Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Резонанс
21.02.2014 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ©

Банк развития намерен увеличить кредитный портфель до конца 2015 г. до 30 трлн. Br, что позволит ему оказывать поддержку экономике на уровне 3,5% ВВП, рассказал журналистам председатель правления Банка развития Сергей РУМАС на пресс-конференции, посвященной подведению итогов работы за 2013 г. и планам на будущее.

не зависит от ставки

Банк развития намерен увеличить кредитный портфель до конца 2015 г. до 30 трлн. Br, что позволит ему оказывать поддержку экономике на уровне 3,5% ВВП, рассказал журналистам председатель правления Банка развития Сергей РУМАС на пресс-конференции, посвященной подведению итогов работы за 2013 г. и планам на будущее.

За прошлый год кредитный портфель банка вырос в 1,9 раза и превысил 19 трлн. Br. Его ресурсы работали в 300 инвестпроектах, приоритетом являлись инфраструктура, строительство, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, модернизация лесозаготовительной и мелиоративной отраслей. Из 4,4 трлн. Br выданных кредитов порядка 3 трлн. направлено в АПК, в т.ч. в молочно-товарные комплексы, предприятия по производству свинины, птицефабрики. С.Румас не скрывал, что сельхозорганизации нередко допускают просрочку платежей. Но, по его словам, есть варианты удержания проблемной задолженности на допустимом уровне с помощью собственников и исполкомов.

В целом уровень проблемных активов в Банке развития составляет 7,7%, из них 7,6% приняты от госбанков. «Мы работаем с ними, они не безнадежны, надеюсь, все взыщем, но сегодня полностью создан резерв под эти кредиты в объеме 16% кредитного портфеля. Такого уровня резервов и столь консервативного подхода нет больше нигде. Это отметили и оба рейтинговых агентства при присвоении нам рейтингов», — пояснил С.Румас.

Он также рассказал, что кредитный портфель, принятый от коммерческих банков в размере 13 трлн. Br, сформирован по разным процентным ставкам в зависимости от базовой ставки по конкретной госпрограмме. Диапазон очень широк — от 0,01% до ставки рефинансирования. По новым проектам ставка, как правило, устанавливается в размере 7,5% — половина той ставки рефинансирования, которая должна была по прогнозу установиться к концу 2013 г. С одной стороны, 7,5% — кажется, льготная ставка, с другой — это выше, чем по кредитам в рамках госпрограмм, например, в сфере АПК. «Государство практически субсидирует ставку рефинансирования, — признал С.Румас. — Заемщики уплачивают от 2 до 3%. Поэтому в некоторой степени наши ставки льготные, а в некоторой — они выше того, по чему кредитуют в рамках госпрограмм другие госбанки». В прошлом году каждые 2 рубля из 5 на реализацию долгосрочных проектов из госпрограмм были выданы Банком развития.

Весь кредитный портфель генерирует процентный доход, и уровень собираемости здесь — около 94%, похвастал С.Румас. Но это не единственный источник доходов. Поскольку клиенты чаще всего не осваивают средства инвестпроектов по заданному графику, свободные деньги размещаются на межбанке по рыночным ставкам. «Зачастую наш банк является единственным поставщиком ликвидности на межбанковском рынке, — отметил председатель правления БР. — Учитывая, что ставки доходили до 70%, а размещаемые нами суммы практически никогда не опускались ниже 1,5 трлн. Br, то мы на этом неплохо заработали». Вместе с поступлениями от операций с облигациями сумма дохода составила примерно 300–400 млрд. Br, уточнил председатель правления.

Прибыль Банка развития за прошлый год достигла 1,6 трлн. Br и была направлена на кредитование и повышение капитализации. Кроме того, банк стал лидером по сумме перечисленных государству дивидендов — 500 млрд. Br. В тeкущем году кредитный портфель БР, как ожидается, увеличится не менее чем на 31%. Банк приступает к реализации проектов, общие инвестиционные затраты по которым превышают 1 млрд. USD. В их числе — строительство третьей линии метро в Минске (общая стоимость — около 2 млрд. USD), финансирование инфраструктуры Белорусско-Китайского индустриального парка (общий объем инвестиций в проект превышает 30 млрд. USD), строительство горно-обогатительного комбината на базе месторождения Ситницкое.

Как пояснил С.Румас, все кредитные обязательства обеспечены ресурсными источниками, которые либо есть, либо будут заимствованы на внешнем и внутреннем рынке. Учитывая консервативный подход к отбору инвестиционных проектов и портфель, который сформирован, можно говорить о том, что это не эмиссионные деньги и они не принесут элемент нестабильности в финансовую систему.

Следуя своей стратегии, Банк развития продолжит решать задачу прямого оздоровления банковской системы, приняв в I квартале от госбанков активов на сумму 1,15 трлн. Br. Таким образом, их общая сумма возрастет до 14,6 трлн. Br, т.е. почти 12% долгосрочных кредитных вложений трех госбанков.

Текущий год должен стать переходным для выполнения БР функции координатора при финансировании госпрограмм. По мнению его руководителя, полноценное и эффективное выполнение этой функции должно сопровождаться пересмотром подходов в этой сфере. В условиях ограниченности ресурсов нужно определять приоритетные отрасли, а в них — объекты, которые надо построить или модернизировать, чтобы обеспечить качественное развитие. Далее Банк развития будет проводить конкурс, отбирая лучшие бизнес-планы для финансирования, выступая как независимый эксперт. При этом основным критерием реализации проектов станет их эффективность.

Отвечая на вопросы журналистов, С.Румасу пришлось изложить свою точку зрения на ситуацию с процентными ставками, которые не снижаются так, как того ожидает и реальный сектор, и правительство. «На мой взгляд, факторов несколько: это и неблагоприятная внешняя конъюнктура, и вопросы конкурентоспособности отечественной продукции, и, конечно, возросшие с середины 2012 г. объемы финансирования госпрограмм. Учитывая, что процентная ставка по госпрограммам субсидируется государством, заемщику нет разницы, какой у нее уровень. Спрос на такие кредиты рождал предложение, и банки привлекали ресурсы, по сути, по любой цене, вкладывая в госпрограммы нагрузку, которую в конечном итоге нес госбюджет. Надо ли снижать сегодня процентные ставки? Надо. Но, во-первых, Нацбанк как регулятор не может сделать это административно, и вы видите, что ставка рефинансирования как ориентир процентных ставок не работает. Во-вторых, эффект от снижения будет только в том случае, если оно подкреплено другими мерами экономической политики. Сама по себе доступность кредитов повысит инфляционные ожидания и будет способствовать росту импорта. Первые данные за январь говорят о том, что наша экономика еще не начала выздоравливать».

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by