Оправдание результата
О необходимости перехода на инновационный путь развития в Беларуси не говорил разве что очень ленивый. В любой программе можно найти планы создания и продвижения инноваций, новой продукции и технологий. Но на практике достижения республики на этом по...О необходимости перехода на инновационный путь развития в Беларуси не говорил разве что очень ленивый. В любой программе можно найти планы создания и продвижения инноваций, новой продукции и технологий. Но на практике достижения республики на этом поприще, к сожалению, еще довольно скромны. Свидетельство тому — недавно опубликованные данные Белстата.
Исходя из сведений, содержащихся в статотчетности по форме 1-нт (инновация) «Отчет об инновационной деятельности организации», затраты на технологические, организационные, маркетинговые инновации осуществляли 408 организаций (17,7% отчитавшихся). Именно их, согласно действующей в республике классификации, можно признать инновационно активными. Правда, тут не учитываются субъекты малого предпринимательства частной формы собственности.
Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) и оказанных услуг инновационного характера — 18 736 992 млн. Br, или 13,9% общего объема. Из этой суммы новой для внутреннего рынка являлось 53% отгруженной инновационной продукции (работ, услуг), а для мирового — только 0,8% (149 764 млн. Br). Интересно, что в Минске новинок мирового масштаба набралось 0,3% общего объема инноваций, в Брестской области — 1,1%, Гомельской — 0,8%, Гродненской — 1%, Минской — 5,3%, а у организаций Витебской и Могилевской областей таковых вообще не нашлось. За пределы Республики Беларусь было отгружено 50,4% инновационной продукции (работ, услуг), из которых в страны СHГ — 29,2%, в т.ч. в Россию — 20,3%.
Организационные инновации (т.е. внедрение новых организационных методов в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях) осуществляли в прошлом году 19,1% отчитавшихся предприятий, маркетинговые (внедрение новых методов маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, продвижении на рынок или использовании новых стратегий ценообразования) — 21,8%. Технологические инновации осуществляли 85,5% организаций, в т.ч. продуктовые инновации — 69,3%, процессные — 45%, и те и другие — 20,9%.
Затраты организаций промышленности на инновации в прошлом году составили 2 812 451 млн. Br, из которых на технологические приходится 99,3% (в т.ч. 38,9% — продуктовые и 61,1% — процессные), организационные — 0,2%, маркетинговые — 0,5%. Организации связи и деятельности, связанной с вычислительной техникой, затратили на инновации 130 299 млн. Br, из которых 99,5% — на технологические, 0,3 — организационные и 0,2% — маркетинговые.
В структуре затрат на технологические инновации организаций промышленности на исследования и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов направлено 597 531 млн. Br, на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, — 1 818 069 млн., приобретение новых и высоких технологий — 11 992 млн., компьютерных программ и баз данных — 11 136 млн., производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) — 258 660 млн., обучение и подготовку персонала, связанные с инновациями, — 2344 млн., маркетинговые исследования — 4776 млн., прочие цели — 88 794 млн. Br.
Структура источников финансирования инновационной деятельности организаций промышленности представлена на диаграмме. Отметим, что 2/3 бюджетного финансирования приходится на средства инновационных фондов.
Примечательно, что среди 92 промышленных предприятий, осуществлявших организационные инновации, разработку и реализацию новой или значительно измененной организационной стратегии осуществлял 21 респондент, внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления — 25, современных систем логистики и поставок («точно в срок» и т.п.) — 18, корпоративных систем управления знаниями — 8, реализацию мер по развитию персонала — 45, новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих видов кооперационных связей — 24, передачу ряда функций и бизнес- процессов на аутсорсинг — 10. Среди 113 организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, 35 внедряли значительные изменения в дизайн товаров и услуг, 28 — в упаковку продукции, 47 — в реализацию новой маркетинговой стратеги, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта. 70 использовали новые приемы по продвижению продукции, 43 — новые каналы продаж, в т.ч. прямые продажи, интернет-торговлю, 68 вводили новые концепции презентации продукции в торговле, а 47 применяли новые ценовые стратегии.
Лишь 21 организация промышленности приобретала в прошлом году новые и высокие технологии (в т.ч. 13 — за рубежом) и всего 6 осуществляли передачу таких технологий другим.
Таким образом, инновационная активность белорусской экономики оставляет желать лучшего. В чем причина? Почти половина опрошенных промышленных организаций считают основным или решающим фактором, препятствующим инновациям, недостаток собственных денежных средств (872). Среди других экономических препятствий — дефицит финансовой поддержки со стороны государства, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокая стоимость и длительные сроки окупаемости нововведений, а также высокий экономический риск.
Почти 1/4 часть респондентов признались в своем низком инновационном потенциале, а 4% — в невосприимчивости к нововведениям. Многих останавливает недостаток квалифицированного персонала, информации о новых технологиях и рынках сбыта, возможностей для кооперирования с другими организациями. Среди других факторов — низкий спрос на инновационную продукцию (работы, услуги), несовершенство законодательства по вопросам регулирования и стимулирования инновационной деятельности, неопределенность сроков инновационного процесса, неразвитость инновационной инфраструктуры, включая посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги, а также рынка технологий.
Роман КУНИЦКИЙ