Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Банки и расчеты
24.09.2010 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ОПЛАЧЕННЫЙ СТИМУЛ

В большинстве стран мира только глобальный кризис заставил правительства прибегнуть к политике активного В большинстве стран мира только глобальный кризис заставил правительства прибегнуть к политике активного стимулирования экономики за счет вливания государственных средств. И вот, направив в экономику триллионы долларов, развитые страны пытаются остановить закачивание ликвидности из бюджета, опасаясь роста инфляции и внешнего долга. В Беларуси политика финансирования экономики из бюджета проводилась всегда.

В большинстве стран мира только глобальный кризис заставил правительства прибегнуть к политике активного стимулирования экономики за счет вливания государственных средств. И вот, направив в экономику триллионы долларов, развитые страны пытаются остановить закачивание ликвидности из бюджета, опасаясь роста инфляции и внешнего долга. В Беларуси политика финансирования экономики из бюджета проводилась всегда. И следующий год не станет исключением.

Согласно проекту закона «О республиканском бюджете на 2011 год» бюджетное стимулирование отраслей национальной экономики в 2011 г. будет сокращено из консолидированного бюджета на четверть к плану текущего года, до 12,3 трлн. Br, из республиканского — на 44,2%, до 7,2 трлн. Br.

Уменьшение расходов на национальную экономику будет сопровождаться перераспределением ресурсов в пользу финансирования мер социальной политики. Расходы на нее (исключая расходы ФСЗН) спрогнозированы в размере 6,5 трлн. Br, что на 41% больше, чем в 2010 г., в т.ч. из республиканского бюджета — 4,363 трлн. Br (+ 44%). Планируется увеличить стипендии, пособия, а среднемесячную зарплату бюджетников — на 35% к уровню 2010 г., до 1,26 млн. Br (около 400 млн. USD). Кроме того, финансирование здравоохранения должно увеличиться на 35,8% по сравнению с 2010 г. — до 7,8 трлн. Br; образования — на 45%, до 11,014 трлн., науки — на 62%.

На протяжении последних лет расходы на поддержку отраслей и социальную политику были сопоставимы: в 2009 г. расходы консолидированного бюджета на национальную экономику составляли 16,4 трлн. Br, в т.ч. из республиканского — 13,5 трлн. Br. В этом году финансирование экономики из государственной казны предусмотрено в объеме 16,4 трлн., в т.ч. из республиканского бюджета — на сумму 12,9 трлн. Br. За январь–июнь фактически финансирование составило 6,4 трлн., в т.ч. из республиканского бюджета — 4,6 трлн. Br, это на 16% меньше по сравнению с I полугодием 2009 г. В это же время расходы республиканского бюджета на социальную политику выросли на 27,7%, до 2,3 трлн. (без учета расходов ФСЗН).

В пояснительной записке к закону о бюджете–2011 говорится, что расходы на господдержку в виде оказания финансовой помощи юрлицам и ИП (46,6 млрд.), предоставления бюджетных кредитов, ссуд, займов (144,5 млрд.) распределены в полном объеме в соответствии с решениями главы государства.

Главным получателем бюджетных ресурсов остается АПК. Из средств консолидированного бюджета в 2011 г. финансирование сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности предложено увеличить на 24,3% к уровню 2010 г., до 6,626 трлн. Br. В частности, эти ресурсы будут направлены на развитие сельхозпроизводств и переработку сельхозпродукции — 1,2 трлн. Br, субсидирование поставок сельхозтехники (условия долгосрочной аренды — 610 млрд. Br), строительство, реконструкцию, техпереоснащение животноводческих, птицеводческих, др. объектов АПК (135 млрд. Br), финансирование аграрной науки (27 млрд. Br), доплаты к зарплате молодых специалистов (13,5 млрд. Br), реализацию госпрограммы «Торф» (50 млрд. Br). На компенсацию потерь банкам от выдачи льготных кредитов организациям Минсельхозпрода предусмотрено 1,461 трлн. Br.

Не останутся без помощи и другие отрасли. Так, стимулирование промышленности, строительства и архитектуры из средств консолидированного бюджета запланировано уменьшить в 1,9 раза по сравнению с текущим годом, до 1,005 трлн. Br. Финансирование из республиканского бюджета составит 980,2 млрд. Br против 1,9 трлн. в этом году и 1,3 трлн. в 2009 г. Господдержка юрлиц этих отраслей в форме возмещения процентов по кредитам обойдется в 364,4 млрд. Из этих средств по решениям Президента должно быть распределено 177,7 млрд. Br. В частности, деревообрабатывающим предприятиям концерна «Беллесбумпром» будет предоставлено 70,4 млрд. Br; цементным заводам — 55,3 млрд. Br; ОАО «Гомельстекло» — 31,2 млрд. Br; ОАО «Лидсельмаш» — 7,4 млрд. Br; ОАО «Стеклозавод «Неман» — 5,2 млрд. Br; заводу по производству бумаги в г. Шклове — 2,1 млрд. Br; РУП «Несвижский завод медицинских препаратов» — 1,1 млрд. Br.

Расходы на топливо и энергетику в 2011 г. из республиканского бюджета предусмотрены в объеме 568,7 млрд. Br против 5,7 трлн. в текущем году и 6,083 трлн. в 2009 г. На финансирование работ, связанных со строительством АЭС, будет направлено 63,3 млрд. Br. Предприятия Минэнергетики будут профинансированы из республиканского бюджета на сумму 293,6 млрд. Br. На реализацию госпрограммы энергосбережения запланировано израсходовать 159,9 млрд. Br. Заметим, что ситуация со строительством АЭС продолжает оставаться неопределенной: с россиянами переговоры зашли в тупик, а с другими возможными инвесторами и строителями еще не начинались.

Транспорт, дорожное хозяйство и связь из консолидированного бюджета будут профинансированы в объеме 3,343 трлн. Br (+17,9% к плану 2010 г.), в т.ч. из республиканского — на сумму 1,777 трлн. Br (+20%). В частности, для предприятий транспорта будет зарезервировано 380,8 млрд. Br, в т.ч.: 28,7 млрд. Br — на компенсацию льготных поездок; 17,7 млрд. Br — на субсидии предприятиям водного транспорта. Расходы на дорожное хозяйство определены в сумме 1,946 трлн. Br, в т.ч. из республиканского бюджета — 1,247 трлн. Br. На финансирование строительства и реконструкцию республиканских автомобильных дорог будет направлено 250,9 млрд. Br.

В республиканском бюджете расходы на связь запланированы в объеме 149,7 млрд. Br, из них: 77,9 млрд. Br — расходы государственного целевого бюджетного фонда (резерва) универсального обслуживания, 43 млрд. Br — из инновационного фонда Министерства связи и информатизации. Предусмотрено покрытие убытков Белпочты из-за сдерживания тарифов на оказываемые услуги в сумме 15 млрд. Br.

Предельный размер обязательств по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства утвержден в размере 390 млн. USD.

Впрочем, это далеко не полный перечень помощи, которую государство окажет экономике в 2011 г. Ведь налоговые кредиты и льготы, отсрочки и рассрочки в погашении долгов перед бюджетом, компенсацию процентов по банковским кредитам, как и в текущем году, отдельные предприятия смогут получить по мере необходимости — надо только уметь попросить.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений