$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Оптимизация:

09.11.2007

Для анализа и синтеза экономической деятельности предприятиям всегда необходимо «держать в уме» причинно-следственную цепочку: рынок — результаты деятельности — система управления. Другими словами, если предприятие не добивается больших успехов, то это свидетельствует о неадекватности его управленческой политики требованиям рынка.

Принципом оптимизации можно и нужно руководствоваться и при разработке систем управления качеством, принятии соответствующих технологических решений. Сегодня многие производители предлагают товар примерно одинаковой надежности и эксплуатационных характеристик, и стать лидером здесь непросто. Преимущество получит тот, кто предложит приемлемое качество по более низкой цене. Поэтому уменьшение энерго- и особенно материалоемкости всегда равнозначно снижению цены. Ведь если какой-то параметр отклоняется от номинала (пусть даже находится в рамках допуска), то производитель несет потери в сырье, электроэнергии, трудозатратах. К сожалению, многие руководители игнорируют этот простейший постулат, считая, что если установленные параметры не выходят за рамки дозволенного, то все в порядке.

Возьмем простейший пример: предприятие выпускает трубы толщиной 14 мм. Допустимое отклонение ±1,5 мм, что соответствует техническим условиям и параметрам, которые удовлетворяют потребителя. Анализируя результаты приема продукции отделом технического контроля, можно сделать вывод, что для технологического процесса характерен сдвиг к верхней границе допуска. Поскольку этот процесс устойчивый, то воздействуя на какой-либо фактор, отклонение можно сдвинуть к его нижней границе. При этом предприятие будет работать все так же устойчиво, но коррекция величин допуска в сторону уменьшения будет способствовать экономии материала, энергии, что в конечном итоге скажется на себестоимости продукции. А ведь преимущество при продаже всегда получает тот, кто «предлагает» приемлемое качество по более низкой цене.

Николай ВАСИЛЕВСКИЙ,
директор РУП «Лидский центр стандартизации, метрологии и сертификации»