$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ОСЕНЬ НАЧАЛАСЬ С РЕГУЛИРОВАНИЯ©

05.09.2014

С 1 сентября 2014 г. согласно Указу Президента от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» (далее — Указ № 99) Национальный банк наделяется полномочиями по регулированию лизинговой деятельности и контролю за соблюдением законодательства в этой сфере. Теперь в планах законодателей — создать налоговые стимулы для дальнейшего развития белорусского рынка лизинга.

В рамках реализации новых полномочий Нацбанком совместно с Совмином во взаимодействии с Ассоциацией лизингодателей проведена разработка нормативных правовых актов по вопросам осуществления лизинговой деятельности. Так, с 1 сентября т.г. вступили в силу следующие постановления Правления Нацбанка:

от 30.06.2014 № 423 «Об установлении форм заявления и свидетельства о включении в реестр лизинговых организаций и утверждении Инструкции о порядке создания и ведения реестра лизинговых организаций»;

от 1.08.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции об объеме и порядке раскрытия информации о лизинговой деятельности и финансовом состоянии лизинговых организаций, включенных в реестр лизинговых организаций» (далее — постановление № 495);

от 18.08.2014 № 526 «Об утверждении Правил осуществления лизинговой деятельности».

С 1.09.2014 г. юридические лица, намеренные осуществлять лизинговую деятельность на систематической основе, обязаны в установленном порядке обратиться в Нацбанк с заявлением о включении в реестр лизинговых организаций (далее — реестр). На момент подачи указанного заявления уставный фонд лизинговой организации должен быть сформирован в размере не ниже минимального размера, равного сумме, эквивалентной 50 тыс. евро.

Названные требования не распространяются на лизинговые организации, которые на 1 сентября т.г. осуществляют лизинговую деятельность. Такие действующие компании в соответствии с подп. 1.4 п. 1 Указа № 99 включаются в реестр независимо от размера сформированного уставного фонда, но обязаны пополнить его поэтапно:

к 1 июля 2015 г. — не менее суммы, эквивалентной 25 тыс. евро;

к 1 июля 2016 г. — не менее суммы, эквивалентной 50 тыс. евро.

Кроме того, в соответствии с п. 3 Указа № 99 лизинговые организации, осуществляющие на 1.09.2014 г. лизинговую деятельность, вправе осуществлять эту деятельность без включения в реестр вплоть до 1.03.2015 г. До указанной даты к таким лизинговым организациям не могут применяться какие-либо санкции за осуществление лизинговой деятельности без включения в реестр.

Лизинговым организациям следует также учитывать, что с момента включения в реестр к ним предъявляются требования по раскрытию информации о лизинговой деятельности в объеме и порядке, установленных Нацбанком. С учетом этого ко дню выдачи свидетельства о включении лизинговой организации в реестр официальный сайт лизинговой организации в Интернете должен содержать информацию в объеме не менее определенного постановлением № 495 (см. «ЭГ» № 65, с. 10–11 Информбанка).

В рамках регулирования лизинговой деятельности и контроля за соблюдением законодательства в этой сфере Нацбанком в соответствии с его полномочиями будет уделяться внимание вопросам повышения финансовой грамотности клиентов лизинговых организаций (лизингополучателей) и защите их прав как потребителей финансовых услуг.

Отметим, что Указом № 99 определено, что в рамках лизинговой деятельности предметы лизинга могут передаваться во временное владение и пользование без указания на ограничение использования имущества только для предпринимательских целей как юридическим, так и физическим лицам. Закрепление данной нормы призвано распространить механизм приобретения имущества на условиях лизинга на граждан, что позволит обеспечивать реализацию социально значимых потребностей физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (например, приобретение жилья, автомобилей, бытовой техники). Снятие ограничения актуально в условиях планируемого развития лизинга жилья и реализации в республике программ доступа населения к финансам (прежде всего долгосрочным). На необходимость обеспечения равных условий налогообложения продуктов лизинга для физических лиц и других форм розничного кредитования указано в рекомендациях Всемирного банка по итогам проведения в Беларуси программы оценки финансового сектора.

Для обеспечения равных условий финансирования приобретения гражданами жилья, недвижимости, предметов длительного пользования за счет кредитов банков и на условиях лизинга в проекте изменений и дополнений в Налоговый кодекс на 2015 год предлагается п. 1 ст. 94 НК дополнить подп. 1.51, согласно которому освобождаются от налогообложения НДС обороты по реализации лизингодателями операций по передаче предмета финансовой аренды (лизинга) физическим лицам. При этом к льготируемым оборотам относятся суммы лизинговых платежей в части вознаграждения (дохода) лизингодателя и его инвестиционных расходов, за исключением инвестиционных расходов, возмещающих стоимость предмета финансовой аренды (лизинга). Условием применения данной льготы будет наличие у лизингодателя договора финансовой аренды (лизинга), предусматривающего условие о выкупе предмета лизинга, заключенного с физическим лицом — лизингополучателем, не являющимся на дату заключения такого договора индивидуальным предпринимателем либо являющимся ИП, но не выступающим в качестве такового при заключении договора, акта приемки-передачи предмета лизинга и копии паспорта гражданина РБ или иного документа, подтверждающего гражданство Республики Беларусь, — для граждан РБ, копии вида на жительство — для иностранных граждан и лиц без гражданства. В случае досрочного прекращения по любым основаниям договора лизинга, не завершенного выкупом предмета лизинга, корректировка оборота по реализации лизингодателем прольготированных операций не производится. Если эти нормы будут приняты, то отпадет одно из основных препятствий для вовлечения граждан в лизинговые операции.

Одновременно планируется включить в имущественные налоговые вычеты, предоставляемые при исчислении подоходного налога, расходы по оплате лизинговых платежей в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, в части оплаты стоимости этого предмета — одноквартирного жилого дома или квартиры. Так что гражданам теперь остается только изыскать средства для приобретения жилья в лизинг, которое вряд ли окажется дешевле, чем при получении кредитов. Но, в отличие от юрлиц, у них нет такого стимула для применения лизинговых схем, как ускоренная амортизация.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА