$

2.0310 руб.

2.2910 руб.

Р (100)

3.2340 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Актуально

Оружие против роста цен

15.07.2008

Одной из глобальных угроз современности называют нехватку продовольствия. По прогнозам ООН, к 2050 г. население планеты увеличится до 9 млрд. человек, что потребует удвоенного роста производства продовольствия. Его нехватка может вызвать голод более чем в 30 странах мира. Что думают о глобальной угрозе представители белорусского бизнеса, работающие в продовольственных отраслях? Ответ на этот вопрос мы решили узнать у генерального директора компании Санта Бремор — резидента СЭЗ «Брест» Александра МОШЕНСКОГО.

— Александр Михайлович, что вы думаете о таких устрашающих прогнозах? Будет ли Санта Бремор как-то реагировать на эти заявления?

— Конечно, будем реагировать — начнем больше производить (улыбается). И мы, производители, также сталкиваемся с реальным ростом потребления в регионах наших продаж (для Санта Бремор это преимущественно страны СНГ). Граждане постсоветского пространства стали больше зарабатывать и покупать. Увеличился объем потребления продуктов питания. Люди начали заботиться о качестве питания. А вот до бунтов, по крайней мере, в нашей стране не дойдет: Поля засеваются, урожай собирается, скот накормлен, переработчики конкурируют за место на обеденном столе белоруса. Вместе с тем индустрия потребления еще не развита. Нет доступных сетей фаст-фудов, привлекательных ресторанов, не развита культура их посещения. Хотя доходы опережают рост цен, потребление в основном идет «через гастроном».

Нам понятны и опасения аналитиков: они имеют больше информации, делая серьезные выводы. Главными виновниками потребительского бума называют густонаселенные Индию и Китай, которые в результате экономического подъема расширили границы национальных кухонь и переходят на рацион европейцев.

Параллельно с увеличением потребления растут и цены на сырье, себестоимость производства (через рост зарплат, энергоресурсов, удобрений, прибыли фермеров, глобальной инфляции). Все это может сделать неконкурентоспособными многих производителей, даже ряд видов продуктов питания.

— И какие превентивные меры должен предпринять производитель, чтобы противостоять вызовам времени?

— Развивать бизнес, внедрять инновации, современные технологии. Например, Санта Бремор внедрила у себя систему планирования ERP, которая ощутимо оптимизирует наше производство, повышает производительность, помогает избегать простоев. Модульный принцип ERP позволяет вести производственное планирование, моделировать поток заказов, их реализацию в подразделениях предприятия и дальнейший сбыт. ERP-система «в курсе» всех конструкторских и технологических спецификаций продукции, характеристик сырья. Она формирует планы производства и продаж, потребности в сырье, сроках и объемах их поставок. ERP-система систематизирует ведение договоров, централизованных закупок, учет и оптимизацию складских и цеховых запасов. Обеспечивает оптимальное планирование мощностей. ERP — система ведет оперативное управление финансами. Даже занимается финансовым и управленческим планированием, управлением проектами — от составления бизнес-планов до поэтапной их реализации.

Это лишь некоторые из шагов на пути сокращения себестоимости. В числе других — строительство нового завода по переработке рыбной продукции площадью 24 тыс. м2. Он будет «начинен» новейшими технологиями и максимально автоматизирован. Его открытие запланировано на осень 2008 г.

Работаем над сокращением затрат на топливо. В июле запускаем ТЭЦ на газе. Рассчитываем, что все эти шаги снизят издержки и позволят как можно дольше сдерживать цены на продукцию. Однако это получается не всегда — мы вынуждены следовать тенденциям мировых рынков. Поддерживая имидж торговой марки, мы предпочитаем не использовать заменители и в критических ситуациях вынуждены повышать цены.

— И все же рыба на столе белорусов — не ежедневное блюдо во многом по причине дороговизны. У соседей — в России и Украине — она дешевле. Как можно сделать доступнее рыбный рацион отечественного потребителя?

— Вкусы и рыбный стол белорусов, украинцев и россиян формировались государством на протяжении 70 лет, а потому примерно одинаковы, но цены на нее — разные. Импорт рыбы в Беларусь облагается 10-процентной таможенной пошлиной, которую давно отменила Украина. Россия же сама является рыболовной державой. К тому же российские поставщики рыбы и морепродуктов обязаны обеспечить квоту поставок на внутренний рынок. Кроме того, в Беларуси, на мой взгляд, рыбу удорожает неэффективный механизм возврата НДС, который фискальные органы РФ по году-полтора не возвращают своим же российским экспортерам. А те, имея возможность продавать товар дома, соседям предлагают покупать его уже с НДС. В результате рыба закупается с двойной уплатой налога. Вот я и вижу два пути удешевления отечественного рыбного рынка: в отмене ввозной таможенной пошлины на рыбу и обеспечении более четкого механизма возврата НДС российским поставщикам — их же государством.

— Прежде чем приступить к производству продукции, производитель должен установить партнерские связи с продавцами. Поделитесь, пожалуйста, опытом вхождения в торговые сети Росси и Украины. Где работать проще и выгодней — дома или за рубежом?

— В Беларуси ценообразование отечественных предприятий находится под жестким контролем государства. За ценами иностранных поставщиков не следит никто: у иностранного поставщика ценообразование — свободное. Но мы за счет больших оборотов получаем и больший доход, чем любой из зарубежных поставщиков. Кстати, жесткие требования ГОСТов позволили сохранить высоким качество отечественных продуктов питания. И опытные, давно работающие производители сохранили приверженность им, и новые играют по этим же правилам… К тому же наша торговля лояльнее к своим производителям. Такая политика государства гарантирует нас от голодных бунтов и бесконтрольного роста цен на продукты питания.

Во многих странах мира, в т.ч. в ЕС, а теперь и в России и Украине ценовую политику диктуют не производители, а розничные торговые сети. Они «отжимают» производителей, изыскивая дополнительную прибыль за их счет. К тому же многие сети — акционерные компании, чьи ценные бумаги котируются на фондовых биржах. Им нужен рост капитализации, который, не в последнюю очередь зависит от роста выручки и прибыли. Так под шумок о мировом продовольственном кризисе розничные сети завышают цены, которые затем ложатся на плечи покупателей.

— Потребитель капризен, требует новинок. Удается ли вам соответствовать его меняющимся запросам? Есть ли в ассортиментном портфеле компании инновационные продукты?

— Капризен ли потребитель? — спорный вопрос. На наш взгляд, большинство покупателей придерживается классических вкусов. Но Санта Бремор и новинки, и традиционные продукты делает так, чтобы потребитель не разочаровывался.

На нашем предприятии работает группа по разработке новых видов продукции. В качестве перспективного сырья рассматриваем лосось. Уже освоены технологии слабосоленого приготовления и холодного копчения. Начинаем производство лососевой ветчины и колбасок. В числе инновационных продуктов — снежный краб. Такого качества продукт (с 55% сурими*) популярен в Японии, где и закупались технологические линии для его производства.

Есть инновационные продукты и в линии мороженого. Учитывая тренд возврата традиционных вкусов, начали выпускать пломбир, как по традиционным, так и по новым технологиям.

Инновационную платформу замыкает линия морепродуктов, которую начали с поставок вареного кальмара и мяса креветки. На очереди — коктейли из морепродуктов. Я считаю, что морепродукты должны быть доступными для потребителя ежедневно.

— Вот как раз на отсутствие их и деликатесной рыбы жалуются наши рестораторы…

— Организация технологий их поставки — очередной этап развития рыбного рынка страны. Пока в Беларуси нет компаний, предлагающих карго (авиапоставки) охлажденной рыбы из мировых торговых центров (ТЦ). Ближайшим таким центром является московский. Но цены там на 50% выше мировых. Тому, кто начнет работать под потребности рестораторов, скорее всего, придется сотрудничать с ТЦ, дислоцирующимися в странах Европы. Компания Санта Бремор намерена внести свой вклад и в «деликатесную» тему. В Минске, на пересечении улиц К.Маркса и Комсомольской открываем магазин, где намерены реализовать концепцию классического фишмаркета. Проект не дешевый, но знаковый. Посмотрим, что из этого выйдет.

Беседовала Тамара МАРКИНА


Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы