$

2.0580 руб.

2.2750 руб.

Р (100)

3.1945 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Социум

Оправдан ли страх перед генетической инженерией?

01.08.2003
Ученые надеются, что именно современная биотехнология, основанная на применении методов генетической инженерии, поможет решить такие глобальные проблемы человечества, как борьба с голодом, болезнями, улучшение экологического состояния нашей планеты. О том, что в Палату представителей поступил проект закона "О безопасности генно-инженерной деятельности", "НЭГ" уже сообщала (см. N 23, с.4). Документ готовится к первому чтению, и больше всего споров возникает вокруг проблемы безопасности человека и природы: действительно ли так опасны генно-инженерные организмы, для чего нужна государственная система биобезопасности и как ее обеспечить наиболее эффективным образом. Прояснить ситуацию мы попросили разработчиков законопроекта -- руководителя Национального координационного центра биобезопасности, доктора биологических наук Александра ЕРМИШИНА и ученого секретаря Института социологии НАН Беларуси Виктора ЗАРЬКОВА.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ инженерия -- это новый метод селекции, позволяющий существенно расширить ее традиционные возможности за счет использования всего разнообразия ценных генов, существующих в природе. Ученый может добавить сорту растений, породе животных или штамму микроорганизмов строго определенные гены, причем от совершенно неродственных видов, не изменяя при этом остальные его характеристики. "Модифицированный" организм вырабатывает один-два новых белка (фермента). Это нестойкие соединения, которые разрушаются при нагревании, под действием кислой среды (например, в пищеварительном тракте) и других ферментов. Накапливаться в организме, оказывать продолжительное воздействие на него и, в частности, на его репродуктивные функции ферменты не могут в принципе. Поэтому безосновательны опасения, что употребление в пищу продуктов, полученных из генно-инженерных организмов, может отразиться на здоровье потомства.

Ни один сорт, порода, штамм, выведенные с помощью традиционной селекции, не проходят такой всесторонней оценки безопасности, какой подвергаются их трансгенные формы.

Чтобы избежать возможных негативных последствий внедрения революционных технологий, которые случались в прошлом, регулирование генно-инженерной деятельности ведется на государственном и международном уровнях. Рассматриваемый законопроект как раз и станет основой будущей системы безопасности в данной сфере в нашей стране.

В проекте закона сформулированы важнейшие принципы безопасности генно-инженерной деятельности и определены основные ее направления, которые должны регулироваться на государственном уровне. Безопасность достигается с помощью совокупности государственных мер: установления единых требований биобезопасности; проведения государственной экспертизы; осуществления государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля; введения юридической ответственности за нарушение требований закона и др.

ПОЛНОМОЧИЯ в области безопасности генно-инженерной деятельности предлагается закрепить за республиканскими органами госуправления (Минприроды, Минздравом и Минсельхозпродом), возложив на них дополнительные управленческие функции. Это соответствует уровню развития генетической инженерии и практического использования ее результатов в Беларуси, а также сведет к минимуму затраты республиканского бюджета, связанные с принятием закона. Дополнительные права и обязанности возлагаются на названные министерства также в связи с выполнением международных обязательств Беларуси (постановление Совмина от 5.06.2002г. N 734 "О мерах по реализации положений Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии"). Особое место в этой системе отводится Национальному координационному центру биобезопасности, созданному решением правительства в НАН Беларуси в 1998г. Впервые его правовой статус как органа, осуществляющего научное, консультационное и информационное обеспечение генно-инженерной деятельности, определен на законодательном уровне.

Например, для сельскохозяйственных растений предлагается трехступенчатая процедура оценки биобезопасности. На этапе создания генно-инженерных организмов селекционер, выбрав гены, которые будут привнесены в генетический материал сорта в процессе его улучшения, обязан провести изучение их свойств и анализ возможных неблагоприятных эффектов будущих генно-инженерных организмов для здоровья человека и окружающей среды. После получения генно-инженерных организмов он должен провести оценку их биобезопасности, результаты исследований обобщить по установленной форме и представить на государственную экспертизу.

Эти материалы тщательно изучаются в ходе экспертизы на следующем этапе -- при высвобождении генно-инженерных организмов в окружающую среду для испытаний. Ее организует Национальный координационный центр биобезопасности, а проводят эксперты по разным областям науки: генетике, ботанике, экологии, токсикологии, аллергологии и т.д., включенные в Национальный реестр экспертов по биобезопасности. По результатам экспертизы принимается заключение, на основании которого Минприроды дает разрешение на проведение испытаний генно-инженерных организмов.

Следующий этап -- государственное сортоиспытание, которое проводят на сортоучастках во всех областях республики в течение двух-трех лет. При этом сорта оцениваются по целому ряду хозяйственно полезных признаков (урожайности, устойчивости к болезням и т.д.). Растения, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности в качестве продовольственного сырья, должны дополнительно пройти государственную экспертизу безопасности для здоровья человека (тесты на токсичность, аллергенность и т.п.). Эта экспертиза проводится силами институтов и лабораторий Минздрава, включенных в вышеупомянутый реестр экспертов по биобезопасности. По результатам сортоиспытания и экспертизы биобезопасности Комитет по государственному испытанию и охране сортов растений при Минсельхозпроде принимает решение о включении сорта в Государственный реестр сортов и древесно-кустарниковых пород. Только после этого генно-инженерный сорт будет допущен к использованию для производства сельскохозяйственной и иной продукции.

РЯД ДЕПУТАТОВ предлагают в дополнение к уже имеющейся системе органов госрегулирования генно-инженерной деятельности создать при Национальной академии наук межведомственную комиссию, которая должна отвечать за все, что касается биобезопасности в республике. Подразумевается, что ряд министерств делегируют ей некоторые из своих функций и прежде всего право выдавать специальные разрешения на осуществление отдельных видов генно-инженерной деятельности.

Фактически предлагается создание органа госуправления, что потребует существенного увеличения расходов госбюджета и числа чиновников. Уровень развития генетической инженерии в Беларуси не позволяет рассчитывать на появление в ближайшее время большого количества новых "объектов", созданных с применением ее методов. Едва ли будет много предложений из-за рубежа. Таким образом, новый орган госуправления в обозримый период будет загружен недостаточно.

Кроме того, попытка наделить Национальную академию наук не свойственными ей функциями, совместив в одном учреждении госэкспертизу и госконтроль, не соответствует принципам биобезопасности. Уже существующая и, заметим, отлаженная система (о некоторых ее звеньях говорилось выше) может справиться с поставленными задачами и без учреждения межведомственной комиссии.

Создание межведомственной комиссии приведет к разрушению уже сложившихся, функционирующих и соответствующим образом финансируемых из бюджета элементов национальной системы биобезопасности.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, депутаты должны решить, какой будет система государственного регулирования безопасности генно-инженерной деятельности в Республике Беларусь. Либо в ее основу будет положена научно обоснованная модель, проверенная на практике многих государств, учитывающая реальную ситуацию в республике и не требующая значительных расходов бюджетных средств, либо предпочтение будет отдано модели, которая ляжет дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков.

Кстати, 13 июня 2003г. Картахенский протокол по биобезопасности ратифицирован белорусским парламентом. Это означает, что через 90 дней он вступает в силу для Беларуси.

Макроэкономика: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы