Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Оптовая торговая надбавка: всегда ли правомерно ее ограничение?

Оптовые торговые организации нередко подвергаются "репрессиям" со стороны контролирующих органов в связи с превышением ими предельного размера надбавки оптового звена к отпускным ценам предприятий-изготовителей...
Оптовые торговые организации нередко подвергаются "репрессиям" со стороны контролирующих органов в связи с превышением ими предельного размера надбавки оптового звена к отпускным ценам предприятий-изготовителей.

Как известно, подп.2.11 Положения о порядке формирования применения цен и тарифов (утв. постановлением Минэкономики от 22.04.99г. N 43, далее -- Положение) установлено, что при перепродажах товаров внутри республики предельный размер оптовой надбавки в общем случае не должен превышать 20% к ценам, сформированным товаропроизводителями, собственниками "давальческого" сырья или импортерами товаров иностранного производства (эти "первичные" поставщики товаров на внутренний рынок обобщенно именуются в подп.2.5 Положения "предприятия-изготовители"). Но если импортеры приобретают для внутриреспубликанских поставок товар за рубежом в порядке товарообмена, то вышеуказанный их статус фактически "совмещается" со статусом обычного перепродавца, ибо такие импортеры покрывают свои затраты на реализацию и получают прибыль из устанавливаемой ими оптовой торговой надбавки, предельный размер которой не может быть более 20% от цены приобретения товара (см. подп.2.14 Положения). И поскольку этот предельный размер не может быть превышен на всем пути товара до розничной торговли, то указанным импортерам приходится поступиться частью максимально возможного 20-процентного "навара" в пользу последующих оптовиков-посредников, доводящих товар до розницы.

Но давайте разберемся, всегда ли правомерны ограничения по подп.2.11 и 2.14 Положения?

Принципы ценообразования в Беларуси установлены Законом "О ценообразовании" от 10.05.99г. N 255-З, который вступил в силу с 13.05.99г. (далее -- Закон). Статьей 6 Закона установлено, что на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных данным Законом, применяются свободные цены (тарифы). Статьей 7 все эти "исключительные случаи" определены, а именно регулируемые цены (тарифы) применяются лишь на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ (эти субъекты включены в соответствующий государственный реестр) и на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Совмином.

В соответствии со ст.3 Закона регулируемые цены (тарифы) на вышеуказанную продукцию либо устанавливаются государственными органами ценообразования, либо определяются самими ее производителями, обязанными учитывать при самостоятельном ценообразовании те или иные введенные государственными органами ограничения.

Судя по указанию ст.4 Закона (что регулируемая цена или тариф должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечить субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки), понятие "регулируемая цена" относится исключительно к сфере производства товаров (работ, услуг) монопольного или социального характера. Можно утверждать, что речь здесь идет о такой продукции именно белорусских производителей, ибо отпускные цены иностранных никак нельзя сделать "регулируемыми по-белорусски" (вспомните еще про вышеупомянутые государственные дотации -- уж их-то иностранным производителям белорусское государство ни за что не даст).

Сказанное о "регулируемой цене" (что это понятие связано только с белорусскими производителями и относится только к этапу формирования ими цен или тарифов с целью первичной реализации своей продукции, причем только определенного рода) прямо подтверждает и то, что в ст.3 Закона понятие "предельная торговая надбавка" (об упоминаемых там же скидках мы далее говорить не будем) определяется как ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами в сфере обращения. Таким образом, если оптовые торговые организации перепродают в Беларуси товары белорусских производителей-монополистов или социально значимые товары белорусского происхождения, то отпускные цены таких торговцев не являются в понимании Закона "регулируемыми ценами" -- таковыми в составе их цен являются только цены производителей указанных товаров.

Но не надо смешивать понятия "регулируемая цена" и "регулирование ценообразования". Регулирование ценообразования (сокращенно именуемое "регулирование цен" -- см. ст. 7 Закона) при вышеуказанных перепродажах как раз и происходит, но не только посредством регулирования первичных цен белорусских монополистов и производителей социально значимых товаров, но и путем ограничения торговых надбавок, далее дополнительно взимаемых торговцами к указанным регулируемым ценам. Регулирование цен посредством установления предельных торговых надбавок или скидок к ценам (регулируемым) предусмотрено ст.8 Закона.

Такое регулирование цен торговцев справедливо и понятно: ведь если некий белорусский производитель товара монопольного или социального характера всячески старался удержать фиксированную цену или не выйти за уровень предельной цены, то следует ограничить и аппетиты торговцев-оптовиков, чтобы они не свели на нет все усилия товаропроизводителей, а точнее не пожинали плоды чужого труда за счет установления своих неограниченных надбавок к сдержанной цене товаропроизводителей.

Но из понимания вышеизложенного следует и другое: если оптовые торговцы (в т.ч. импортеры) перепродают в Беларуси товары иностранного производства (а равно перепродают товары белорусских производителей, цены на которые последние устанавливают свободно), то исходя из определения понятия "торговая надбавка" ее ограничивать нельзя, это противозаконно, что справедливо и понятно: ведь если обычные белорусские производители обычных товаров или импортеры используют свободные рыночные цены, ориентируясь только на спрос, то почему последующие оптовые перепродавцы должны быть ограничены в надбавках? Рынок сам их ограничит.

Однако практически сразу вслед за Законом был принят Указ "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" от 19.05.99г. N 285 (далее -- Указ), смыслом которого было введение конкретного способа регулирования цен белорусских производителей посредством установления предельных индексов изменения отпускных цен и тарифов. По сути, вся белорусская продукция враз стала "социально значимой" (за исключением продукции предприятий-монополистов, а также продукции социального характера по отдельным перечням, которую следовало тогда считать "особо социально значимой"). Но такое регулирование, как показала практика, оказалось нежизнеспособным, и с IV квартала 2001г. предельные индексы устанавливаться перестали.

Но одновременно Указ предписывал (см. подп.1.3) республиканским органам государственного управления, областным и Минскому городскому исполкомам регулировать надбавки (скидки) на товары, работы, услуги "в соответствии с перечнем, утверждаемым настоящим Указом". Из перечня, в частности, следует, что Минэкономики вменялось в обязанность регулировать надбавки (скидки) в сфере обращения. И поскольку о регулировании надбавок (скидок) в сфере обращения в Указе говорилось как о деле известном, оно должно пониматься не как нововведение, а как "привлечение к делу" упомянутой в Законе формы регулирования цен посредством установления предельных торговых надбавок (скидок). Ведь и в Законе, и в Указе предметом регулирования являются именно надбавки и скидки (употребленное в Законе прилагательное "торговые" -- синоним фигурирующего в Указе словосочетания "в сфере обращения", а упомянутое в Законе дополнительное прилагательное "предельные" просто указывает на "регулируемость" этих надбавок или скидок, о чем и говорится в Указе). Такое понимание подтверждают и нормы ст.32 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" от 2000-01-10г. N 361-З. Здесь указано, что одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении. При необходимости уточнения терминов и их определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение. Поскольку после вступления в силу названного Закона никаких разъясняющих дополнений в Указ N 285 не вносилось, то упоминаемые в нем "надбавки (скидки)" следует понимать в расшифровке Закона. А в нем, как уже говорилось, торговые надбавки (составной частью которых являются надбавки оптового звена) и скидки определены как ограничение к регулируемой цене.

Но если регулируемые цены сохранились ныне только на немногие товары белорусского производства монопольного и социального характера, то почему при перепродажах всех остальных белорусских товаров не отменены торговые надбавки, в т.ч. оптовые? Почему в нарушение Закона применялись и применяются торговые (и в их составе -- оптовые) надбавки на товары иностранного производства?

Да, защищать конечного потребителя от роста цен надо. Но обеспечивающие это подзаконные акты не должны противоречить Закону.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений