$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Определена стратегия банковской системы

13.02.2007
Указом Президента от 15.01.2007 № 27 утверждена Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 гг. У банковской системы появился новый документ, определяющий долгосрочную стратегию ее развития.

Чем было обусловлено принятие этой Программы, пришедшей на смену Концепции развития банковской системы на 2001-2010 гг.?
На этот и другие вопросы «Экономической газеты» отвечает первый заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Юрий Михайлович АЛЫМОВ
 

— Должен отметить, что Программа продолжает практику долгосрочного прогнозирования развития банковского сектора нашей страны и в своих важнейших положениях сохраняет преемственность по отношению к Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг., утратившей силу с принятием нового документа. Вместе с тем принятие новой Программы на очередной пятилетний период взамен ранее действовавшей Концепции обусловлено рядом факторов. В первую очередь уточнение параметров развития банковского сектора обусловлено новыми задачами и параметрами развития страны, поставленными Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Чтобы обеспечить максимально эффективное участие банковской системы в решении этих задач, потребовалось соответствующим образом уточнить прогнозы развития банковского сектора на пятилетний период.

Принятие нового программного документа стало необходимым еще и потому, что с момента принятия Концепции развития банковской системы на 2001-2010 гг. существенно изменились как макроэкономическая ситуация в стране, так и характеристики банковской системы. Успешная реализация задач первого этапа Концепции, рассчитанного на 2001-2005 гг., внесла весомый вклад в достижение прогнозных параметров социально-экономического развития, позволила укрепить банковскую систему. Ресурсная база банков увеличилась в 8,1 раза, депозиты населения — в 13,1 раза, а субъектов хозяйствования — в 5,5 раза. В 8,8 раза выросли кредиты банков экономике. Доля проблемных активов, подверженных кредитному риску, с максимального уровня в мае 2002 г. (13,4%) сократилась до 3,1%, что полностью соответствует международным критериям. Рост капитала банковского сектора обеспечил к началу 2006 г. превышение более чем в 3 раза нормативного значения достаточности капитала.

Интенсивное развитие банковской системы создало предпосылки для существенного повышения качества роста. Кроме того, за пять лет, прошедших с момента принятия ранее действовавшей Концепции, значительно обогатился теоретический и методологический арсенал денежно-кредитной политики и банковского сектора. На его основе появилась возможность решать задачи укрепления банковского сектора и повышения его роли в развитии экономики более эффективно, что также нашло отражение в новом документе.

- Какие цели ставит Программа и какие основные задачи для их достижения предстоит решить Национальному банку, другим государственным органам, банкам?

— Цели банковской системы подчинены приоритетам социально-экономического развития и определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни народа. Исходя из этого целями развития банковского сектора определены, во-первых, повышение его устойчивости и эффективности функционирования и, во-вторых, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.

На достижение этих целей будет направлено решение основных задач Программы. Это укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, повышение эффективности механизмов аккумулирования денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции. В числе задач также расширение состава и улучшение качества предоставляемых услуг до уровней, соответствующих международным стандартам банковской деятельности, повышение эффективности государственного регулирования параметров развития банковского сектора, интеграция в мировую банковскую систему.

- Уже на протяжении ряда лет банковская система развивается темпами, опережающими темпы роста ВВП страны. Планируется ли сохранить эту тенденцию в дальнейшем? Какие меры будут приниматься для повышения качества роста банковского сектора?

— Программа предусматривает, что финансовый потенциал банковского сектора продолжит расти более высокими темпами, чем ВВП страны. Так, объем ресурсной базы банковского сектора за 2006 — 2010 гг. увеличится в 2,7 — 3,2 раза, составив к концу 2010 г. 40 — 43% в соотношении с ВВП, при том, что в начале 2006 г. это соотношение составило 31,5%. Определяющую роль в расширении ресурсного потенциала будут играть внутренние источники роста — средства организаций, населения, республиканского и местных бюджетов. Базой для этого является стабильный экономический рост и повышение эффективности реального сектора экономики. Одновременно увеличатся объемы привлекаемых средств из-за пределов страны на основе совершенствования инвестиционного климата Беларуси и улучшения имиджа банковской системы.

В качестве важнейшего условия эффективного и безопасного функционирования банковского сектора, а также его динамичного развития, названо поддержание банками собственного капитала на уровне, достаточном для покрытия принимаемых ими рисков, с одной стороны, и обеспечивающем инвестиционную привлекательность банковского сектора, с другой стороны.

Поставлена также задача улучшения качества собственного капитала. При этом с целью недопущения проникновения в банковскую систему капитала лиц, относительно средств которых отсутствуют гарантии законности происхождения, а также лиц с неустойчивым финансовым положением и сомнительной деловой репутацией будут совершенствоваться надзорные процедуры по выявлению и оценке реальных собственников банков. Это, в конечном итоге, повысит прозрачность структуры собственности банков.

Ожидается, что за 2006 — 2010 гг. собственный капитал увеличится в 2,7 — 3,1 раза, это позволит увеличить его отношение к ВВП до уровня 7,9 — 8,4%

Программа впервые устанавливает прогнозный параметр рентабельности банков на долгосрочную перспективу. К концу 2010 г. рентабельность капитала банковского сектора при инфляции, не превышающей 5%, должна составить не менее 6-8%.

Определены задачи дальнейшего развития системы банковского надзора. Внедрение принципов соглашения по оценке достаточности капитала «Базель-2» является основной перспективой совершенствования банковского надзора во всем мире на ближайшие годы, и банковская система Беларуси также продолжает движение в этом направлении. В связи с этим основным ориентиром дальнейшего совершенствования банковского надзора останется внедрение международных стандартов, включая новые стандарты, определенные Базельским соглашением по капиталу «Базель-2».

- Рост финансового потенциала расширит возможности банков по предоставлению кредитов предприятиям и гражданам страны. Как будут расти масштабы банковского кредитования?

— Решение общеэкономических и социальных задач требует адекватной кредитной поддержки, наряду с другими формами инвестирования. Поэтому в 2006 — 2010 гг. банкам на основе роста ресурсной базы предстоит увеличить объем и расширить спектр предлагаемых услуг кредитного характера. В абсолютном выражении банковские кредиты экономике за пятилетие возрастут почти в 3,5 раза при росте номинального ВВП в 2,2 — 2,4 раза. Отношение банковских кредитов экономике к ВВП может увеличиться до 29 — 31%.

Объем выдачи банками долгосрочных кредитов увеличится в 3,3 раза, и в течение пяти лет составит в целом около 23,3 трлн. Br. Это составляет 14,4% от общего объема финансирования инвестиций в основной капитал, предусмотренного на пятилетие. Одним из основных направлений долгосрочного кредитования останется финансирование жилищного строительства.

На реализацию мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005 — 2010 гг., утвержденной Указом Президента от 25.03.2005 № 150, организациям агропромышленного комплекса в 2006 — 2010 гг. будет выдано банковских кредитов на сумму около 11 — 12 трлн. Br.

Наряду с увеличением объемов банковских кредитов, повышению инвестиционной активности будет содействовать ускорение темпов роста других сегментов финансового рынка. Развитие рынка корпоративных ценных бумаг, а также формирование фондов «длинных денег» (страховых, инвестиционных, пенсионных и других) расширит возможности мобилизации предприятиями долгосрочных ресурсов по приемлемым процентным ставкам, будет способствовать концентрации средств на ключевых направлениях социально-экономического развития и снижению рисков в банковском секторе.

- Как будет совершенствоваться работа банков с населением и какими видятся пути улучшения банковского обслуживания?

-Ключевые направления развития рынка розничных банковских услуг — это стандартизация и автоматизация процесса оказания розничных банковских услуг, разработка внутрибанковских стандартов качества и внедрение комплексной системы оценки качества обслуживания населения. Продолжится внедрение современных стратегий продаж, переход на комплексное обслуживание, предоставление совместных с организациями торговли услуг. Важными направлениями работы останутся развитие и оптимизация филиальной сети, а также освоение новых сегментов рынка розничных банковских услуг, включая ипотечное кредитование, услуги, связанные с операциями с ценными бумагами, дальнейшее внедрение Интернет-банкинга.

В числе приоритетов будет развитие потребительского кредитования. В этом направлении продолжится работа по обеспечению гарантий прав граждан-заемщиков и формированию механизмов их защиты. Будет проводиться линия защиты права кредитополучателей на получение достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита.

- Банковский сектор является важнейшим проводником денежно-кредитной политики государства. Какими будут приоритеты денежно-кредитной политики в новом пятилетнем периоде?

-Принципиально новым моментом в Программе развития банковского сектора является включение в этот документ отдельной главы с изложением основных направлений денежно-кредитной политики на 2006-2010 гг. Впервые разработаны основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на столь длительный период. Открытость целей и направлений денежно-кредитной политики на пятилетний период будет способствовать лучшему пониманию общественностью действий Национального банка, дальнейшему росту доверия к проводимой денежно-кредитной политике.

Стратегическим направлением денежно-кредитной политики в 2006-2010 гг. останется содействие достижению прогнозируемых социально-экономических показателей, и в первую очередь, обеспечению устойчивого долгосрочного экономического роста.

Главный вклад денежно-кредитной политики в решение этой задачи видится в достижении и поддержании низких темпов инфляции и относительной стабильности обменного курса национальной валюты. В связи с этим в 2006 — 2010 гг. конечной целью денежно-кредитной политики, наряду с другими мерами экономической политики, будет обеспечение с помощью монетарных инструментов снижения темпов инфляции и поддержания ее на низком уровне. Инфляция, измеряемая приростом индекса потребительских цен, в 2010 г. прогнозируется на уровне не более 5%.

Для достижения этой цели потребуется совершенствование принципов и механизмов осуществления денежно-кредитной политики. Необходимость такого совершенствования обусловлена тем, что по мере сокращения темпов роста цен обменный курс национальной валюты постепенно снижает свое значение как средство достижения конечной цели по инфляции.

Поэтому, если в первой половине пятилетия ведущая роль в системе ориентиров Национального банка сохранится за обменным курсом белорусского рубля, то в дальнейшем будет ускоряться эволюция денежно-кредитной политики в направлении прямого инфляционного таргетирования. Этот режим предполагает, что применение инструментов Национального банка будет направлено непосредственно на достижение целевого уровня инфляции. Такая модель получила международное распространение сравнительно недавно, в 1990-х годах, и демонстрирует достаточно высокую эффективность в различных экономических системах, становясь одной из главных мировых тенденций денежно-кредитной политики.

В условиях инфляционного таргетирования основным инструментом регулирования процессов в денежно-кредитной сфере становится процентная ставка. Изменение ставки рефинансирования будет непосредственно ужесточать либо смягчать условия заимствования на краткосрочном денежном рынке и формировать четкий и понятный сигнал о направлении монетарной политики. Прогнозируется, что в условиях позитивного развития ситуации ставка рефинансирования к концу 2010 г. составит 4 — 6%.

Надо подчеркнуть, что для эффективной реализации прямого инфляционного таргетирования необходим ряд предпосылок, которые в экономике Беларуси пока не сформированы в достаточной степени. В частности, необходимо создание широкого финансового рынка, обеспечивающего увеличение сферы товарно-денежных отношений и повышение значимости процентного канала в механизме взаимодействия монетарного сектора с другими секторами экономики. Поэтому конкретные сроки перехода к режиму прямого инфляционного таргетирования будут зависеть от проведения всех необходимых подготовительных мероприятий в экономике и денежно-кредитной сфере.

Совершенствование денежно-кредитной политики и повышение уровня развития банковского сектора страны, предусмотренные Программой, будут осуществляться в едином комплексе мер государственной экономической и социальной политики, основываться на устойчивом укреплении потенциала отраслей национальной экономики и социальной сферы и окажут, в свою очередь, стимулирующее воздействие на дальнейшую динамику их роста, качество и уровень жизни населения.

Николай ЗЕНЬКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях