Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Оснований для перестройки нет

Страхование является важнейшим элементом рыночной экономики, его воздействие на экономические отношения имеет ощутимое значение для государства. Компенсируя причиненный вред, страхование ослабляет момент риска для отдельного хозяйствующего субъекта, создает ему почву для дальнейшего развития, что, в свою очередь, вносит устойчивость и стабильность в народнохозяйственную жизнь государства. Поэтому недооценка со стороны государства роли и значения страховых отношений может привести к негативным последствиям, устранение которых потребует отвлечения значительных бюджетных средств.
Страхование является важнейшим элементом рыночной экономики, его воздействие на экономические отношения имеет ощутимое значение для государства. Компенсируя причиненный вред, страхование ослабляет момент риска для отдельного хозяйствующего субъекта, создает ему почву для дальнейшего развития, что, в свою очередь, вносит устойчивость и стабильность в народнохозяйственную жизнь государства. Поэтому недооценка со стороны государства роли и значения страховых отношений может привести к негативным последствиям, устранение которых потребует отвлечения значительных бюджетных средств.

БЕЛОРУССКАЯ ассоциация страховщиков обеспокоена ситуацией на страховом рынке республики, сложившейся в связи с докладной запиской на имя Президента от 2002-03-18г. N 09/29 "О возвращении к практике страхования советских времен с наивысшей отдачей для государства и для клиентов" и следующих из нее поручений Совету Министров. Внимательно изучив все вопросы и проблемы страхования, поднятые в указанной записке, Белорусская ассоциация страховщиков в лице 14 страховых организаций Республики Беларусь, доля которых по собранным взносам составляет около 75%, хотела бы дополнительно сообщить информацию, которая не нашла отражения в данной записке, но, по нашему мнению, является важной составляющей для принятия решений, влияющих на изменение нормативно-правовой сферы страхования.

Конституционный принцип предоставления государством равных прав для осуществления хозяйственной деятельности юридическим лицам всех форм собственности закреплен актами законодательства. Гражданский кодекс Республики Беларусь установил принцип равенства субъектов гражданского права, которые равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. В выступлении на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов 22 марта 2002г. Президент Беларуси А.Г.Лукашенко, говоря об особенностях модели развития Республики Беларусь, отметил, что "характерная особенность нашей модели состоит в том, что частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным... Государство заинтересовано в развитии частного бизнеса, в повышении доверия к нему".

ПОЛОЖЕНИЕМ "О страховой деятельности в Республике Беларусь", утв. Декретом Президента от 2000-09-28г. N 20, установлено, что образованные страховой организацией из полученных страховых взносов страховые резервы имеют целевое назначение, используются только для страховых выплат и не включаются в стоимость имущества этой организации. Изъятие части страховых взносов, поступивших в результате деятельности по пограничному страхованию в виде прямых бюджетных поступлений, может привести к неспособности страховщика сформировать страховые резервы по указанному виду страхования в необходимом объеме для осуществления страховых выплат и как следствие -- к его экономической несостоятельности.

Обязательные виды страхования -- это те виды, которые наиболее важны для общества, через них реализуется принцип обязательности каждого гражданина участвовать в создании страховых и гарантийных фондов, целью которых является защита имущественных интересов граждан. Введение в Республике Беларусь обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств подняло авторитет страхового рынка нашей страны в глазах Европейского сообщества, поставило нашу страну на одну ступень с развитыми европейскими государствами и приблизило вступление Беларуси в международную систему "Зеленая карта", куда мы успешно шли на протяжении 3 лет, т.е. с момента принятия Декрета Президента от 19.02.99г. N 8. Передача же данного вида страхования, а также обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, исключительно Белгосстраху повлечет за собой ряд негативных последствий.

Сегодня Белгосстрах является самой крупной страховой организацией, обладающей опытом проведения обязательного страхования и разветвленной сетью своих обособленных подразделений. Однако, учитывая емкость страхового рынка и прежде всего по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, даже такая страховая организация, по нашему мнению, будет не в состоянии обеспечить своевременное и качественное обслуживание страхователей. В настоящее время фактический охват по данному виду страхования по республике составляет 52,46% от общего числа владельцев транспортных средств.

Кроме того, это может повлечь отрицательные последствия политического, экономического и социального характера, привести к сокращению рабочих мест, создать проблемы вступления Республики Беларусь в систему "Зеленая карта" с учетом того, что данный вопрос планируется рассмотреть на Ассамблее Международного Бюро в мае текущего года. Страны Европы уже имели негативный опыт монополизации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Примером тому -- Болгария, где единственная государственная страховая компания, которая занималась обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в итоге обанкротилась, и все страховые обязательства перед страхователями легли на плечи государства. Также необходимо отметить, что монополизация страхового рынка отрицательно скажется на внешнем инвестировании средств в экономику республики.

В НАСТОЯЩЕЕ время внутренним обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств занимается 11 страховых организаций различных форм собственности, что создает здоровую конкуренцию в условиях единой тарифной политики, определяемой государством. Конкуренция обеспечивает развитие страхования, повышение качества оказываемых клиентам страховых услуг, оперативное урегулирование убытков, предоставление дополнительных услуг.

Страховые организации рассматривают этот вид обязательного страхования не столько как источник дохода, сколько как один из инструментов для развития добровольных видов страхования, поскольку каждый клиент является еще и потенциальным страхователем своего имущества, здоровья, строений, жизни, дополнительной пенсии. Такая практика широко распространена за рубежом и способствует продвижению добровольных видов страхования. В этой связи передача права осуществления обязательного страхования гражданской ответственности только Белгосстраху замедлит темпы развития страхового рынка как в целом, так и по добровольному страхованию и сократит поступления денежных средств в сферу экономики.

С введением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств повысилась страховая культура, увеличились поступления страховых взносов и, соответственно, налоговые отчисления. Если за 1998г. поступления страховых взносов по республике составили 2,5 млрд.руб., в 1999г. -- 15,2 млрд.руб. (с 1.07.99г. было введено обязательное страхование гражданской ответственности), то в 2000г. эти поступления составили 58,1 млрд.руб., а в 2001г. -- 120,8 млрд.руб. Также резко увеличились отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды, которые в 1998г. составили 0,5 млрд.руб., в 1999г. -- 2,3 млрд.руб., в 2000г. -- 9,2 млрд.руб., а в 2001г. -- более 20 млрд.руб.

При этом свободные денежные средства страховых резервов страховые организации инвестировали в экономику республики. Так, в 2000г. в нее было вложено 40 млрд.руб., в 2001г. -- 58 миллиардов.

ЧТО КАСАЕТСЯ повышения минимального размера уставного фонда страховой организации, то данный вопрос найдет отражение в проекте закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О страховании", который будет разрабатываться в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2002 год, утв. Указом Президента от 2001-12-20г. N 764. Вместе с тем резкое увеличение размера уставного фонда для страховых организаций повлечет за собой уход с рынка малых и средних страховых компаний, что, в свою очередь, негативно скажется на объемах внешних инвестиций и на развитии страхового рынка в целом.

У страхового рынка республики, конечно, еще достаточно проблем и недостатков. Тем не менее организация проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств стала рекламой и гордостью белорусского страхования. При разработке в России аналогичного законопроекта по транспортному страхованию за основу были взяты именно наши условия страхования (3.04.2002г. Госдумой РФ принят в третьем чтении федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", который предусматривает проведение данного вида страхования страховыми компаниями всех форм собственности, получившими лицензию в департаменте страхового надзора). Поэтому сегодня мы не видим веских аргументов и оснований для перестройки сложившегося механизма организации обязательного страхования. Гораздо большего внимания со стороны государства, на наш взгляд, требуют такие вопросы, как возрождение и развитие страхования жизни, внедрение системы добровольного медицинского страхования с целью снижения нагрузки на бюджет в области здравоохранения, пенсионного страхования, совершенствование механизма налогообложения в страховании, что способствовало бы дальнейшему развитию добровольных его видов и, как следствие, повышению платежеспособности страховых организаций.