$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ОПТИМУМ ИЛИ НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР:

11.04.2014

варианты нефтяного будущего

Ухудшения в экономике РФ могут вынудить российское правительство поменять систему экспорта нефти, что может негативно отразиться на белорусской нефтепереработке. Такое мнение высказал директор по исследовательским проектам компании «Петромаркет» Иван Хомутов, выступая на конференции «Нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов Республики Беларусь», прошедшей 7—8 апреля в Минске.

По оценке И.Хомутова, сегодня белорусские НПЗ по марже переработки значительно опережают европейские и азиатские, хотя технологический уровень их производств ниже. Основная причина этого феномена в особенностях регулирования экспорта. Поскольку нефть в Беларусь поставляется беспошлинно, это дает значительную дополнительную прибыль нашим предприятиям, выпускающим из относительно дешевого сырья довольно дорогие нефтепродукты. По сути это позволяет изымать часть природной нефтяной ренты из российской экономики в белорусскую. По подсчетам И.Хомутова, в 2011 г. наша страна получила таким путем около 7,7 млрд. USD (разница между ценой на нефть для европейских и белорусских заводов), из которых 3,1 млрд. были возвращены в бюджет РФ, в 2012-м — 8,6 млрд. (возвращено 3,8 млрд.), в 2013-м — 8,3 млрд. (возврат — 3,3 млрд.). Таким образом, за 3 года республика получила 14,4 млрд. USD, или около 8% своего ВВП в виде доли российской природной ренты. С одной стороны, это существенное подспорье, а с другой — несет значительные риски, связанные с зависимостью от цен на нефть и от ситуации в экономике РФ. При этом И.Хомутов предложил несколько сценариев развития на ближайшие годы.

ИНЕРЦИОННЫЙ сценарий означает, что все останется как есть: стороны продлят действие соглашения об уплате экспортных пошлин с нефтепродуктов, нефть продолжит поставляться беспошлинно. В этом случае в 2016 г. Россия введет 100-процентную пошлину на темные нефтепродукты, выровняет пошлину на все светлые нефтепродукты и тогда, «при разумных ценах на нефть», белорусская переработка продолжит нормально существовать, сохранив ренту на нынешнем уровне.

Еще более оптимистичен сценарий «Белорусский оптимум»: Минск договорится об отмене изъятия экспортных пошлин в бюджет РФ. Это сулит максимум выгод: объем ренты вырастает до 14–15% белорусского ВВП. Правда, казна России потеряет до 40 млрд. USD — как от недополучения пошлин, так и из-за возможного риска реэкспорта нефти российскими компаниями. Впрочем, такой вариант маловероятен — слишком много бюджетных проблем сегодня у наших соседей.

Гораздо больше шансов на реализацию третьего сценария, получившего условное название «Большой налоговый маневр». Он возможен, если Россия и Беларусь договорятся об отмене всех экспортных пошлин. К этому толкает логика создания Евразийского экономического союза, в котором не должно быть никаких изъятий в декларируемом свободном перемещении товаров, капиталов и рабочей силы. Но вопреки чаяниям наших властей такой вариант не столь уж привлекателен. По мнению И.Хомутова, он повлечет поставки нефти по мировым ценам и полную утрату природной ренты, которую удается перекачивать до сих пор. Не поздоровится и России, где почти половину НПЗ придется закрыть, причем их не спасет даже отмена акцизов. Цены на топливо на внутреннем рынке РФ увеличатся до импортного паритета, но у нас они вряд ли вырастут сильно, т.к. регулируются государством. Однако при этом наша страна получит спад ВВП на 8% в год, а к 2020 г. маржа переработки на белорусских заводах может упасть до очень низкого уровня, а то и стать отрицательной. Вероятно, ухудшатся возможности экспорта в Европу. При этом проблемы у «Нафтана» будут чуть более существенными, чем у МНПЗ.

Поскольку «большой налоговый маневр» несет существенные риски для самой России, где нефтегазовые доходы составляют 51% всех доходов госбюджета, то реализация этого сценария будет поэтапной и растянется на несколько лет, считает руководитель сектора экономического департамента Института энергетики и финансов РФ Сергей Агибалов. «Налоговый маневр» видится ответной мерой России, если ей не удастся договориться с партнерами по Таможенному союзу о продлении тарифных и нетарифных ограничений, те не захотят гармонизировать пошлины с российскими и установят их предельно низкими, что может повлечь реэкспорт нефти. Чтобы избежать этого, Минфин РФ просчитывает возможность 3-кратного повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Тогда цены на внутреннем рынке на бензин вырастут до мирового уровня, и реэкспорт утратит смысл.

ДРУГИМ способом получения Россией компенсации за дотирование нашей экономики является расширение участия российских компаний в белорусских НПЗ, считает С.Агибалов. Но тут стратегических инвесторов ждут со встречным предложением. Отечественные чиновники оценили МНПЗ в 4 млрд. USD, добавив к этому требования о дополнительных вложениях в создание перерабатывающих мощностей на 10 млн. т и ряд других обязательств. По мнению россиян, такая оценка несколько завышена. Например, анализ аналогичных сделок в Европе показывает, что цены там ниже, если исходить из принятого в этом сегменте параметра оценки стоимости актива в расчете на 1 млн. т переработки. Так, «Роснефть» в Германии, а «Лукойл» в Италии покупали нефтеперерабатывающие заводы исходя из оценки 150 млн. USD за 1 млн. т переработки. При этом С.Агибалов утверждает, что сегодня менее эффективные НПЗ приобретаются еще дешевле. Более высокую цену можно получить, если продается предприятие с увеличенной глубиной переработки, с высоким индексом Нельсона (отражающим сложность завода), позволяющее производить широкую номенклатуру продуктов (не только базовые топлива, но и масла). В этом случае могут быть ожидания увеличения цены.

С этой точки зрения у МНПЗ есть определенные преимущества. Но сейчас активно реконструируются и модернизируются заводы в РФ, строятся крупные НПЗ на Ближнем Востоке. Все это ведет к росту конкуренции, особенно на европейском рынке, где наблюдается сокращение потребления, но появляется все больше поставщиков. Поэтому строительство новых мощностей в Беларуси возможно, но конкурировать им будет непросто. А с учетом ситуации в России уже в ближайшие несколько лет можно ожидать избытка производства светлых нефтепродуктов. Тогда новые мощности могут вообще оказаться невостребованными. «Поэтому инвестиционное обязательство, предлагаемое правительством Беларуси, охладит интерес крупных игроков к этим активам», — предположил С.Агибалов.

ДИСКУССИЯ на конференции показала, что пока Беларусь готова только к инерционному сценарию, предполагающему введение  пошлины на темные нефтепродукты в размере 100% от нефтяной. По словам и.о. заместителя председателя правления концерна «Белнефтехим» Владимира Сизова, это одно из событий, которое пока не позволяет четко прогнозировать развитие отрасли. «Есть постановление правительства РФ, которое анонсирует такое решение, идет подготовка российских перерабатывающих заводов к тому, чтобы обеспечить соответствующее переключение товарных потоков для избежания убыточности, но пока окончательное решение не принято. Если оно будет принято, то мы прорабатываем возможность размещения темных продуктов на внутреннем рынке, совместная работа по этому вопросу ведется с Минэнерго, — рассказал представитель концерна. — Кроме того, начата работа, направленная на уход от производства мазута в тех проектах, которые предполагается реализовать в ближайшее время». Например, строительство установки замедленного коксования на «Нафтане» даст возможность перейти на более глубокий уровень переработки нефти. Это позволит дополнительно получать до 900 тыс. т дизельного топлива, до 200 тыс. т автомобильных бензинов, сжиженных газов — 50 тыс. т, вакуумного газойля — 600 тыс. т, нефтяного кокса — 460 тыс. т, серы технической — 50 тыс. т. Реализация данного проекта позволит отказаться от выпуска мазута. Стоимость программы технического развития МНПЗ на ближайшие годы — 11,7 млрд. USD. Предполагается, что она будет профинансирована на паритетных началах государством и российскими акционерами, которые направят в развитие все начисляемые дивиденды. При этом В.Сизов уверяет, что «есть обращения российских компаний о приобретении акций белорусских НПЗ, но решение по ним еще не принято».

Пока же остается разобраться с перспективами регулирования ставок и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин. Для белорусской экономики это самый актуальный вопрос, от которого зависит не только судьба нефтепереработки, но и управления государственной собственностью. Продажа отечественных НПЗ давно считается сигналом, который будет свидетельствовать о переломе в приватизационной политике Минска. Возможно, о том, какой из сценариев станет «белорусским оптимумом», мы узнаем к 1 мая, когда будут представлены позиции сторон по договору о Евразийском экономическом союзе.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях