Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
26.06.2013 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОПТИМИЗИРУЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ©

Часть вопросов, поступивших в ходе on-line конференции «Гарантии, предоставляемые работникам в сфере трудовых отношений», состоявшейся в Минтруда и соцзащиты 18 июня 2013 г., касались сокращения госслужащих согласно Указу Президента от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» (далее — Указ № 168). Публикуем некоторые вопросы и ответы на них.

Часть вопросов, поступивших в ходе on-line конференции «Гарантии, предоставляемые работникам в сфере трудовых отношений», состоявшейся в Минтруда и соцзащиты 18 июня 2013 г., касались сокращения госслужащих согласно Указу Президента от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» (далее — Указ № 168). Публикуем некоторые вопросы и ответы на них.

Гарантии никто не отменял

Во исполнение Указа № 168 упраздняется отдел идеологической работы райисполкома. Работодатель предлагает мне уволиться в порядке перевода. Я беременна, с переводом не согласна. Все предложенные должности ухудшают существенные условия труда, предусмотренные действующим контрактом. Рабочие места, на которые меня можно переместить, заняты пенсионерами.
Есть ли гарантии для беременных женщин в случае сокращения численности или штата работников? Есть ли у меня право на преимущественное оставление на работе? В случае моего отказа от перевода, какими будут действия работодателя?

Все гарантии, предусмотренные для беременных женщин Трудовым кодексом (далее — ТК), действуют.

В соответствии со ст. 268 ТК расторжение трудового договора с беременными женщинами в связи с сокращением численности или штата работников не допускается. Таким образом, уволить сотрудницу по данному основанию нельзя. Перевод на другую должность производится только с согласия работника. Без согласия сотрудника наниматель может произвести перемещение, т.е. поручить прежнюю работу на новом рабочем месте, в т.ч. в другом структурном подразделении, но в пределах специальности, квалификации или должности с сохранением условий труда, обусловленных трудовым договором.

При решении вопроса о том, кого уволить в связи с сокращением, нанимателю необходимо учитывать предоставленные законодательством о труде гарантии отдельным категориям работников.

Отпуск до увольнения

Попала под сокращение согласно Указу № 168. По утвержденному графику отпусков мой отдых приходится на июнь 2013 г.
Могу ли я воспользоваться правом на получение основного и дополнительных отпусков с последующим увольнением?

Права работников на получение основного и дополнительных отпусков с последующим увольнением регулирует ст. 178 ТК. По письменному заявлению работника неиспользованные основной и дополнительные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (кроме случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением предоставляется в пределах срока трудового договора.

Согласно ч. 2 ст. 43 ТК не допускается увольнение работника по инициативе нанимателя в период пребывания работника в отпуске, за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

Поскольку увольнение в связи с сокращением штата работников на основании п. 1 ст. 42 ТК является основанием увольнения по инициативе нанимателя, то применение ст. 178 ТК в данной ситуации не представляется возможным.

Таким образом, вопрос о предоставлении трудового отпуска (его части) на основании графика отпусков следует решать и рассматривать отдельно от факта предстоящего увольнения.

Без пособия на оздоровление

Положением о премировании работников центрального аппарата министерства, в котором я работаю, предусмотрено, что работникам раз в календарном году при уходе в трудовой отпуск выплачивается единовременное пособие на оздоровление в размере двух должностных окладов. При неиспользовании работником в течение календарного года права на трудовой отпуск единовременное пособие на оздоровление выплачивается работнику по его заявлению до окончания календарного года. Мой отпуск запланирован на июль 2013 г. Но право на трудовой отпуск невозможно использовать в связи с сокращением.
Вправе ли наниматель выплатить мне единовременное пособие на оздоровление по моему заявлению за фактически отработанные полные месяцы в 2013 г.?

Нет, не вправе, если иное не установлено в локальных нормативных правовых актах организации (ЛНПА).

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон № 204-З) госслужащему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством. Закон № 204-З не устанавливает особого порядка выплаты единовременного пособия на оздоровление.

Следовательно, для решения конкретных вопросов, связанных с выплатой единовременного пособия на оздоровление, нанимателям следует руководствоваться ЛНПА (коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя).

Исходя из норм указанного Положения о премировании следует, что при неиспользовании работником в течение календарного года права на трудовой отпуск, единовременное пособие на оздоровление выплачивается работнику по его заявлению до окончания календарного года. Подразумевается, что при этом сотрудник продолжает работать в организации.

Вместе с тем разъясняем, что в ЛНПА может предусматриваться кроме этого также порядок выплаты единовременного пособия на оздоровление в случае увольнения госслужащего.

Таким образом, в случае отсутствия в ЛНПА организации установленного порядка выплаты единовременного пособия на оздоровление в связи увольнением госслужащего выплата единовременного пособия на оздоровление в случае увольнения работника за фактически отработанные полные месяцы в календарном 2013 г. не производится.

Без компенсации за предупреждение

Госслужащий, предупрежденный об увольнении в связи с сокращением штата работников, в период срока предупреждения обратился к нанимателю с заявлением об увольнении по п. 1 ст. 42 ТК, т.е. инициатива о досрочном увольнении исходит от госслужащего.
Вправе ли наниматель уволить госслужащего до истечения срока уведомления о предстоящем сокращении и выплатить компенсацию пропорционально времени, оставшемуся до окончания 2-месячного срока предупреждения?

Нет, не вправе.

Сокращение численности или штата работников как основание расторжения трудового договора предусмотрено п. 1 ст. 42 ТК. Увольнение работников по этому основанию является прекращением трудового договора по инициативе нанимателя, поэтому ТК установлены специальные правила, которые наниматель обязан соблюдать.

Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе нанимателя регулирует ст. 43 ТК. При расторжении трудового договора в соответствии с п. 1 ст. 42 ТК наниматель обязан не менее чем за 2 месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении. Указанная норма является императивной.

Законодательство о труде также не исключает возможности увольнения работника в связи с сокращением численности или штата работников до истечения срока предупреждения.

В соответствии с ч. 4 ст. 43 ТК наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере 2-месячного среднего заработка. При этом если инициатива в достижении такого соглашения исходит от нанимателя после предупреждения работника о предстоящем высвобождении, компенсация выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания 2-месячного срока предупреждения.

Отметим, что увольнение работников до истечения срока предупреждения является правом, а не обязанностью нанимателя.

С учетом приведенных норм законодательства у нанимателя есть право уволить госслужащего до истечения срока предупреждения по заявлению работника на основании п. 1 ст. 42 ТК с выплатой выходного пособия. При этом замена предупреждения о предстоящем высвобождении выплатой компенсации пропорционально времени, оставшемуся до окончания 2-месячного срока предупреждения, не производится.

Валентина МАСЛОВСКАЯ,
начальник юридического управления Минтруда и соцзащиты

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by