$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

ОРГАНЫ КОНКУРЕНЦИИ:©

06.12.2013

 

от центра к краю

Будет ли эффективно работать закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», проект которого принят недавно Национальным собранием? Во многом это зависит от статуса антимонопольного органа.

Принятие новой редакции закона вызвано рядом обстоятельств, но прежде всего — необходимостью унификации законодательства Беларуси в рамках Таможенного союза и ЕЭП. В Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции от 9.12.2010 г., вступившем в силу с 1.01.2012 г., Беларусь, Казахстан и Россия согласились, в частности, с установлением единых принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории Сторон и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон. При этом в Соглашении был определен ряд терминов, ранее не использовавшихся в отечественном законодательстве, которые теперь должны в нем появиться. Кроме того, предусмотрено наличие модельного закона о конкуренции, утверждаемого Межгосударственным советом ЕврАзЭС (высшим органом ТС), носящего рекомендательный характер и направленного на сближение правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики «тройки». Этот закон был утвержден на прошедшем в октябре т.г. в Минске саммите глав государств трех стран.

В целом законопроект можно считать вполне прогрессивным, учитывающим новые веяния, международный опыт, а также практику применения действующего одноименного Закона от 10.12.1992 № 2034-XII. Однако всего одна статья может поставить под вопрос весь ожидаемый эффект от введения закона в действие.

НЕДАВНО в СМИ и в Интернете активно обсуждалась информация о том, что по настоянию антимонопольного органа — Департамента ценовой политики Минэкономики — Могилевский облисполком отменил одно из своих решений, ограничивающих конкуренцию на территории области путем введения запрета на реализацию «чужих» товаров (см. «ЭГ» № 82 от 5.11.2013). Такие эффективные действия нашего антимонопольного органа можно только приветствовать, особенно учитывая, что происходит это не часто. Однако в этой истории есть «ложка дегтя». Дело в том, что согласно Указу от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» антимонопольным органом в республике на товарных рынках страны является Минэкономики, а функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей (г. Минска) возлагаются на структурные подразделения областных (Минского городского) исполкомов. Таким образом, произошла своеобразная «децентрализация», благодаря которой в облисполкомах действуют «свои» антимонопольные структуры. Как представляется, это весьма странное решение: во-первых, для унитарного государства, а во-вторых — в смысле предмета регулирования и контроля.

Территория Беларуси — это единое экономическое пространство и по существу говорить о товарных рынках областей можно лишь условно. Так, в проекте закона дано определение «товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых (аналогичных) товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемая исходя из экономической, технической или иной возможности потребителя либо целесообразности приобретения товара на соответствующей территории и отсутствия этой возможности или целесообразности за ее пределами».

Как показывает мировая практика, для того чтобы антимонопольные органы могли успешно работать, такая их «децентрализация» с подчинением местным властям не допускается. В свое время мне довелось вести семинар по линии Германского фонда международного правового сотрудничества, посвященного проблемам конкуренции. Выступавшие эксперты из Германии, Венгрии, Италии, рассказывая о своем опыте, особо подчеркивали статус антимонопольных органов, которые должны быть независимы не только от местных властей, но даже и от центрального правительства. В некоторых странах антимонопольные органы подотчетны непосредственно парламенту. Это показательно в том числе и для таких федеративных государств, как Германия и Россия. Например, в РФ территориальные управления Федеральной антимонопольной службы органам местной власти не подчинены.

Если бы антимонопольная структура на территории Могилевской области не подчинялась облисполкому, вероятно, она вряд ли пропустила бы подобное решение исполкома. Так что в этом случае проблема централизации и подчиненности структур органа приобретает особое значение.

НАШЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО вроде бы понимает это. Так, в Плане совместных действий Совета Министров и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, утв. постановлением этих органов от 10.10.2013 № 895/15, предусмотрено создание единой антимонопольной системы, состоящей из центрального аппарата и его территориальных подразделений, не подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам. Однако в то же время согласно ст. 7 законопроекта выполнение функций по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции осуществляется уполномоченными в соответствии с законодательными актами республиканским органом госуправления через соответствующее структурное подразделение — на товарных рынках республики и структурными подразделениями областных (Минского городского) исполкомов — на товарных рынках областей и г. Минска. Невольно возникает вопрос: то ли эти документы готовили разные люди в правительстве (которое, кстати, внесло законопроект в парламент), то ли у авторов просто нет единой позиции.

Нельзя также не обратить внимание на то, что «не прошли» предложения бизнес-сообщества и специалистов о создании самостоятельного антимонопольного органа — это будет по-прежнему структурное подразделение «республиканского органа госуправления», т.е. структурное подразделение Минэкономики, каковым является Департамент ценовой политики. Таким образом, статус и структура антимонопольных органов останутся прежними, а эффект от действия нового закона будет явно далек от ожидаемого.

Валерий ФАДЕЕВ,

заслуженный юрист Республики Беларусь