$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ОПТИМИЗМ ОТ ПРАКТИКИ

11.01.2011
Председатель Белорусского
союза предпринимателей Александр КАЛИНИН

Ранее объявленный в стране курс на либерализацию правительством С.Сидорского выполнялся непоследовательно. Достаточно напомнить о ряде непопулярных решений по борьбе с посредничеством. Созданная в стране система госуправления с огромным количеством чиновников, обладающих большими контрольными и разрешительными функциями, сопротивлялась реальной либерализации. В результате на фоне объявленной цели войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса мы лишь потеряли часть завоеванных ранее позиций. Другие государства опередили нас, поскольку вели аналогичную политику более энергично и последовательно. По этой причине бизнес-сообщество инициировало разработку стратегического документа, направленного на развитие безбарьерной деловой среды в Беларуси. Директива № 4 долго готовилась и наконец была принята.

И хотя есть среди нас недовольные тем, что многие предложения не вошли в итоговый вариант Директивы, на мой взгляд, она и не должна включать в себя абсолютно все. Ее задача — обозначить направление для дальнейшего движения. Здесь мы в основном получили то, что хотели. Директива декларирует свободное ценообразование, предполагает переход на заявительный принцип регистрации бизнеса в электронной форме, что, как мне кажется, позволит стране переместиться в пятерку мировых лидеров с наиболее благоприятным режимом по созданию нового бизнеса.

Введен, наконец, прямой мораторий на применение ст. 23.17 КоАП, согласно которой за неточности в оформлении первичных учетных документов на субъектов хозяйствования могли наложить штраф в размере до 5% стоимости хозяйственной операции. Директива также содержит требование к контролирующим органам и судам все неясности законодательства трактовать в пользу предпринимателей. Задекларирован принцип гласности подготовки проектов законодательных актов в сфере экономики, а также обязательное их обсуждение с представителями делового сообщества. Мы очень рады тому, что на финальном этапе в Директиву вошла установка на расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения в части предельного годового объема выручки до 12 млрд. Br. Принципиальной также стала отмена требования об обязательной сдаче наличной выручки в банк, а для малого бизнеса — еще и по целевому использованию этих средств.

Конечно, реальное воплощение Директивы в жизнь потребует серьезной доработки национального законодательства, которое пока, к сожалению, в значительной мере носит репрессивный характер. При этом у меня есть уверенность, что все получится, и не только потому, что я по жизни оптимист. События последнего времени свидетельствуют о том, что при грамотной аргументации своих требований мы в состоянии доказать чиновникам необходимость внедрения той или иной нормы. К примеру, 8% ставки налога по УСН появились не с потолка, как и сама «упрощенка». Мы провели серьезные исследования, доказав правительству, что такая система выгодна и государству, и бизнесу. К примеру, на предприятиях Минпрома, применяющих общую систему налогообложения, налоговая нагрузка лишь немногим более 3% к выручке. Понятно, что ставка 8% по УСН способна эффективно наполнять бюджет. Аналогичным образом мы доказали необходимость освободить наличный оборот предпринимателей, поскольку тарифы на банковское обслуживание операций по зачислению наличной выручки на счет и последующему ее движению съедали до 5% выручки субъектов хозяйствования.

Полагаю, что при настроенности министра экономики Н. Снопкова на широкий диалог с деловыми кругами мы по крайней мере развернем серьезную дискуссию по поводу мероприятий, необходимых для реализации Директивы.
 
Председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей
им. М. Кунявского Георгий БАДЕЙ

Поскольку Директива № 4, за исключением отдельных пунктов, является документом непрямого действия, то я назвал бы ее скорее декларацией о намерениях, для реализации которых, видимо, еще потребуется приложить немало усилий. Чего стоит одно лишь появление Указа от 3.01.2011 № 2 «О некоторых вопросах холдинга «Холдинговая компания «Пинскдрев» и особенно принятый в его развитие приказ председателя концерна «Беллесбумпром» от 5.01.2011 № 2. Как после этого понимать декларируемые Директивой защиту и развитие частной собственности? В этом-то и заключается проблема, что мы без конца принимаем меры по защите, а не обеспечиваем защиту частной собственности, как того требует Конституция Беларуси.

С одной стороны, Директива — это достаточно объемный документ, затронувший важные аспекты развития бизнеса, а с другой — не покидает ощущение половинчатости заложенных в нее норм. Так, безусловно, следует приветствовать посыл о развитии добросовестной конкуренции, проведении открытой антимонопольной политики, запрет на межобластные ограничения на товарных рынках. Но не упоминается острейшая проблема бизнеса — неравные условия доступа к ресурсам для предприятий различной формы собственности. Мы уже неоднократно обращали внимание на тот факт, что чиновники всех уровней в приоритетном порядке предоставляют сырье и материалы госкомпаниям, а частники получают их по остаточному принципу.

Да, радует стремление сокращать налоговую нагрузку, революционным представляется намерение перераспределить обязанности по пенсионным отчислениям между предприятием и работником, сократив долю нанимателя. Можно только приветствовать требование обеспечить право руководителей на деловой риск, сокращение количества проверок и уменьшение административной ответственности бизнесменов. Но как быть с непрекращающимся вмешательством в хоздеятельность предприятий со стороны местных властей? На днях (уже в этом году) директор одного из столичных предприятий показал мне письмо райисполкома. Чиновники «в целях обеспечения дифференцированного подхода к доведению прогнозных показателей организациям района» потребовали от него в течение 3 дней представить развернутые данные работы предприятия за 2009–2010 годы, а также прогноз по 19 показателям на 2011 г., в т.ч. по объемам производства продукции, оказания услуг, материалоемкости, энергосбережению, инвестициям, включая ПИИ, экспорту, импорту, заработной плате и т.д. Так что пока очередной этап либерализации хоздеятельности в стране начался как-то не совсем либерально.