативный расход ТЭР, стоимость которых нельзя учесть при налогообложении прибыли за 2017 г.

Действия

Исходя из норм п.п. 1 и 2 ст. 143 НК определение налоговой базы по налогу на прибыль осуществляется налогоплательщиком по итогам каждого календарного квартала (отчетного периода) и по итогам календарного года (налоговый период).

В рассматриваемой ситуации у организации на протяжении 9 месяцев отсутствовали разработанные и утвержденные нормы расхода ТЭР, но не было превышения 100 т.у.т. Поэтому она не должна была за первые 3 квартала т.г. разрабатывать и утверждать нормы расхода топлива.

Потому за I квартал организация вправе была включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении, стоимость потребленных ТЭР в объеме 35 т.у.т., за I полугодие – 60 т.у.т. (35 + 25), а за 9 месяцев – 90 т.у.т. (35 + 25 + 30). Однако по итогам года придется сделать расчетную корректировку и исключить из состава затрат, учитываемых при налогообложении, всю стоимость потребленных ТЭР за 2017 г. в объеме 125 т.у.т. (35 + 25 + 30 + 35).

Представлять уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за первые 3 квартала не требуется (ст. 63 НК).

Аналогично придется поступить, если расход ТЭР превысил 100 т.у.т. не только в IV квартале 2017 г., но и в предыдущих кварталах календарного года.

Если нормы расхода ТЭР разработаны в течение года только на отдельные кварталы

Анализируя фактический уровень потребления ТЭР на протяжении каждого квартала, организация вправе разработать и утвердить нормы расхода ТЭР в течение календарного года. Например, это можно сделать со второго или любого последующего квартала. При этом стоимость объема потребленных организацией ТЭР включается в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли, следующим образом.

Пример 2.

В 2016 г. суммарный годовой объем потребления ТЭР у организации составил 90 т.у.т.

Прогнозируя, что в 2017 г. объем потребленных ТЭР будет не более, чем в 2016 г., организация не стала разрабатывать и утверждать нормы расхода ТЭР. Но во II квартале выяснилось, что за 2017 год суммарное годовое потребление ТЭР может превысить 100 т.у.т. Поэтому были разработаны нормы расхода ТЭР на III квартал – 90 т.у.т., а на IV квартал – 95 т.у.т., а всего 185 т.у.т.

Фактическое потребление ТЭР за 2017 г. составило 175 т.у.т., в т.ч.:

– за I квартал – 45 т.у.т.;

– за II квартал – 40 т.у.т.;

– за III квартал – 40 т.у.т.;

– за IV квартал – 50 т.у.т.

Вывод

У организации в 2017 г. не было расхода ТЭР сверх установленных норм. Всю стоимость потребленных ТЭР можно включить в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли.

Действия

В данном случае за I и II кварталы годовое суммарное потребление ТЭР не превысило 100 т.у.т., поэтому всю стоимость объема потребленных ТЭР правомерно включить в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли за I и II кварталы 2017 г.

При этом общее суммарное потребление ТЭР в целом за 2017 год, а также за отдельно взятые III и IV кварталы не превысило установленной нормы расхода ТЭР.

Таким образом, организация вправе включить в состав затрат всю стоимость потребленного объема ТЭР за год, т.е. 175 т.у.т. (45 + 40 + 40 + 50).

Пример 3.

В 2016 г. суммарный годовой объем потребления ТЭР у организации составил 90 т.у.т.

Прогнозируя, что в 2017 г. объем потребленных ТЭР не будет более объема потребленных ТЭР в 2016 г., организация не стала разрабатывать и утверждать нормы расхода ТЭР.

Однако во II квартале стало очевидно, что суммарное годовое потребление ТЭР может превысить 100 т.у.т. В связи с этим были разработаны нормы расхода ТЭР на III квартал – 40 т.у.т., а на IV квартал – 50 т.у.т., всего – 90 т.у.т.

Фактическое потребление ТЭР за 2017 г. составило 190 т.у.т., в т.ч.:

– за I квартал – 45 т.у.т.;

– за II квартал – 65 т.у.т.;

– за III квартал – 35 т.у.т.;

– за IV квартал – 45 т.у.т.

Вывод

У организации имеется сверхнормативный расход ТЭР за I и II кварталы т.г. Стоимость потребленных организацией ТЭР за III и IV кварталы 2017 г. может быть включена в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли.

Действия

В данном случае у организации превышено годовое суммарное потребление ТЭР уже за I–II кварталы, в которых не было разработанной и утвержденной в установленном законодательством порядке нормы расхода ТЭР.

Поэтому стоимость потребленного объема ТЭР в размере 110 т.у.т. (45 + 65) за эти периоды не может быть учтена при определении облагаемой налогом прибыли.

Стоимость потребленного объема ТЭР за III–IV квар­талы в размере 80 т.у.т. (35 + 45) не превысила разработанные и утвержденные организацией нормы расхода, поэтому она может быть учтена при налогообложении, хотя общий фактический расход ТЭР за 2017 год (190 т.у.т.) превысил имеющиеся нормы расхода (90 т.у.т.).

Таким образом, для целей налогообложения необходимо осуществлять сравнение норм расхода ТЭР по­квартально.

Пример 4.

В 2016 г. суммарный годовой объем потребления ТЭР у организации составил 90 т.у.т.

Прогнозируя, что в 2017 г. объем потребленных ТЭР будет не более, чем в 2016 г., организация не стала разрабатывать и утверждать нормы расхода ТЭР.

Но во II квартале 2017 г. выяснилось, что суммарное годовое потребление ТЭР может превысить 100 т.у.т. В связи с этим были разработаны нормы расхода ТЭР на III квартал – 90 т.у.т., на IV квартал – 95 т.у.т., всего – 185 т.у.т.

Фактическое потребление ТЭР за 2017 г. составило 240 т.у.т., в т.ч.:

– за I квартал – 45 т.у.т.;

– за II квартал – 40 т.у.т.;

– за III квартал – 70 т.у.т.;

– за IV квартал – 85 т.у.т.

Вывод

У организации в 2017 г. нет расхода ТЭР сверх установленных норм. Поэтому всю стоимость ТЭР, потребленных организацией за год, можно включить в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли.

Действия

В данном случае за I–II кварталы т.г. годовое суммарное потребление ТЭР не превысило 100 т.у.т., поэтому стоимость всего объема потребленных ТЭР можно включить в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли за I–II кварталы 2017 г.

Стоимость потребленного объема ТЭР за III и IV квар­талы в размере 155 т.у.т. (70 + 85) не превысила разработанные и утвержденные организацией нормы расхода ТЭР на эти периоды. Поэтому стоимость потребленных в них ТЭР можно учесть при налогообложении.

Таким образом, в состав затрат включается вся стоимость потребленного объема ТЭР за год: 240 т.у.т. (45 + 40 + 75 + 80).

Пример 5.

В 2016 г. суммарный годовой объем потребления ТЭР у организации составил 90 т.у.т.

Прогнозируя, что в 2017 г. объем потребленных ТЭР будет не более объема потребленных ТЭР в 2016 г., организация не стала разрабатывать и утверждать нормы расхода ТЭР на 2017 г.

Но в III квартале выяснилось, что суммарное годовое потребление ТЭР может превысить 100 т.у.т.

В связи с этим были разработаны нормы расхода ТЭР на IV квартал в размере 50 т.у.т.

Фактическое потребление ТЭР за 2017 г. составило 185 т.у.т., в т.ч.:

– за I квартал – 40 т.у.т.;

– за II квартал – 55 т.у.т.;

– за III квартал – 40 т.у.т.;

– за IV квартал – 50 т.у.т.

Вывод

У организации имеет место расход ТЭР сверх установленных норм за I–III кварталы 2017 г.

Стоимость потребленных организацией ТЭР за IV квартал может быть включена в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли.

Действия

В данной ситуации общее суммарное потребление ТЭР за I–III кварталы превысило 100 т.у.т. (40 + 55 + 40 = 135).

Соответственно, организация не вправе учесть при определении облагаемой налогом прибыли за I–III кварталы 2017 г., а также за весь год стоимость потребленных ТЭР в объеме 135 т.у.т.

Стоимость ТЭР в размере 50 т.у.т., потребленных в IV квартале, может быть включена в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли, т.к. не превышена установленная и утвержденная норма расхода ТЭР на IV квартал.

Поквартальный учет ТЭР при наличии у организации разработанных и согласованных норм на 2017 г.

При наличии у организации разработанных и утвержденных в установленном законодательством порядке норм расхода ТЭР на весь 2017 г. у организации могут возникнуть различные ситуации, например:

– экономия в одних кварталах, сверхнормативное потребление ТЭР в других кварталах и общий объем потребленных ТЭР не превысил установленную и согласованную организацией норму расхода ТЭР в целом за год;

– экономия в одних кварталах, сверхнормативное потребление ТЭР в других, а общий объем потребленных ТЭР превысил установленную и согласованную организацией норму расхода в целом за год;

– сверхнормативное потребление ТЭР во всех кварталах, и общий объем потребленных ТЭР превысил установленную и согласованную организацией норму расхода в целом за год;

– экономия потребления ТЭР во всех кварталах, и, соответственно, общий объем потребленных ТЭР не превысил установленную и согласованную организацией норму расхода ТЭР в целом за год.

В любом случае для целей налогообложения перерасход потребленных ТЭР в одном отчетном периоде (квартале) не перекрывается экономией расхода ТЭР в других кварталах. Поскольку в соответствии со ст. 143 НК отчетным периодом по налогу на прибыль является календарный квартал, то и сверхнормативный расход ТЭР для целей налогообложения необходимо определять по каждому кварталу, поскольку норма расхода ТЭР разрабатывается как на год, так и на каждый отдельно взятый квартал. Следовательно, сравнение фактического расхода ТЭР также необходимо осуществлять с нормой расхода ТЭР, разработанной и утвержденной на соответствующий период, т.е. на календарный квартал.

Рассмотрим данный порядок на конкретных примерах.

Пример 6.

Организация разработала и согласовала нормы расхода ТЭР на 2017 г.

Период

Общая норма расхода ТЭР – 200 т.у.т., в т.ч.:

Фактическое потребление ТЭР – 210 т.у.т., в т.ч.:

На I квартал

45

47

На II квартал

65

66

На III квартал

40

42

На IV квартал

50

55

Вывод

В каждом квартале имеется сверхнормативный расход ТЭР.

Однако в связи с тем, что у организации есть разработанные и утвержденные нормы расхода ТЭР, стоимость потребленного объема ТЭР в пределах установленных норм расхода может быть учтена при налогообложении.

Действия

Поквартальное превышение расхода ТЭР, которое необходимо рассчитывать при определении облагаемой налогом прибыли за каждый квартал, на основании подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК включается в состав затрат, не учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли, в 2017 г., не учитывается при налогообложении:

Период

Объем потребленных сверх норматива ТЭР, т.у.т.

На I квартал

2 (47 – 45)

На II квартал

1 (66 – 65)

На III квартал

2 (42 – 40)

На IV квартал

5 (55 – 50)

Итого за 2017 г. в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются потребленные ТЭР только в объеме 200 т.у.т. (210 – 10 (сверхнормативный расход)).

Пример 7.

Организация разработала и согласовала нормы расхода ТЭР на 2017 г.

Период

Общая норма расхода ТЭР – 200 т.у.т., в т.ч.:

Фактическое потребление ТЭР – 190 т.у.т., в т.ч.:

На I квартал

45

35

На II квартал

65

70

На III квартал

40

29

На IV квартал

50

56

Вывод

У организации имеется сверхнормативный расход только за II и IV кварталы. Однако поскольку у организации есть разработанные и утвержденные нормы расхода ТЭР, то стоимость потребленного объема ТЭР в пределах установленных норм расхода за все кварталы т.г. может быть учтена при налогообложении.

Действия

В данном случае, хотя общее суммарное годовое потребление ТЭР – 190 т.у.т. не превысило установленную норму расхода ТЭР – 200 т.у.т., в состав затрат для целей налогообложения может быть включена не вся стоимость потребленных ТЭР.

Следует рассчитывать превышение расхода ТЭР за каждый квартал, которое включается в состав затрат, не учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли в 2017 г.:

Период

Объем потребленных сверх норматива ТЭР, т.у.т.

На I квартал

– (норма не превышена)

На II квартал

5 (70 – 65)

На III квартал

– (норма не превышена)

На IV квартал

6 (56 – 50)

Итого за 2017 г. в состав затрат, не учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли, придется включить стоимость ТЭР в объеме 11 т.у.т.

Нормы разработаны, но не утверждены (не согласованы) с уполномоченным органом

Разработку норм расхода ТЭР обеспечивают юридические лица, которыми предполагается их применение.

Государственное регулирование в сфере энергосбережения осуществляют Президент РБ, Совмин, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совмину, местные исполнительные и распорядительные органы, каждый – в пределах компетенции, определенной законодательством (ст. 5 Закона № 239-З).

При этом порядок разработки, установления и пересмотра норм расхода ТЭР является компетенцией Совмина (ст. 7 Закона № 239-З).

Нормы расхода ТЭР устанавливаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, облисполкомами и Мингорисполкомом по согласованию (п. 19 Положения № 216):

– с Департаментом по энергоэффективности Госстандарта (далее – Департамент) – для государственных организаций с годовым потреблением ТЭР 1500 т.у.т. и более и (или) имеющих источники тепловой энергии производительностью 10 Гкал/ч и более;

– с областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием ТЭР Государственного комитета по стандартизации – для госорганизаций с годовым потреблением ТЭР от 100 до 1500 т.у.т. и (или) имеющих источники тепловой энергии производительностью от 0,5 до 10 Гкал/ч.

В соответствии с п. 20 Положения № 216 для нормируемых юрлиц, за исключением государственных организаций, указанных в абз. 2 и 3 п. 19 Положения № 216, нормы расхода ТЭР устанавливаются:

– Департаментом – для юридических лиц с годовым потреблением ТЭР 1500 т.у.т. и более и (или) имеющих источники тепловой энергии производительностью 10 Гкал/ч и более;

– областными, Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием ТЭР Госстандарта – для юридических лиц с годовым потреблением ТЭР от 100 до 1500 т.у.т. и (или) имеющих источники тепловой энергии производительностью от 0,5 до 10 Гкал/ч.

Для установления норм расхода ТЭР юридическими лицами представляются документы в соответствии с подп. 2.22 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156, в т.ч. нормы расхода ТЭР за 3 года, предшествующие периоду, на который устанавливаются нормы расхода ТЭР, по примерной форме согласно приложению 1 и нормы расхода ТЭР на период, на который устанавливаются нормы расхода ТЭР, по примерной форме согласно приложению 2. Указанные документы представляются не позднее чем за месяц до ввода этих норм в действие (п. 21 Положения № 216).

Все представляемые документы должны быть заверены печатью нормируемого юрлица и подписаны его руководителем (п. 22 Положения № 216).

Исходя из подп. 1.7 п. 1 ст. 131 НК если нормы расхода ТЭР разработаны, но не согласованы в установленном законодательством порядке, то данная ситуация будет рассматриваться как отсутствие у организации норм расхода ТЭР.

Соответственно, если годовое суммарное потребление ТЭР у организации превысит 100 т.у.т., то вся стоимость потребленного объема ТЭР не будет включаться в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли.

Административная ответственность

Организация, которая в соответствии с Законом № 239-З и Положением № 216 обязана была разработать нормы расхода ТЭР, но не сделала этого или разработала нормы расхода ТЭР, но фактически превысила их, может быть привлечена к административной ответственности по ст. 20.1 КоАП.

Так, согласно п. 1 ст. 20.1 КоАП нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, выразившееся в т.ч. в сверхнормативном их расходовании, обусловленном несоблюдением требований, установленных законодательством РБ или технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов, либо в сверхнормативном расходовании электроэнергии для освещения, влечет штраф в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя – от 10 до 100 БВ, на юридическое лицо – от 10 до 400 БВ.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 20.1 КоАП использование ТЭР без утвержденных в установленном порядке норм их расхода (предельных уровней потребления ТЭР) влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя – до 100 БВ, а на юридическое лицо – до 300 БВ.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by