$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Оружие против роста цен

15.07.2008

Одной из глобальных угроз современности называют нехватку продовольствия. По прогнозам ООН, к 2050 г. население планеты увеличится до 9 млрд. человек, что потребует удвоенного роста производства продовольствия. Его нехватка может вызвать голод более чем в 30 странах мира. Что думают о глобальной угрозе представители белорусского бизнеса, работающие в продовольственных отраслях? Ответ на этот вопрос мы решили узнать у генерального директора компании Санта Бремор — резидента СЭЗ «Брест» Александра МОШЕНСКОГО.

— Александр Михайлович, что вы думаете о таких устрашающих прогнозах? Будет ли Санта Бремор как-то реагировать на эти заявления?

— Конечно, будем реагировать — начнем больше производить (улыбается). И мы, производители, также сталкиваемся с реальным ростом потребления в регионах наших продаж (для Санта Бремор это преимущественно страны СНГ). Граждане постсоветского пространства стали больше зарабатывать и покупать. Увеличился объем потребления продуктов питания. Люди начали заботиться о качестве питания. А вот до бунтов, по крайней мере, в нашей стране не дойдет: Поля засеваются, урожай собирается, скот накормлен, переработчики конкурируют за место на обеденном столе белоруса. Вместе с тем индустрия потребления еще не развита. Нет доступных сетей фаст-фудов, привлекательных ресторанов, не развита культура их посещения. Хотя доходы опережают рост цен, потребление в основном идет «через гастроном».

Нам понятны и опасения аналитиков: они имеют больше информации, делая серьезные выводы. Главными виновниками потребительского бума называют густонаселенные Индию и Китай, которые в результате экономического подъема расширили границы национальных кухонь и переходят на рацион европейцев.

Параллельно с увеличением потребления растут и цены на сырье, себестоимость производства (через рост зарплат, энергоресурсов, удобрений, прибыли фермеров, глобальной инфляции). Все это может сделать неконкурентоспособными многих производителей, даже ряд видов продуктов питания.

— И какие превентивные меры должен предпринять производитель, чтобы противостоять вызовам времени?

— Развивать бизнес, внедрять инновации, современные технологии. Например, Санта Бремор внедрила у себя систему планирования ERP, которая ощутимо оптимизирует наше производство, повышает производительность, помогает избегать простоев. Модульный принцип ERP позволяет вести производственное планирование, моделировать поток заказов, их реализацию в подразделениях предприятия и дальнейший сбыт. ERP-система «в курсе» всех конструкторских и технологических спецификаций продукции, характеристик сырья. Она формирует планы производства и продаж, потребности в сырье, сроках и объемах их поставок. ERP-система систематизирует ведение договоров, централизованных закупок, учет и оптимизацию складских и цеховых запасов. Обеспечивает оптимальное планирование мощностей. ERP — система ведет оперативное управление финансами. Даже занимается финансовым и управленческим планированием, управлением проектами — от составления бизнес-планов до поэтапной их реализации.

Это лишь некоторые из шагов на пути сокращения себестоимости. В числе других — строительство нового завода по переработке рыбной продукции площадью 24 тыс. м2. Он будет «начинен» новейшими технологиями и максимально автоматизирован. Его открытие запланировано на осень 2008 г.

Работаем над сокращением затрат на топливо. В июле запускаем ТЭЦ на газе. Рассчитываем, что все эти шаги снизят издержки и позволят как можно дольше сдерживать цены на продукцию. Однако это получается не всегда — мы вынуждены следовать тенденциям мировых рынков. Поддерживая имидж торговой марки, мы предпочитаем не использовать заменители и в критических ситуациях вынуждены повышать цены.

— И все же рыба на столе белорусов — не ежедневное блюдо во многом по причине дороговизны. У соседей — в России и Украине — она дешевле. Как можно сделать доступнее рыбный рацион отечественного потребителя?

— Вкусы и рыбный стол белорусов, украинцев и россиян формировались государством на протяжении 70 лет, а потому примерно одинаковы, но цены на нее — разные. Импорт рыбы в Беларусь облагается 10-процентной таможенной пошлиной, которую давно отменила Украина. Россия же сама является рыболовной державой. К тому же российские поставщики рыбы и морепродуктов обязаны обеспечить квоту поставок на внутренний рынок. Кроме того, в Беларуси, на мой взгляд, рыбу удорожает неэффективный механизм возврата НДС, который фискальные органы РФ по году-полтора не возвращают своим же российским экспортерам. А те, имея возможность продавать товар дома, соседям предлагают покупать его уже с НДС. В результате рыба закупается с двойной уплатой налога. Вот я и вижу два пути удешевления отечественного рыбного рынка: в отмене ввозной таможенной пошлины на рыбу и обеспечении более четкого механизма возврата НДС российским поставщикам — их же государством.

— Прежде чем приступить к производству продукции, производитель должен установить партнерские связи с продавцами. Поделитесь, пожалуйста, опытом вхождения в торговые сети Росси и Украины. Где работать проще и выгодней — дома или за рубежом?

— В Беларуси ценообразование отечественных предприятий находится под жестким контролем государства. За ценами иностранных поставщиков не следит никто: у иностранного поставщика ценообразование — свободное. Но мы за счет больших оборотов получаем и больший доход, чем любой из зарубежных поставщиков. Кстати, жесткие требования ГОСТов позволили сохранить высоким качество отечественных продуктов питания. И опытные, давно работающие производители сохранили приверженность им, и новые играют по этим же правилам… К тому же наша торговля лояльнее к своим производителям. Такая политика государства гарантирует нас от голодных бунтов и бесконтрольного роста цен на продукты питания.

Во многих странах мира, в т.ч. в ЕС, а теперь и в России и Украине ценовую политику диктуют не производители, а розничные торговые сети. Они «отжимают» производителей, изыскивая дополнительную прибыль за их счет. К тому же многие сети — акционерные компании, чьи ценные бумаги котируются на фондовых биржах. Им нужен рост капитализации, который, не в последнюю очередь зависит от роста выручки и прибыли. Так под шумок о мировом продовольственном кризисе розничные сети завышают цены, которые затем ложатся на плечи покупателей.

— Потребитель капризен, требует новинок. Удается ли вам соответствовать его меняющимся запросам? Есть ли в ассортиментном портфеле компании инновационные продукты?

— Капризен ли потребитель? — спорный вопрос. На наш взгляд, большинство покупателей придерживается классических вкусов. Но Санта Бремор и новинки, и традиционные продукты делает так, чтобы потребитель не разочаровывался.

На нашем предприятии работает группа по разработке новых видов продукции. В качестве перспективного сырья рассматриваем лосось. Уже освоены технологии слабосоленого приготовления и холодного копчения. Начинаем производство лососевой ветчины и колбасок. В числе инновационных продуктов — снежный краб. Такого качества продукт (с 55% сурими*) популярен в Японии, где и закупались технологические линии для его производства.

Есть инновационные продукты и в линии мороженого. Учитывая тренд возврата традиционных вкусов, начали выпускать пломбир, как по традиционным, так и по новым технологиям.

Инновационную платформу замыкает линия морепродуктов, которую начали с поставок вареного кальмара и мяса креветки. На очереди — коктейли из морепродуктов. Я считаю, что морепродукты должны быть доступными для потребителя ежедневно.

— Вот как раз на отсутствие их и деликатесной рыбы жалуются наши рестораторы…

— Организация технологий их поставки — очередной этап развития рыбного рынка страны. Пока в Беларуси нет компаний, предлагающих карго (авиапоставки) охлажденной рыбы из мировых торговых центров (ТЦ). Ближайшим таким центром является московский. Но цены там на 50% выше мировых. Тому, кто начнет работать под потребности рестораторов, скорее всего, придется сотрудничать с ТЦ, дислоцирующимися в странах Европы. Компания Санта Бремор намерена внести свой вклад и в «деликатесную» тему. В Минске, на пересечении улиц К.Маркса и Комсомольской открываем магазин, где намерены реализовать концепцию классического фишмаркета. Проект не дешевый, но знаковый. Посмотрим, что из этого выйдет.

Беседовала Тамара МАРКИНА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях