$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Ослабление бдительности

17.04.2009

Всего два месяца осталось до истечения срока, назначенного Указом Президента от 19.12.2008 № 689, для подготовки указа, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности. В этом документе должны быть определены перечень контролирующих органов с указанием сфер их деятельности, а также новое Положение о порядке осуществления контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.

Предполагается, что новый документ не только заменит Указ от 15.11.1999 № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь», но и существенно изменит многие подходы к системе контроля хозяйственной деятельности в нашей стране. Изменений ждут все: субъекты хозяйствования, которых мораторий на проверки, установленный Указом № 689, не избавил от вечного страха перед визитами проверяющих, ревизоры различных контролирующих органов, вынужденные лавировать между необходимостью сократить число и время проверок и требованиями обеспечить их эффективность. Назрела необходимость определить концепцию экономического контроля в целом, установить его цели, приоритеты и методы, определить полномочия, права и обязанности контролирующих органов, разграничить функции и найти формулу их взаимодействия между собой и с проверяемыми субъектами.

Ни сокращение числа проверок, ни сумма штрафов или число уголовных дел не может быть здесь самоцелью. Вопрос в том, чтобы обеспечить соблюдение законности во всех сферах хозяйственной жизни в интересах всех ее участников — государства, частного бизнеса, зарубежных инвесторов и прочих граждан. Не лишним будет учесть стандарты и рекомендации международных регуляторов в сфере контроля и надзора.

Что-нибудь хорошее

Нормы нового указа должны соответствовать объявленному курсу на либерализацию экономики и улучшить условия ведения бизнеса по сравнению с другими странами. Скажем, в России в конце прошлого года был принят закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающий презумпцию добросовестности юридических лиц, их права и обязанности проверяющих, ограничения плановых и выездных проверок. Правда, закон вступит в силу лишь с 1 июля, так что можем еще догнать соседей.

А сделать предстоит много. Бизнес-союзы ждут исполнения своих пожеланий об упорядочении контроля и смягчении его карательной функции. Бизнесмены ждут появления нормы, требующей принятия решения в их пользу в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства. Аналогичная норма давно имеется в п.7 ст.3 российского Налогового кодекса. Впрочем, на практике ее применение отнюдь не столь эффектно, как может показаться. Ведь понимание нормативных предписаний — понятие довольно субъективное. И то, что неясно бухгалтеру или директору, для проверяющего и суда может быть вполне однозначно.

Вновь созданные субъекты хозяйствования надеются, что государство даст им время освоиться и наладить свою работу, хотя бы 3 года с момента госрегистрации до того, как нагрянет проверка. А старожилы хотели бы, чтобы в нынешние трудные времена им не вменяли в вину убытки, делая их поводом для внеплановой проверки.

Кто-то лишний

Государственный контроль в сфере налогообложения, внешнеэкономической деятельности, использования бюджетных средств, проверки деятельности банков, несомненно, будут сохранены в необходимом объеме. Вероятно, новый указ не затронет вопросов внутреннего контроля, осуществляемого юридическим лицом в отношении своих структурных и (или) обособленных подразделений, а также дочерних предприятий, контроля в случае оказания субъектам хозяйствования господдержки. А вот судьба частного аудита и ведомственного контроля может оказаться под вопросом.

Сегодня, когда государство и предприятия озабочены снижением издержек, проведение обязательного аудита кажется некоторым излишней роскошью. Добро бы эффект от него бросался в глаза. Но для многих это просто формальность, отмена которой лишь обрадует. Если отменить обязательный аудит, легко предположить, что спрос на него существенно упадет — далеко не все смогут и захотят нести расходы, не включаемые в затраты для целей налогообложения. Можно спрогнозировать, что среди них будет немало акционерных обществ и предприятий, чья выручка превышает 600 тыс. евро в год. Разумеется, тогда многим аудиторам придется искать себе другое занятие.

Объявляя введение частного аудита, авторы постановления Совмина от 30.09.1991 № 367 не слишком представляли, зачем он нужен в Беларуси. С тех пор прошло более 17 лет, но ответ так и не стал очевидным. Заказывая аудит, иные предприятия лишь выполняют нормативное предписание или, в лучшем случае, надеются, что аудиторы помогут исправить ошибки, которые чреваты штрафами. Но цель аудита иная — проверить и оценить достоверность бухгалтерской отчетности. Исходя из аудиторского заключения, пользователи должны принимать решение о том, в какой мере можно доверять тому или иному предприятию, стоит ли вкладывать в него деньги. Именно за это во всем мире аудиторам платят немалые гонорары и в случае ошибки требуют с них столь же значительные компенсации. Таким образом, аудит за рубежом — это инструмент обеспечения доверия между бизнесом и собственниками.

У нас же ценность достоверности отчетности не совсем понятна, а потому и отношение к аудиту, особенно со стороны главного собственника — государства, несколько иное. При выходе на отечественный фондовый рынок (по крайней мере для включения во внесписочный список ценных бумаг) аудит не нужен. Для налоговиков наличие ежегодных положительных аудиторских заключений служит основанием для увеличения периода между плановыми проверками до 5 лет. В случаях, когда от субъекта хозяйствования требуется предоставление бухгалтерской отчетности (скажем, при предоставлении гарантий правительства по кредитам, бюджетных займов, утверждении инвестиционных проектов, преобразовании госпредприятия в ОАО и т. д.), в числе требуемых документов обычно значится акт последней проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, проведенной контролирующими органами либо ведомственной контрольно-ревизионной службой, или аудиторское заключение. Таким образом, государство по-прежнему не видит разницы между ревизией, ведомственным и внутренним контролем и независимым аудитом.

Экспортный вариант

Зато эту разницу хорошо знают за рубежом. Поэтому заключение независимых аудиторов обязательно при принятии серьезных инвестиционных решений и при допуске ценных бумаг к торгам на зарубежных фондовых рынках. Поэтому в ряде стран аудит обязателен лишь для банков, страховых компаний и эмитентов при листинге на фондовой бирже. Правда, сама отчетность составляется по МСФО, а аудит должен соответствовать стандартам, разработанным Международной федерацией бухгалтеров (IFAC). Более того, на европейских рынках признается лишь аудиторское заключение, выданное компаниями, признанными этой организацией. Для такого признания нужно соответствовать требованиям международных стандартов, особенно в вопросах методологии, квалификации, контроля качества, независимости, профессиональной этики. Взять такую планку могут лишь достаточно большие аудиторские компании, обычно входящие в мировые сети. Так и поступили многие крупные российские фирмы, чтобы получить признание за рубежом и не уступить иностранцам свою клиентуру. Ведь для выхода на зарубежные рынки капитала приходится играть по правилам этих рынков. Заметим, что представитель Еврокомиссии Джузеппе Флорио, встречаясь с белорусскими аудиторами, предупредил, что если национальный аудит не сможет соответствовать требованиям IFAC, то во всех вопросах внешних инвестиций страна окажется в зависимости от лидеров мирового аудита, прежде всего «Большой четверки». По мнению эксперта, это серьезная угроза экономическому суверенитету страны — ведь финансовые тайны наших предприятий окажутся под контролем зарубежных аудиторов, услуги которых в придачу обойдутся очень дорого. А ограничить их деятельность — значит лишить себя иностранных инвестиций. Выходом из положения является развитие отечественного независимого аудита, создание для него условий, позволяющих получить мировое признание, не утрачивая национальные корни. Для этого нужно, с одной стороны, определить экономически обоснованные критерии обязательности аудита, а с другой — столь же весомые требования к аудиторам и качеству их работы. А вот вопрос отнесения платы за аудиторские услуги на затраты пора исключить. И без того забот хватает…

Леонид ФРИДКИН
 
 
СПРАВКА «ЭГ»
Международная федерация бухгалтеров
(International Federation of Accountants — IFAC) создана 7 октября 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. IFAC объединяет 157 профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров из 123 стран мира, а также более 2,5 млн. физических лиц — бухгалтеров и аудиторов и ряд консалтинговых компаний.
IFAC оказывает содействие эффективному функционированию мировой экономики за счет повышения доверия к качеству и надежности финансовой отчетности и создания условий для оказания качественных услуг представителями бухгалтерской профессии. IFAC осуществляет регулирование широкого круга проблем, связанных с аудитом и финансовой отчетностью, являясь разработчиком международных стандартов аудита и его качества, бухгалтерского образования, профессиональной этики и т. п.
Форум компаний IFAC был создан в январе 2001 г. с целью объединения усилий международных компаний, осуществляющих аудиторские проверки финансовой отчетности по методологии, которая применяется или может быть использована в различных странах. Члены Форума добровольно соглашаются выполнять требования устава Форума. Соблюдение обязательств членства способствует повышению уровня международной практики аудита в интересах пользователей услуг, предоставляемых данной профессией.
Членами Форума могут быть сети и компании любой величины, которые:
имеют проекты по проведению транснациональных аудиторских проверок или заинтересованы в получении таких проектов;
содействуют последовательному внедрению аудиторской практики высокого качества во всем мире, включая применение МСА;
поддерживают сближение национальных аудиторских стандартов с МСА;
согласны соблюдать обязательства, возлагаемые на членов Форума.
Члены Форума обязаны:
соблюдать соответствующие стандарты контроля качества, которые согласуются с Международными стандартами контроля качества, изданными Комитетом по МСА, и заданиями по подтверждению достоверности информации (в дополнение к соответствующим национальным стандартам по контролю качества), и производить (в той степени, насколько это не запрещено национальным законодательством) регулярные международно координируемые внутренние проверки контроля качества;
иметь разработанные процедуры и методологию для проведения аудиторских проверок, основанных (насколько это практически возможно) на МСА;
иметь стратегию и методологию, которая согласуется с Кодексом этики профессиональных бухгалтеров IFAC и национальными кодексами этики;
представлять секретарю Форума годовой отчет в форме, утвержденной Транснациональным комитетом аудиторов, указывающий на то, что он соответствует обязательствам, налагаемым в связи с членством в IFAC, указанным выше.
Международные сети компаний, осуществляющих деятельность под одним наименованием или компаний, члены которых воспринимаются в тесной связи друг с другом по иным причинам (например общие элементы в наименовании), представляются в IFAC как единая организация.
Членство в Форуме обязывает предоставлять ресурсы, необходимые для участия в деятельности Форума, и оплату соответствующих взносов.
Компании могут участвовать в Форуме на трех уровнях: в качестве действительного, ассоциированного и временного членства. В Реестре действительных, временных и ассоциированных членов Форума компаний, публикуемом на сайте
www.ifac.org, числится 21 компания, прошедшая полную сертификацию IFAC на соответствие МСА, т. е. полных членов (Baker Tilly International Ltd; BDO International; Constantin Associates Network; Deloitte Touche Tohmatsu; Ernst & Young Global Ltd; Grant Thornton International Ltd; HLB International; Horwath International; IEC; INPACT Audit Ltd; JHI; KPMG International; Mazars; Moore Stephens International Ltd; PKF International Ltd; PricewaterhouseCoopers International; RSM International Ltd; Russell Bedford International; SMS Latinoamerica; Talal Abu Ghazaleh & Co International; UHY International Ltd) и 1 компания (Polaris International) — ассоциированный член.
Заметим, что в Беларуси имеются офисы пяти полных членов Форума, в т.ч. трех — из «Большой четверки».